Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сорокина М.С.
судей Мироновой Н.В, Батялова А.В, при секретаре судебного заседания Идрисовой С.З.
с участием прокурора Дмитриева М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании с административное дело по административному исковому заявлению ООО "Вятский фанерный комбинат" к Правительству Кировской области о признании недействующим в части постановления Правительства Кировской области
по апелляционной жалобе Правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 5 июня 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, установила:
22 января 2019 года принято постановление Правительства Кировской области N 9-П, которым утверждены значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, изложенные в Приложении N 1.
Абзацем 3 пункта 2 Значений целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предусмотрено, что заинтересованный орган, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимает решение об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если инвестиционный проект предусматривает отношение перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60% или сумма значений целевых показателей критериев оценки по инвестиционному проекту составляет:
менее 9 баллов - для проектов по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
менее 12 баллов - для проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Постановлениями Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П, а также от 12 мая 2020 года N 229-П в постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П вносились изменения.
В частности, постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П было изменено постановлением Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П, которым значения целевых показателей критериев оценки приняты в новой редакции.
Кроме этого, были внесены изменения в Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Абзацем вторым пункта 2.5-1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов было предусмотрено, что заинтересованный орган (комиссия), руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимает решение (рекомендацию) об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если:
инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Постановлением Правительства Кировской области от 12 мая 2020 года N 229-П были внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П, которым, в том числе были внесены изменения в Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Так, пункт 2.5-1 изложен в новой редакции, а именно: заинтересованный орган (комиссия), руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимает решение (рекомендацию) об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если:
сумма значений целевых показателей критериев оценки по инвестиционному проекту составляет:
менее 15 баллов - для проектов по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, менее 22 баллов - для проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
заявитель и представленная им концепция инвестиционного проекта не соответствуют требованиям, установленным Положением, и требованиям методических указаний.
Таким образом, постановлением Правительства Кировской области от 12 мая 2020 года N 229-П из пункта 2.5-1 исключен абзац второй.
ООО "Вятский фанерный комбинат" (далее также - Общество, административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Кировской области о признании недействующим с 22 января 2019 года абзаца 3 пункта 2 Значений целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных постановлением Правительства Кировской области N 9-П от 22 января 2019 года (л.д. 3-6 т.1), а также просит признать недействующим абзац 2 пункта 2.5-1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П (в редакции постановления Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П).
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, административный истец указал, что является субъектом инвестиционной деятельности в области освоения лесов на его заявку о включении реализуемого им проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Министерством лесного хозяйства Кировской области был опубликован проект распоряжения о её отклонении, и вопреки решению Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов при Министерстве промышленности и торговли РФ от 27.11.2019 года о необоснованном отказе в отборе заявки, Минлесхозом Кировской области издано распоряжение от 10.03.2020 года об отклонении вышеуказанной заявки. Одним из оснований отклонения заявки о включении реализуемого проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, явилось несоответствие её требованиям положений постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 года N 9-П, заключавшееся в том, что инвестиционный проект предусматривал отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Согласно позиции Общества оспариваемое положение постановления Правительства Кировской области противоречит нормам федерального законодательства, поскольку устанавливает дополнительный критерий инвестиционного проекта, при недостижении которого отклоняется заявка инвестора, административный истец утверждает, что оспариваемые положения противоречат пунктам 10, 12 и 13 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190 от 23 февраля 2018 года), а также указывает, что Положение N 190 от 23 февраля 2018 года не предоставляет возможности субъектам РФ устанавливать дополнительные критерии оценки, которые исчерпывающим образом установлены в пункте 10 Положения N 190 от 23 февраля 2018 года.
По утверждению Общества органы власти субъекта Российской Федерации могут определять только значения целевых показателей.
Несмотря на дальнейшее исключение постановлением Правительства Кировской области от 12.05.2020 года N 229-П "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.01.2019 N 9-П" оспариваемой нормы, административный истец со ссылкой на положения абзаца 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50) настаивает на рассмотрении спора по существу, поскольку в период её действия к административному истцу было применено содержащееся в ней положение, что повлекло нарушение его прав, которые до настоящего времени не восстановлены.
Решением Кировского областного суда от 5 июня 2020 года административное исковое заявление было удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия абзац 3 пункта 2 Приложения N 1 "Значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 22.01.2019 N 9-П "О реализации постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" и, с учётом внесенных постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2019 N 460-П изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.01.2019 N9-П, абзац 2 пункта 2.5-1 Приложения N2 "Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменений приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://kirovreg.ru).
Одновременно Кировский областной суд отказал в удовлетворении ходатайства Правительства Кировской области о прекращении производства по настоящему административному делу.
С принятым решением не согласилось Правительство Кировской области, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое решение и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительство Кировской области указало, что судом допущено нарушение норм процессуального права, выразившееся в отказе в удовлетворении ходатайства административному ответчику в прекращении производства по делу.
