Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Марченко А.А, Шелепова С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело делу N 2-38/2020 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском, Нижнесергинском районах и г. Ревда к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Нижнесергинская центральная районная больница" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности; по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнесергинская центральная районная больница" на решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 21 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шелепова С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ТО Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в суд с иском к ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская ЦРБ" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
В обоснование иска указало, что при проверке выявлены допущенные ответчиком нарушения в организации питания населения на пищеблоках медицинского учреждения и обособленного подразделения в г. Михайловске.
Решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 21 января 2020 года иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская ЦРБ" по несоблюдению санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения на объектах - пищеблоке Нижнесергинской ЦРБ в г. Нижние Серги, пищеблоке обособленного подразделения "Михайловская городская больница" в г. Михайловске. На ответчика возложена обязанность в срок до 11 мая 2020 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения:
на пищеблоке Нижнесергинской ЦРБ в г. Нижние Серги:
- иметь товаросопроводительную документацию, подтверждающую происхождение, качество и безопасность, обеспечивающую прослеживаемость пищевой продукции, - обеспечить обработку яйца в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1079-01, - осуществлять контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в складском помещении для хранения бакалейных изделий, хлеба, соблюдать условия хранения и сроки годности пищевой продукции в соответствии с информацией на маркировке, - провести косметический ремонт в производственных помещениях, в том числе складских помещениях для хранения продовольственного сырья, овощей, картофеля, в овощном цехе, в цехе готовой продукции, - хранить картофель в складском помещении на подтоварниках, стеллажах и т.д, изготовленных из материалов, поддающих мойке и дезинфекции, - обеспечить холодильное оборудование для хранения суточного запаса продуктов стеллажами, легко поддающимися мойке, - соблюдать требования к мытью кухонной посуды: установить двухсекционные моечные ванны для мытья в моечной кухонной посуды и в буфетных хирургического, терапевтического и педиатрического отделений, контролировать температуру воды, используемой для мытья кухонной посуды: иметь термометр для контроля температуры, - соблюдать требования к мытью столовой посуды: установить трехсекционные моечные ванны для мытья в буфетных, иметь термометр для контроля температуры, используемой для мытья столовой посуды, отремонтировать приточно-вытяжную механическую вентиляцию производственных помещений, вспомогательных и санитарно-бытовых помещений, - оборудовать локальной вытяжной системой вентиляции оборудование пищеблока (плиты, моечные ванны моечной кухонной посуды и буфетных отделений), являющееся источником повышенных выделений тепла, влаги, - присоединить моечные ванны к канализационной сети посредством воздушного разрыва не менее 20 см. от верха приемной воронки в цехе готовой продукции, моечной кухонной посуды, буфетных хирургического и педиатрического отделений;
на пищеблоке обособленного подразделения "Михайловская городская больница" в г. Михайловске:
- иметь товаросопроводительную документацию, подтверждающую происхождение, качество и безопасность, обеспечивающую прослеживаемость пищевой продукции:
- сохранять маркировочные ярлыки до окончания сроков годности (использования) продуктов, - обеспечить соблюдение последовательности (поточности) технологических процессов: иметь отдельные помещения в буфетной терапевтического отделения для раздачи пищи и мытья посуды, - осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований проб пищевых продуктов в соответствии с программой производственного контроля: представить протоколы лабораторных испытаний овощей, фруктов на паразитологические показатели (яйца гильминтов), - соблюдать требования к мытью столовой посуды, - осуществлять контроль температуры воды, используемой для мытья столовой посуды: иметь термометр для контроля температуры воды, - установить трехсекционную моечную ванну для мытья столовой посуды в буфетной терапевтического отделения, - соблюдать требования к мытью кухонной посуды: оборудовать двухсекционные моечные ванны для мытья в буфетных терапевтического и инфекционного отделений.
С ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская центральная районная больница" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что будучи некоммерческой организацией приобретает продукты питания как конечный потребитель. Тем самым он не участвует в цепочке коммерческого оборота продуктов питания, обеспечение наличия сопроводительных документов нормами технических регламентов на него не возлагается. Требования к подтоварникам и стеллажам для хранения картофеля техническими регламентами не установлены. В судебном заседании представитель истца от поддержания указанных требований отказался. К данным общественным отношениям подлежат применению требования СНиП2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", как специальные. Выводы судом не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами установлено, что 21 мая 2019 года по итогам проведения проверки пищеблока ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская ЦРБ" и пищеблока обособленного подразделения "Михайловская городская больница" ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская ЦРБ" Управлением Роспотребнадзора главному врачу выдано предписание об устранении в срок до 19 сентября 2019 года выявленных нарушений.
По истечении срока исполнения предписания назначено проведение проверки в отношении ответчика, по итогам которой установлено, что ряд указанных в предписании от 21 мая 2019 года мероприятий не выполнен и выдано предписание об устранении недостатков до 11 мая 2020 года.
Постановлением главного государственного санитарного врача по г. Первоуральску, Шалинскому, Нижнесергинскому районам от 04 июня 2019 года ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", удовлетворил исковые требования, пришёл к выводу о том, что факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении своей деятельности нашел свое подтверждение.
Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда согласился.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с обжалуемыми судебными актами не усматривает.
Согласно требованиям пунктов 7.7, 7.8, 7.29 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская ЦРБ" необходимо иметь товаросопроводительную документацию, подтверждающую происхождение, качество и безопасность и обеспечивающую прослеживаемость пищевой продукции, сохранять маркировочные ярлыки до окончания сроков годности (использования) продуктов.
Довод жалобы о том, что ответчик является конечным потребителем пищевой продукции, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность иметь товаросопроводительные документы по всей цепочке оборота товара, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которым ему дана оценка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Как указано в статье 4 ТР ТС 021/2011 прослеживаемость пищевой продукции - это возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Из существа требований приведенных нормативных положений следует, что названные документы должны сопровождать товар при передаче его от продавца (поставщика) покупателю (продавцу, следующему поставщику) и обеспечивать возможность проследить эту продукцию в цепочке ее движения от изготовителя до продавца.
Таким образом, документация должна позволять установить место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья, на что и указано судом.
Довод о том, что в ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская ЦРБ" установлена ванна для мытья транспортировочной посуды, моечные ванны буфетных хирургического, терапевтического и педиатрического отделений согласно п. 14.21 СанПин 2.1.3.2630-10 не разделяются для мытья кухонной и столовой посуды, имеются в 2-х и 3-х секционном исполнении, опровергается актом осмотра от 11 ноября 2019 года и фотоматериалом к нему, исследованными судом апелляционной инстанции. При этом предписание Управления Роспотребнадзора от 11 ноября 2019 года стороной ответчика в установленном законом порядке не оспорено.
Доводы жалобы о том, что требования СП 2.3.6.1079-01 в части положений пунктов 6.11, 6.14, 6.16 на ответчика не распространяются, в связи с необходимостью применения специальных норм, также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены им.
Поскольку по своему функциональному назначению буфетные отделения относятся к помещениям пищеблока, они используются для организации питания пациентов и обслуживающего персонала. Деятельность больницы связана, в том числе с организацией питания ее пациентов и обслуживающего персонала.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания; независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, изложенное отражено в апелляционном определении при оценке судом приведённого довода ответчика.
Доводы ответчика о том, что часть вентиляционного канала не относится к производственным помещениям, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям пищеблока больницы, также опровергаются актом осмотра от 11 ноября 2019 года и фотоматериалом к нему. Доказательств ремонта приточно-вытяжной механической вентиляции производственных помещений, вспомогательных и санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями пункта 4.4 СП 2.3.6.1079-01, ответчиком представлено не было.
Доводы кассационной жалобы ранее были предметом рассмотрения судов и по существу направлены на переоценку доказательств и оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах. Между тем, судами при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при рассмотрении кассационной жалобы суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права. При этом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (часть 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 21 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ Свердловской области "Нижнесергинская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.