Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Киреевой Ларисы Михайловны, поданной через суд первой инстанции 7 июля 2020 года, на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 11 февраля 2020 года по административному делу N 2а-492/2019 по административному исковому заявлению Киреевой Ларисы Михайловны к Совету депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, исполняющей обязанности главы Кирбинского сельсовета Антоновой И.В. о признании незаконным решения Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 2 декабря 2019 года N 146 "Об удалении главы Кирбинского сельсовета Республики Хакасия Киреевой Л.М. в отставку и досрочном прекращении ее полномочий" и восстановлении в занимаемой должности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения принимавших участие посредством видеоконференц-связи исполняющей обязанности главы Кирбинского сельсовета Антоновой И.В. и ее представителя Зайцева В.О, также представляющего интересы Совета депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Киреева Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, исполняющей обязанности главы Кирбинского сельсовета Антоновой И.В. о признании незаконным решения Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 2 декабря 2019 года N 146 "Об удалении главы Кирбинского сельсовета Республики Хакасия Киреевой Л.М. в отставку и досрочном прекращении ее полномочий" и восстановлении в занимаемой должности.
В обоснование требований указала, что основанием для удаления главы сельсовета в отставку явилось то, что, по мнению представительного органа, в период с 17 июля 2019 года по 6 ноября 2019 года в течение трёх месяцев не созывалась сессия депутатов и без фактического проведения сессии были приняты акты, которые не были обнародованы более чем за 30 дней до рассмотрения Советом депутатов.
Полагает, что административным ответчиком нарушена процедура удаления отставку главы сельсовета, что влечёт признание незаконным принятого решения. В нарушение статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" она не была ознакомлена с обращением депутатов и с проектом решения сельсовета об удалении в отставку, в связи с чем была лишена возможности подготовиться и дать пояснения. Кроме того, в периоде, в котором ей вменяется бездействие по созыву сессии депутатов, 51 день она находилась в очередном отпуске.
Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 11 февраля 2020 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе Киреева Л.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель, приводя доводы апелляционной жалобы и административного искового заявления, считает неверными выводы судов о том, что на выборное должностное лицо местного самоуправления не распространяются нормы трудового законодательства.
Судами неправильно применены нормы материального права, а именно статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая предусматривает обязанность представительного органа при удалении главы местного самоуправления в отставку получить согласие главы субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции необоснованно допустил к участию в деле представителей Кирбинского сельсовета Республики Хакасия без наличия у них высшего юридического образования.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено при рассмотрении дела, Киреева Л.М. вступила в должность главы Кирбинского сельсовета 15 сентября 2017 года.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 7 ноября 2019 года (и дополнительно 27 ноября 2019 года) инициативной группой депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия выдвинута и внесена на рассмотрение Совета депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия инициатива об удалении главы муниципального образования "Кирбинский сельсовет" Киреевой Л.М. в отставку за неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования "Кирбинский сельсовет".
О внесенной инициативе, о дате заседания Совета депутатов, о проекте решения Киреева Л.М. уведомлялась 7 и 27 ноября 2019 года путем вручения ей обращений депутатов от 7 и 27 ноября 2019 года, проекта решения об удалении ее в отставку, уведомления о заседании Совета депутатов.
19 апреля 2017 года Татауровской сельской Думой направлено уведомление временно исполняющему обязанности губернатора Кировской области В. о выдвижении инициативы депутатов Татауровской сельской Думы об удалении главы Татауровского сельского поселения в отставку с приложением, в том числе, обращения инициативной группы депутатов Татауровской сельской Думы; протокола внеочередного заседания Татауровской сельской Думы N 45 от 19.04.2017; решения Татауровской сельской Думы N 45/150 от 19.04.2017 "Об инициативе депутатов"; решения Татауровской сельской Думы N 45/151 от 19.04.2017 "Об отчете главы муниципального образования Татауровское сельское поселение Н.В.ПА. перед депутатами сельской Думы за 2016 год".
Решением Совета депутатов Кирбинского сельсовета от 2 декабря 2019 года N 146 в связи с инициативой группы депутатов Совета депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 7 ноября 2019 года и от 27 ноября 2019 года об удалении главы Кирбинского сельсовета в отставку глава Кирбинского сельсовета Киреева Л.М. удалена в отставку, досрочно прекращены её полномочия по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования. Решение содержит сведения о его вступлении в силу со дня принятия, о необходимости его официального опубликования.