В апелляционной жалобе указано, что судом не было учтено, что нормативный правовой акт, действие которого прекращено, не влечет возникновение гражданских прав и обязанностей, а, соответственно не может повлечь нарушение каких-либо прав, свобод и интересов юридических лиц. По мнению заявителя жалобы, нормативный правовой акт, действие которого прекращено, не может быть предметом судебной проверки.
По мнению заявителя жалобы, судом не дана оценка доводам Правительства Кировской области об отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов ООО "Вятский фанерный комбинат" представило отзыв, а прокуратура Кировской области возражения, в которых содержится требование об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, а решения без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Вятский фанерный комбинат" действующие на основании доверенностей Мингасов Т.А, Ефремов В.П. с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правительство Кировской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовало, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствии, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П, а также указанное постановление в редакции постановления от 13 сентября 2019 года N 460-П принят уполномоченным органом, соответствует форме нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Кировской области, опубликован в установленном порядке. В оспариваемой части постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П и в редакции постановления Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права административного истца.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, они сделаны при верном применении судом норм материального права, которые регулируют спорные правоотношения, суд правильно определилфактические обстоятельства дела, которые подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, которым суд дал правильную оценку. Доводы апелляционной жалобы Правительства Кировской области подлежат отклонению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 58 Устава Кировской области от 27.03.1996 года N 12-ЗО предусмотрено, что Правительство Кировской области является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти области.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Устава Кировской области от 27.03.1996 года N 12-ЗО Правительство области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.
Подпунктами "в" и "е" статьи 9 Закона Кировской области от 26.07.2001 года N 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" (далее - Закон Кировской области N 10-ЗО) предусмотрено, что Правительство области осуществляет нормативное регулирование и координацию деятельности иных органов исполнительной власти области; образует координационные, совещательные и консультативные органы, утверждает их состав и положения о них.
Пунктом 2 статьи 16 Закона Кировской области N 10-ЗО установлено, что нормативные правовые акты Правительства области, устанавливающие общие, подлежащие многократному применению правила поведения индивидуально не определенных физических и юридических лиц в сфере осуществления государственного управления на территории области, а также устанавливающие общий порядок деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти области, принимаются в форме постановлений и подписываются Председателем Правительства области.
В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 16 Закона Кировской области N 10-ЗО постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно и вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Частями 2 и 3 статьи 12 Закона Кировской области от 14.10.2013 года N 325-ЗО "О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области" предусмотрено, что источники официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, органов исполнительной власти Кировской области определяются нормативными правовыми актами указанных органов в отношении принимаемых (издаваемых) ими актов.
Источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области наряду с источниками официального опубликования, определяемыми в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи, является "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. 8.5 Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений Правительства Кировской области, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 24.07.2018 года N 207, управление делопроизводства в течение 6 рабочих дней с даты принятия правовых актов в установленном порядке организует их опубликование в официальных изданиях для опубликования правовых актов Кировской области: на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://kirovreg.ru), на "Официальном интернет - портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) (обеспечивает направление постановлений Правительства Кировской области для размещения).
Судебной коллегией установлено, что постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П принят Правительством Кировской области в форме постановления, подписано Губернатором - Председателем Правительства Кировской области и после подписания размещен 22.01.2019 года на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.01.2019 года.
Постановления Правительства Кировской области от 13.09.2019 года N 460-П и от 12.05.2020 года N 229-П после их подписания Председателем Правительства Кировской области размещены 16.09.2019 года на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2020 года на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.05.2020 соответственно.
Оценивая приведенные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с соблюдением требований действующего законодательства к процедуре принятия, в форме, соответствующей законодательству, порядку его опубликования и введения в действие.
На какие-либо нарушения процедуры принятия и обнародования оспариваемого нормативного правового акта административный истец не ссылался, такие нарушения судом не установлены. Опровергающих этот вывод доводов в апелляционной жалобе не приведено.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд пришел к выводу, что федеральный законодатель в подпункте "а" пункта 11 Положения от 23 февраля 2018 года N 190 делегировал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению значений критериев (количественных показателей) оценки инвестиционных проектов и проведению предварительного отбора заявок, установив единый порядок и подходы рассмотрения указанных заявок, а также исчерпывающий перечень оснований для их отклонения.
Одновременно суд первой инстанции пришел к выводу, что установив значение глубины переработки древесины 60%, как минимально допустимого значения необходимого для отбора заявки, не являющееся критерием балловой системы, как в редакции постановления Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П, так и в редакции постановления Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 9-П административный ответчик ввел дополнительное основание для отклонения заявки, не предусмотренное нормами пунктов 2, 7-10, 12 Положения N190 от 23 февраля 2018 года, что привело к отклонению заявки административного истца на основании указанного положения и нарушило его права, как субъекта инвестиционной деятельности в области освоения лесов, и законные интересы.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов.
Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 указанного федерального закона).
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 этого же федерального закона).
Согласно подпункту 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.
Пунктом 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации разработано Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которое утверждено постановлением от 23 февраля 2018 года N 190, которым определен порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Подпунктом "а" пункта 11 Положения от 23 февраля 2018 года N 190 органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать значения целевых показателей критериев оценки инвестиционных проектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения.
Критерии оценки инвестиционных проектов определены федеральным законодателем в пункте 10 Положения от 23 февраля 2018 года N 190 в указанной редакции, действующей на момент принятия постановления Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П, к которым отнесены такие критерии оценки, как:
а) создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;
б) снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);
в) увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции;
г) создание высокопроизводительных рабочих мест;
д) соответствие инвестиционного проекта концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2019 года N 633, внесены изменения в Положение от 23 февраля 2018 года N 190, указанным постановлением Правительства Российской Федерации изменены, определенные в пункте 10 Положения N 190 от 23 февраля 2018 года критерии оценки инвестиционных проектов. Положение N 190 от 23 февраля 2018 года, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 года N 633, действовало на момент принятия постановления Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П
Так, Положением от 23 февраля 2018 года N 190 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 года N 633) к критериям оценки инвестиционных проектов федеральным законодателем отнесены следующие критерии:
а) создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;
б) снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);
в) увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции, а также увеличение объемов выпуска продукции, направленного на увеличение доли экспорта продукции лесопереработки;
г) создание высокопроизводительных рабочих мест;
д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 21.05.2019 N 633;
е) доля глубокой переработки древесины в допустимом ежегодном объеме заготовки древесины на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта на создаваемых (модернизируемых) в рамках реализации инвестиционного проекта производственных мощностях.
В пункте 13 Положения от 23 февраля 2018 года N 190 предусмотрено, что заинтересованный орган в течение 3 рабочих дней после отбора заявки в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" проект решения об отборе заявки, содержащего сведения об инвесторе, заявка которого прошла отбор, с перечнем лесных участков, на которых предполагается реализация инвестиционного проекта, либо проект решения об отклонении заявки, содержащего информацию об отказе в отборе заявки (в случае несоответствия инвестора и заявки положениям пунктов 2 и 7 - 10 настоящего Положения) с указанием основания отказа.
Давая толкование приведенным нормам материального права (пунктам 11 и 10, а также 13 Положения от 23 февраля 2019 года N 190) судебная коллегия приходит к выводу, что федеральный законодатель определилисчерпывающий перечень критериев оценки инвестиционных проектов, который расширительному толкованию не подлежит, а органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставил право лишь установить значения (то есть определенные показатели в цифровом выражении) критериям оценки инвестиционных проектов, определенных им в пункте 10.
Приведенные нормы материального права Российской Федерации не наделяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом определять иные (дополнительные), не указанные в пункте 10 Положения от 23 февраля 2018 года N 190 критерии оценки инвестиционных проектов. Кроме этого, нормативным правовым актом Российской Федерации определены основания, по которым инвестору может быть отказано в отборе его заявки, к которым отнесены критерии оценки инвестиционных проектов. Федеральный законодатель, как в целом в Положении от 23 февраля 2018 года N 190, так и в частности в подпункте "а" пункта 11 названного Положения не предусмотрел право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные основания для отклонения заявки инвестора.
В нарушение предоставленных подпунктом "а" пункта 11 Положения от 23 февраля 2018 года N 190 полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отдельных вопросах в области лесных отношений, Правительство Кировской области в абзаце 3 пункта 2 Значений целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в редакции постановления от 22 января 2019 года N 9-П предусмотрела право заинтересованного органа, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимать решение об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если инвестиционный проект предусматривает отношение перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60% или сумма значений целевых показателей критериев оценки по инвестиционному проекту составляет: менее 9 баллов - для проектов по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
менее 12 баллов - для проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, то есть Правительство Кировской области в данном случае, как определило дополнительный критерий оценки инвестиционных проектов, так и определило дополнительное основание для отклонения заявки инвестора..
Также в нарушение подпункта "а" пункта 11 Положения от 23 февраля 2018 года (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2019 N 633) постановлением Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-п Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов был дополнен пунктом 2.5-1, в соответствии с абзацем вторым которого, заинтересованный орган (комиссия), руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимает решение (рекомендацию) об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если: инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Оценивая абзац второй пункта 2.5-1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, который был утвержден постановлением Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П на его соответствие нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу (Положению от 23 февраля 2018 года N 190 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 года N 633) судебная коллегия приходит к выводу, что устанавливая значение глубины переработки древесины 60%, как минимально допустимое значение необходимое для отбора заявки, не являющееся критерием балловой системы, административный ответчик фактически ввел дополнительное основание для отклонения заявки, не предусмотренное нормами пунктов 2, 7-10, 12 Положения N190 от 23 февраля 2018 года.
