Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-221/2019 по кассационной жалобе административного истца Кириллова Александра Валерьевича на решение 35 гарнизонного военного суда от 16 сентября 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 4 декабря 2019 г. по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Кириллова А.В. об оспаривании действий начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее - ГУК МО Российской Федерации), связанных с изданием приказов о направлении его в миссию Организации Объединённых Наций (далее - ООН) в республике "данные изъяты" в качестве военного наблюдателя ООН.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением 35 гарнизонного военного суда от 16 сентября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 4 декабря 2019 г, Кириллову А.В. отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконными действия начальника ГУК МО РФ, связанные с изданием приказов от 1 августа 2016 г. N 150, от 13 марта 2017 г. N 49 и от 7 августа 2018 г. N 166 о направлении его за пределы Российской Федерации для участия в миссии ООН, а именно без указания об его участии в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, на привлечение к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, а также без указания периода проведения мероприятий в соответствие с международным договором Российской Федерации, и возложении на указанное должностное лицо обязанности по внесению в приказы соответствующие изменения.
В кассационной жалобе, поданной 3 июня 2020 г, административный истец, выражая несогласие с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит Кассационный военный суд их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого он, ссылаясь на содержание принятых судебных актов, на нормы международного и военного законодательства, регулирующие порядок направления военнослужащих в составе миссии ООН, и на обстоятельства дела, приводит доводы идентичные апелляционной жалобе, суть которых сводится к тому, что суды неправильно определили обстоятельства по делу, что повлекло отказ в восстановлении его нарушенных прав. При этом считает, что суды необоснованно не учли, оспоренные им приказы, с учетом приведенных им формулировок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Кириллов на основании приказов ГУК МО РФ от 1 августа 2016 г. N, от 13 марта 2017 г. N и от 7 августа 2018 г. N в период с "данные изъяты" г. находился в командировке за пределами Российской Федерации в составе миссии ООН в качестве военного наблюдателя ООН и офицера штаба по планированию деятельности военных наблюдателей миссии ООН
После окончания командировки Кириллов обратился к командованию с просьбой выплатить ему денежную компенсацию вместо дополнительных суток отдыха, за участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в чем ему было отказано.
Порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности регулируется Федеральным законом от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности".
Указанным Порядком определёно, что решение о проведении операций по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности принимается, как правило, Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН.
В состав военного и гражданского персонала, предоставляемого Российской Федерацией для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, могут включаться отдельные военнослужащие и воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, а также гражданские лица.
Участие в такой деятельности может включать наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, а также другие функции по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека в соответствии с Уставом ООН.
В соответствии со статьей 17 Устава ООН и принимаемым по мере необходимости Президентом Российской Федерации нормативным правовым актам финансирование расходов, связанных с направлением военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в состав миссии ООН, их содержание и проживание, осуществляется за счёт средств ООН.
В силу Типового соглашения о статусе сил для проведения операции по поддержанию мира и Типового соглашении между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира, принятых Генеральной Ассамблеей ООН Резолюциями от 9 октября 1990 г. N на сорок пятой сессии и от 23 мая 1991 г. N на сорок шестой сессии соответственно, военный персонал, предоставляемый государством-участником, пользуется привилегиями и иммунитетами, правами и льготами и выполняет обязательства, предусмотренные в соглашении о статусе.
В течение всего срока операции военный персонал подчиняется главе миссии ООН, который, в свою очередь, подчиняется Генеральному секретарю ООН, осуществляет деятельность исключительно в интересах ООН и не должен осуществлять иные функции.
Порядок прохождения службы в миссиях ООН определён Инструкцией военным наблюдателям Департамента операций по поддержанию мира и Департамента полевой поддержки Организации Объединённых Наций по отбору, направлению, замене, продлению сроков пребывания в миссии, переводу, депортации военных наблюдателей миротворческих миссий ООН от 23 апреля 2010 года N (далее - Инструкция).
Согласно Инструкции оперативное управление всеми военнослужащими миссии ООН, включая военных наблюдателей, осуществляет Глава миссии либо в зависимости от делегирования им полномочий - руководитель военного компонента или руководитель группы военных наблюдателей. Инструкцией установлен порядок предоставления военным наблюдателям ООН отпусков и выходных (праздничных) дней, как правило, при пятидневной рабочей неделе, компенсации за переработку в выходные дни и выплат денежных средств, причем реализация этих прав и гарантий производится в обязательном порядке в период нахождения наблюдателя ООН в миссии.
Из вышеизложенного следует, что служебная деятельность (выполняемые задачи) наблюдателей ООН в миротворческих миссиях, в том числе реализация их права на отдых и финансовое обеспечение, определяется структурами ООН. При этом Министерство обороны Российской Федерации не принимает участия в разрешении данных вопросов в отношении указанных военнослужащих, находящихся за пределами Российской Федерации.
Между тем в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН" и п. 15 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы за офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации, направленными в качестве военных наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, сохраняется выплата денежного довольствия, а не использованные отпуска в период их пребывания за границей, предоставляются в течение года после возвращения в Российскую Федерацию, Таким образом, военнослужащие, направляемые за пределы Российской Федерации, в составе миссий ООН, наделены повышенными социальными гарантиями, реализация которых обеспечивается как по линии ООН, так и Министерством обороны Российской Федерацией по постоянному месту службы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих" (далее - Перечень) должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации предписано исключить привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных Перечнем, а привлечение военнослужащих к исполнению таких обязанностей осуществлять на основании приказов соответствующих должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации с обязательным указанием в них на необходимость проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное дело, суды правильно проанализировали действующее законодательство, приведенное в обжалованных судебных постановлениях и пришли к обоснованным выводам, что в период пребывания Кириллова за пределами Российской Федерации в составе миссии ООН и в подчинении должностных лиц названной Организации определять его служебную деятельность Министерство обороны Российской Федерации не имело возможности, а поэтому у ГУК МО РФ отсутствовали правовые основания для издания приказов с указанием в них о необходимости проведения с участием административного истца мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Вопреки доводам автора жалобы, его участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности в качестве наблюдателя ООН само по себе не свидетельствует о том, что он привлекался к участию в мероприятиях, проведённых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении административного иска.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Иные доводы автора кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу части 3 статьи 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 35 гарнизонного военного суда от 16 сентября 2019 г и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 4 декабря 2019 г, по административному исковому заявлению Кириллова Александра Валерьевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.