Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Слюсарева И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Краськовой К.Д. об оспаривании решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Слюсарева И.А. адвоката Косяченко А.В, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии Армавирская по доверенности Вирясова К.С, и прокурора Стрелковского С.Н, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Армавирской городской Думы от 23 июня 2020 года N 659, опубликованным 26 июня 2020 года в газете "Муниципальный Вестник Армавира" N 25 (33), на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Армавирской городской Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края N849-П от 3 марта 2003 года, полномочия избирательной комиссии муниципального образования по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возложены на территориальную избирательную комиссию Армавирская (далее - ТИК Армавирская).
ТИК Армавирская 2 августа 2020 года вынесено решение 189/1180, которым Слюсарев И.А, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу N 7.
Краськова К.Д, выдвинутая в порядке самовыдвижения и зарегистрированная кандидатом по тому же избирательному округу, обратилась в суд с административным иском об оспаривании названного решения избирательной комиссии. В обоснование своих требований административный истец ссылалась на то, что представленные кандидатом в депутаты Слюсаревым И.А. подписи избирателей являются недействительными, поскольку все подписные листы содержат не полную информацию в отношении лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, так как не указан адрес места жительства.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной Слюсаревым И.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд апелляционной инстанции 3 сентября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 сентября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Слюсарева И.А. адвоката Косяченко А.В, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителя ТИК Армавирская по доверенности Вирясова К.С. и прокурора Стрелковского С.Н, полагавших апелляционное определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Из положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
В силу частей 1, 2 статьи 72 Закона Краснодарского края 26 декабря 2005 года N 966-КЗ и решения ТИК Армавирская от 27 июня 2020 года N 174/1097 для регистрации кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу N1 в избирательную комиссию должно быть представлено не менее 22 и не более 26 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, при этом при проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в частности, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ.
Как следует из материалов дела, в ТИК Армавирская Слюсаревым И.А. были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу N7, в их числе 22 подписи избирателей, сброшюрованных в 1 папку.
По результатам проверки представленных Слюсаревым И.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что все подписи избирателей являются недействительными, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (не указан адрес места жительства), в связи с чем, предложено ТИК Армавирская отказать в регистрации кандидату в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу N7.
В процессе обсуждения вопроса о регистрации указанного кандидата, ТИК Армавирская 2 августа 2020 года приняла решение N 189/1180 о регистрации Слюсарева И.А. кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу N 7.
Отказывая в удовлетворении требований Краськовой К.Д, суд первой инстанции исходил из того, что согласно представленным шести подписным листам кандидата в депутаты Слюсарева И.А. от 22 июля 2020 года в них зафиксировано место жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, по адресу: "адрес", с указанием даты рождения и паспортных данных, однако отсутствуют сведения об улице, номере дома, а также квартиры по месту регистрации Слюсарева И.А.
При этом согласно паспортным данным, Слюсарев И.А. зарегистрирован по адресу: "адрес".
На этих основаниях суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указание в подписных листах в поддержку Слюсарева И.А. субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, и соответствующего населенного пункта - муниципального образования города Армавира, где он, зарегистрирован и постоянно проживает, при отсутствии сведений об улице, номере дома и квартиры кандидата в депутаты Слюсарева И.А. само по себе не свидетельствует о несоблюдении заинтересованным лицом, установленной законом формы подписного листа.
Суд апелляционной инстанции правомерно посчитал выводы районного суда ошибочными.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Указанные формы подписного листа также предусматривают необходимость указать в разделе сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адрес его места жительства.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
В рассматриваемом случае во всех шести листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме - не указан среди прочих сведений полный адрес его места жительства. Слюсарев И.А. ограничился указанием в части подписного листа, содержащей сведения о лице, выдвижение которого поддерживают избиратели, адреса, содержащего лишь наименования субъекта Российской Федерации и города. Однако эти сведения должны были содержать наименование улицы и номер дома, согласно адресу места жительства Слюсарева И.А, поскольку таковые существуют и никакими особенностями место жительства Слюсарева И.А. не обладает.
Кроме того, в графе подписных листов "Подписной лист удостоверяю" сведения об адресе места жительства лица, осуществившего сбор подписей, отсутствуют.
Вместе с тем, законодателем предусмотрены строго формальные требования к оформлению подписных листов, в том числе, применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными.
То обстоятельство, что кандидат в депутаты Слюсарев И.А. самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей, не освобождало его от соблюдения требований избирательного законодательства, поскольку каких-либо исключений применительно к порядку оформления подписных листов при совпадении в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей избирателей закон не содержит.
Также закон не предусматривает обязанность сопоставлять сведения из различных частей подписных листов с целью установления необходимых сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адресе его места жительства.
Такие требования закона направлены на надлежащее закрепление воли избирателей в поддержку кандидата, учитывая социальную значимость процедур регистрации кандидатов как стадии избирательного процесса.
Отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей и вопреки позиции заинтересованного лица, препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Регистрация Слюсарева И.А. кандидатом в депутаты при наличии основания для отказа в такой регистрации существенным образом нарушает провозглашенный статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67 принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что судом первой инстанции не учтено наличие оснований для признания недействительными всех подписей избирателей в соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и соответственно для отказа в регистрации Слюсарева И.А. в силу положений подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ, что привело к принятию неправильного судебного акта. Принятие нижестоящей судебной инстанцией нового решения по делу об удовлетворении требований иска является законным и обоснованным.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.