Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-224/2020) по административному исковому заявлению ООО "Енисейинвест" об оспаривании нормативного правового акта, с апелляционной жалобой Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 04 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н, представителя ООО "Енисейинвест" Будникова Н.Б, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Енисейинвест" обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующим Приложения N 2 "Карта зон с особыми условиями использования территорий" к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившим силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N водоохранной зоны.
В обоснование заявленных требований ООО "Енисейинвест" указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номеров N. Указанный земельный участок расположен по адресу "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка. Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. В отношении земельного участка установлены две территориальные зоны: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зона с особыми условиями использования территории (водоохранная зона). Административный истец считает, что установление водоохранной зоны ручья без названия (правый приток ручья Серебряный) противоречит части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку водоохранная зона установлена в отношении ручья (части реки) помещенного в закрытый коллектор. Установление водоохранной зоны нарушает права административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, по его целевому назначению.
Решением Красноярского краевого суда от 04 июня 2020 года административное исковое заявление ООО "Енисейинвест" удовлетворено, Приложение N 2 "Карта зон с особыми условиями использования территорий" к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск", утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-112 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N водоохранной зоны признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красноярский городской Совет депутатов в лице председателя Фирюлиной Н.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование апелляционной жалобы указано, что Генеральный план городского округа города Красноярска согласован с Правительством Красноярского края и с Министерством природных ресурсов Красноярского края. Само по себе установление границ водоохранных зон не поставлено законодательством в зависимость от согласия правообладателей земельных участков и иных объектов, полностью или частично попадающих в границы устанавливаемых зон, границы водоохранных зон могут пересекать площади и (или) границы любых объектов, в том числе ранее установленные границы других объектов землеустройства.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца Будниковым Н.Б. и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ООО "Енисейинвест" Будников Н.Б, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение подлежит оставлению без изменений, апелляционная жалоба без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Как следует из статьи 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 г. N 13-3148 "О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа", муниципальное образование город Красноярск является городским округом.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
Приложением N 2 к Правилам землепользования и застройки является "Карта зон с особыми условиями использования территорий", на которой установлены территориальные зоны с особыми условиями использования территории городского округа город Красноярск.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта судом не установлено, по этим основаниям решение суда не оспаривается.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Енисейинвест" на основании договора купли-продажи N выданного ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, произведено межевание и определены границы.
Из сведений отраженных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее ИСОГД) следует, что Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложения NN 1 и 2 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 7 июля 2015 года N В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена территориальная зона: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зона с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона ручья без названия (первый приток ручья Серебряный).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиям использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны.
Согласно пункту 13 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве зоны с особыми условиями использования территорий может быть установлена водоохранная зона.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Частью 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
Из представленных в материалы дела доказательств (письма межрегионального управления Росприрднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 21 мая 2018 года, решения Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о предоставлении водного объекта в пользование для строительства закрытого водоотводного сооружения от 28 февраля 2014 года, заключения кадастрового инженера от 12 февраля 2020 года) следует, что ручей без названия (правый приток ручья Серебряный), в месте расположения земельного участка с кадастровым номером N помещен в закрытый коллектор.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Приложение N 2 "Карта зон с особыми условиями использования территорий" к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N водоохранной зоны противоречит требованиям части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о согласовании проекта Правил землепользования и застройки с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации не влияет на правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствует о наличии оснований для установления оспариваемым решением водоохранной зоны в отношении водного объекта, помещенного в закрытый коллектор.
Вопреки доводам апеллянта, доказательств, свидетельствующих о расположении земельного участка в пределах водоохранной зоны иных водных объектов, материалы дела не содержат и стороной административного ответчика не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.