Также судебная коллегия отмечает, что устанавливая в подпунктах. 1.1-1.5 Приложения 1 (в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.09.2019 N 460-П) бальные значения для каждого из критериев, в том числе для глубины переработки древесины от 0 баллов при значении указанного показателя менее 60% и до 3 баллов при значении от 80% - 100% в подпункте 1.5, и сохраняя возможность получения необходимого количества баллов по иным критериям, с одновременным установлением возможности отклонения заявки в случае, если инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины к объему заготовки, менее 60% в абзаце 2 пункта 2.5-1 Приложения N 2 к постановлению от 13 сентября 2019 года N 460-П, Правительство Кировской области создало юридическую неопределенность в процедуре оценки соответствия заявки указанным критериям, что влечет для потенциальных инвесторов затруднения при подготовке заявки и инвестиционного проекта и возможность необоснованного отказа в отборе их заявок.
Приведенные основания свидетельствуют о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов Правительства Кировской области нормам федерального законодательства, а поэтому, решение суда о признании их недействующими является верным, не подлежащим отмене.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу.
Подпунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 предусмотрено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Из совокупности норм процессуального права и толкования по их применению следует, что производство по административному иску о признании недействующим нормативного правового акта не может быть прекращено в случае его отмены или прекращения действия до принятия судом решения, если он в период его действия был применен в отношении административного истца и были нарушены его права и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Правительства Кировской области от 12 мая 2020 года N 229-П из пункта 2.5-1 исключен абзац второй, то есть оспариваемые положения нормативного правового акта в период рассмотрения дела были отменены.
Между тем, материалами дела подтверждается, что постановление Правительства Кировской области от 22 января 2019 года N 9-П и от 13 сентября 2019 года N 460-П были применены к истцу в период их действия, в результате произошло нарушение прав административного истца.
Судебной коллегией установлено, что 24.06.2019 года ООО "Вятский фанерный комбинат" подало заявку N N от 21.05.2019 года на реализацию инвестиционного проекта "Организация производства большеформатной продольной фанеры" в Министерство лесного хозяйства Кировской области (т. 1 л.д. 41).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией проекта в области освоения лесов ООО "ВФК" "Организация производства большеформатной продольной фанеры" N6 от 19.09.2019 года Министерства лесного хозяйства Кировской области, комиссией принято решение об отклонении заявки административного истца по двум основаниям:
- заявка и представленная в её составе концепция инвестиционного проекта не соответствуют требованиям Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утв. приказом Минпромторга России от 15.05.2018 N 1870;
- инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60% (т.1 л.д. 181-186).
24 сентября 2019 года решение Министерства лесного хозяйства Кировской области об отклонении заявки ООО "Вятского фанерного комбината" было размещено на сайте Минлесхоза Кировской области. (т.1 л.д. 43, 219).
Общество 26.09.2019 года обратилось в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об обжаловании вышеуказанного проекта решения об отклонении заявки (т.1 л.д.45-46).
По результатам рассмотрения заявления Межведомственной комиссией 27.11.2019 года принято решение N о выдаче заключения о необоснованности отказа Минлесхоза Кировской области в отборе заявки, предусмотренного проектом распоряжения подготовленного на основе рекомендаций комиссии от 19.09.2019 "Об отклонении заявки ООО "ВФК" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Организация производства большеформатной продольной фанеры" по причине несоответствия инвестиционного проекта требованию о необходимости обеспечения отношения перерабатываемой древесины к допустимому ежегодному объему заготовки в размере не менее 60% (т.1 л.д.47-49).
Оценивая в совокупности приведенные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что в период действия абзаца 3 пункта 2 Приложения N1 "Значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" к постановлению Правительства Кировской области от 22.01.2019 года N 9-П указанный нормативный правовой акт применялся к административному истцу, что повлекло неблагоприятные для него последствия, повлекшие нарушения прав Общества в виде отказа в отборе заявки для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения леса.
Судебной коллегией также установлено, что распоряжением Минлесхоза Кировской области N141 от 10.03.2020 года в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявки Общества указано на то, что инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Данное распоряжение подтверждает факт применения в отношении административного истца постановления Правительства Кировской области от 13 сентября 2019 года N 460-П и наступления для него неблагоприятных последствий в виде отказа в отборе его заявки для включения представленного им инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, и, как следствие нарушение его прав.
В связи с изложенным, вопреки доводам, изложенных в апелляционной жалобе, производство по данному административному делу не подлежало прекращению.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского областного суда от 5 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Правительства Кировской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Кировский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.