Постановлением Верховного Суда РФ от 8 июля 2021 г. N 5-АД21-51-К2 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Петрова С.М. на постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года, которым заместитель директора по региональному управлению ПАО "Детский Мир" Максимов И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, УСТАНОВИЛ:
*** года ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Роспотребнадзора по городу Москве в отношении заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский Мир" Максимова И.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Зеленоградский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Петров С.М. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе отсутствие в действиях Максимова И.Ю. события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ; неверную квалификацию действий Максимова И.Ю. по указанной норме, которая отсутствовала на момент истечения срока выполнения предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве; акт проверки составлен лицом, не участвовавшим при её проведении; отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, а также решения о согласовании её проведения с прокурором.
Максимов И.Ю, его защитник Петров С.М. в судебное заседание не явились, извещались о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей не явки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не представили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1 и ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ч асти 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", которыми установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие Санитарные правила - СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", (действующие на территории Российской Федерации по настоящее время).
Названные Санитарные правила определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Производственный контроль включает, в том числе, ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
В целях совершенствования организации и проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, проводимых на объектах города Москвы, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и реализации Федерального закона N 52-ФЗ Правительством Москвы утверждена Программа мер по совершенствованию организации, проведения и учета дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах города Москвы, в соответствии с которой индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в соответствии с осуществляемой ими на объектах города Москвы деятельностью рекомендовано обеспечить организацию, проведение и учет на объектах города дезинфекционных, стерилизационных, дезинсекционных и дератизационных работ в соответствии с санитарными правилами, другими нормативно-методическими документами, регламентирующими проведение этих работ.
*** года комитетом по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
В связи с этим Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве разработана Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (письмо от 23.01.2020 N ***), согласно которой с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию.
Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке. В Инструкциях по применению этих средств указаны режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Воздух в присутствии людей рекомендуется обрабатывать с использованием технологий и оборудования, разрешенных к применению в установленном порядке, на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров) в соответствии с действующими методическими документами.
Ответственность за организацию, полноту, качество, эффективность и безопасность проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включающих в себя проведение всех дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в профилактических целях, осуществление производственного контроля за своевременностью, полнотой и качеством вышеуказанных мероприятий возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (собственников, арендаторов, балансодержателей объектов).
Как следует из материалов дела *** года в отношении ПАО "Детский мир" (магазин "Детский мир", расположенный по адресу: г** проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой должностным лицом Росптребнадзора установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований по недопущению распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а именно:
- в целях проведения мероприятий по уничтожению болезнетворных микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, в месте массового скопления людей (магазине) отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха;
- не проводится контроль учета получения и расхода дезинфицирующих средств, соответствующие графы в журнале отсутствуют;
- отсутствует инструкция по приготовлению рабочего раствора дезинфицирующего средства;
- не проводится очистка и обработка инвентаря после использования, не организовано раздельное хранение инвентаря для уборки туалета от другого инвентаря.
Ответственным за обеспечение соблюдения в магазине "Детский мир" требований в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, проведение всех необходимых санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, соблюдение санитарно- противоэпидемиологического режимов, соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей и иных требований, предъявляемых к объектам розничной торговли является заместитель директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимов И.Ю, действия (бездействия) которого квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова И.Ю. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; приказом о переводе Максимова И.Ю. на должность заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир"; должностной инструкцией заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир"; приказом о назначении Максимова И.Ю. ответственным за проведение мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима; актом проверки от *** г. с приложением и фотоматериалом к нему; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова И.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о неверной квалификации действий заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова И.Ю. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за неисполнение требований выданного Роспотребнадзором предписания, а также отсутствие данной нормы на момент истечения срока выполнения предписания, нельзя признать состоятельным в силу следующего.
Как видно из материалов дела, вмененное в вину заместителю директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимову И.Ю. нарушение выявлено в рамках проведенной Роспотребнадзором внеплановой выездной проверки, которая проведена согласно распоряжению N *** от *** г. в целях проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в рамках проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
Таким образом, исполнение требований выданного ПАО "Детский мир" предписания целью проведения проверки, итоги которой послужили основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, не являлось.
Исходя из содержащегося в протоколе об административном правонарушении описания события правонарушения, в вину заместителю директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимову И.Ю. неисполнение требований предписания не вменялось.
Следует отметить, что диспозиция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является альтернативной, совершение любого из перечисленных в ней действий, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), так и невыполнение в установленный срок в указанный период выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
В данном случае в вину заместителю директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимову И.Ю. вменено неисполнение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на территории города Москвы ограничительных мероприятий, что нашло свое подтверждение материалами дела и не оспаривается заявителем в доводах настоящей жалобы.
Следовательно, названные бездействия Максимова И.Ю. как должностного лица обоснованно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая на момент выявления правонарушения, являющегося длящимся, была введена в действие Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ.
Вопреки доводу жалобы акт проверки ПАО "Детский мир" от ** г. составлен надлежащим должностным лицом - главным специалистом -экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Зеленоградском АО И. И.В, включенной в распоряжение N ** от ** г. (***.)
Приведенные в жалобе довод об отсутствии у административного органа правовых оснований для проведения внеплановой выездной проверки нельзя признать состоятельным, учитывая, что положения пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусматривает право проведения такой проверки на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В данном случае выездная внеплановая проверка ПАО "Детский мир" проведена на основании распоряжения, выданного заместителем Управления Роспотребнадзора по г. Москве Игнатовой Е.Н.
Вопреки доводу жалобы проведенная внеплановая выездная проверка была согласована с органом прокуратуры ** г, о чем имеется соответствующая отметка в акте проверки.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова И.Ю. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено заместителю директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимову И.Ю. в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова И.Ю. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский Мир" Максимова И.Ю. оставить без изменения, жалобу защитника Петрова С.М. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.