Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "ОСКАЛЬД" генерального директора В*** Т.А. на постановление судьи Люблинского районного суда Москвы от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "ОСКАЛЬД", УСТАНОВИЛ
09 июля 2020 года главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО г.Москвы Щ*** О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "ОСКАЛЬД".
Дело передано на рассмотрение в Люблинский районный суд Москвы.
Постановлением судьи Люблинского районного суда Москвы 27 июля 2020 года ООО "ОСКАЛЬД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности ООО "ОСКАЛЬД" по адресу: ***, на срок девяносто суток, с исчислением указанного срока с 27 июля 2020 года, с зачетом срока временного запрета деятельности ООО "ОСКАЛЬД" с 09 июля 2020 года по 26 июля 2020 года.
В настоящей жалобе законный представитель ООО "ОСКАЛЬД" генеральный директор В*** Т.А. ставит вопрос об изменении постановления судьи в части назначенного административного наказания в виде приостановления деятельности и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, указывая, что приостановление деятельности Общества в нынешней экономической ситуации с учетом мер, предпринятых на территории Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции "COVID-19", отрицательно скажется на финансовом состоянии Общества и его платежеспособности при осуществлении экономической деятельности.
ООО "ОСКАЛЬД" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ).
Согласно ст.24 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (ч.ч.1, 3 ст.34 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ).
Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний статьями 35, 36 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ предусмотрено проведение гражданам профилактических прививок и обязательное г игиеническое воспитание и обучение граждан, которое осуществляются, в том числе, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 09 июля 2020 года в 13:00, по адресу: ***, в ходе проведенной по поручению N 5 от 19.03.2020г. проверк и устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, предусмотренной ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ, установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица ООО "ОСКАЛЬД" (магазин "***", хостел) по адресу: г ***, на срок 90 (девяносто) суток, наложенного постановлением Люблинского районного суда г.Москвы N *** от 21.11.2019г, в отношении ООО "ОСКАЛЬД", не устранены, а именно:
- в жилых комнатах хостела скученность, переуплотнение проживающих (на 9-15 кв.м. проживает по 8-14 человек), хранение вещей проживающих осуществляется на полу под кроватями (проживающие не обеспечены тумбочками, шкафами для хранения личных вещей, одежды и обуви), что способствует возникновению высокого риска развития и распространения инфекционных заболеваний, в том числе кори, менингита и др.;
- стирка белья осуществляется в помещении кухни (установлена стиральная машина), сушка белья осуществляется в коридоре. Чистое белье хранится в открытом виде совместно с другими предметами (моющими средствами, обувью и др.), тем самым нарушается поточность чистого и грязного белья;
- в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не проводятся в полном объеме санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: дезинфекционный режим на объекте не организован, уборка помещений, в том числе мест общего пользования (санузлы, душевые, кухня), проводится без применения дезинфицирующих средств, дезинфицирующие средства отсутствуют, уборка проводится моющими средствами); уборочный инвентарь для помещений различных по функциональному назначению (санузлы, душевые, холл) не промаркирован, хранится неупорядоченно, санитарно-техническое состояние помещений неудовлетворительное (в душевых на потолке, следы плесени и протечек);
- наименование организации не заключены договоры на проведение работ по дератизации, дезинсекции, дезинфекции отсутствуют акты выполненных работ; не заключен договор на стирку белья, отсутствуют акты сдачи-приемки; не представлена медицинская документация на сотрудников хостела, не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в помещениях объекта.
При этом установлено, что магазин "***" не функционирует, оборудование вывезено, продукция отсутствует, данное помещение в настоящее время не используется.
Таким образом, ООО "ОСКАЛЬД" допустило нарушение статей 10, 11, 24, 29, 32, 34, 35, 36 Федерального закона от 30.03.1999г. 52-ФЗ; п. 23 Приложение N 2, п.6 Приложения N 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"; п.6.2 СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита"; п.п. 1.5, 2.4, 2.6, 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 17.1, 17.6, 7.1, 7.3, 7.4 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; п.п.2.1, 2.3, 2.5, 4.3, 4.6 СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных"; п.4.3.5 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"; п.п. 3.3, 3.8, 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий".
Действия ООО "ОСКАЛЬД" квалифицированы по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "ОСКАЛЬД" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; протоколом о временном запрете деятельности юридического лица; постановлением Люблинского районного суда г.Москвы от 21.11.2019г. о привлечении ООО "ОСКАЛЬД" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде приостановления деятельности сроком на 90 суток; поручением N *** от 19.03.2020г. о проверке устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; актом проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности N *** от 14.10.2019г. ; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.07.2020г. ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ОСКАЛЬД" ; фотоматериалами, иными материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
Административное наказание назначено судом первой инстанции ООО "ОСКАЛЬД" в пределах санкции ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.12, 4.1, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному. Судьей районного суда все юридически важные обстоятельства учтены, сделан обоснованный вывод о том, что выявленные нарушения создают угрозу здоровью людей, отягчающим административную ответственность обстоятельством обоснованно признано то, что в ноябре 2019 года ООО "ОСКАЛЬД" привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, однако выявленные нарушения не устранило.
Выводы по мере административного наказания мотивированы, назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства, при том, что ООО "ОСКАЛЬД" является организацией, осуществляющей, в том числе, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, а нарушение санитарных правил и требований при осуществлении такой деятельности влечет прямую угрозу для жизни и здоровья людей, в связи с чем назначенное ООО "ОСКАЛЬД" административное наказание признается судом апелляционной инстанции соразмерным содеянному, оснований для его изменения не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Люблинского районного суда Москвы от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "ОСКАЛЬД" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.