Указанное решение принято на сессии Совета депутатов Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия 2 декабря 2019 года, где была обсуждена инициатива депутатов об удалении главы сельсовета Киреевой Л.М. в отставку, Киреева Л.М. воспользовалась своим правом изложить особое мнение по поводу принятого решения.
Не согласившись с решением об удалении ее в отставку, Киреева Л.М. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Советом депутатов Кирбинского сельсовета в соответствии с частями 3, 4, 8, 9, 13 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 обеспечена возможность заблаговременного получения Киреевой Л.М. уведомления о выдвинутой инициативе, её основаниях, дате и месте проведения соответствующего заседания представительного органа, а также участия в нём посредством вручения документов лично Киреевой Л.М.; соблюдена процедура по получению мнения высшего должностного лица субъекта, порядок принятия оспариваемого решения; по форме и по содержанию решение соответствует, установленным законом требованиям.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с положениями пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования "Кирбинский сельсовет" (в редакции на день принятия решения) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции Совета депутатов Кирбинского сельсовета.
Согласно положениям пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 2.1 пункта 2 статьи 40 Устава муниципального образования "Кирбинский сельсовет" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Процедура и основания удаления представительным органом муниципального образования главы муниципального образования в отставку установлены статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положениями части 1, пунктом 2 части 2 статьи 74.1 вышеприведенного закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Принимая по делу решение и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суды обеих инстанций, проверив доводы Киреевой Л.М, обоснованно пришли к выводу о соблюдении предусмотренного законом порядка удаления истца в отставку, об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Вопреки позиции административного истца, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, его позиция рассмотрена в полном объеме, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В соответствии с требованиями части 13 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ представительным органом муниципального образования выполнены все мероприятия, обеспечивающие соблюдение прав главы муниципального образования Киреевой Л.М. при решении вопроса об удалении ее в отставку.
Вопреки доводам жалобы неполучение согласия высшего должностного лица Республики Хакасия по факту выдвижения депутатами Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия инициативы об удалении главы Кирбинского сельсовета в отставку не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку Советом депутатов обязанность уведомления главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия ФИО7 путем направления ему 7 ноября 2019 года (и дополнительно 27 ноября 2017 года) уведомления о выдвижении инициативы депутатов об удалении главы Кирбинского сельсовета в отставку выполнена. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предоставить мнение по факту выдвижения депутатами представительного органа муниципального образования инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку, о чем верно указано в решении судом первой инстанции. Поскольку установленный законом месячный срок рассмотрения инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования истекал, представительный орган муниципального образования обоснованно рассмотрел инициативу депутатов в отсутствие мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Доводы Киреевой Л.М. о том, что факт нахождения главы муниципального образования в очередном отпуске, предоставленном в соответствии с нормами трудового законодательства, является уважительной причиной не созыва очередной сессии Совета депутатов, были предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены, поскольку не влияют на выводы оспариваемого решения об удалении главы в отставку. Как следует из материалов дела, последняя сессия Совета депутатов Кирбинского сельсовета проводилась 16 апреля 2019 года, соответственно, следующая очередная сессия должна быть проведена не позднее 17 июля 2019 года. В очередном отпуске Киреева Л.М. находилась с 16 сентября 2019 года по 5 ноября 2019 года, что, как верно отметил суд второй инстанции, не свидетельствует о невозможности созыва сессии в период до этого отпуска.
Допуск судом первой инстанции к участию в настоящем деле представителей Совета депутатов Кирбинского сельсовета, не подтвердивших наличие у них высшего юридического образования не является существенным нарушением норм процессуального права и не влечет безусловную отмену оспариваемых судебных актов, поскольку, как видно из материалов дела и протокола судебного заседания суда первой инстанции, помимо указанных заявителем жалобы представителей, интересы Совета депутатов представлял ФИО8, имеющий высшее юридическое образование и надлежаще подтвержденные полномочия представителя, что соответствует требованиям административного судопроизводства.
Все обстоятельства возникшего спора судами установлены на основании надлежащей оценки представленных доказательств, доводы административного истца судом проверены и обоснованно отклонены, нормы материального права применены судом правильно.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в судебных постановлениях, эти доводы не подтверждают нарушения судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути, направлены на переоценку обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких данных оспариваемые судебные акты судебных инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к их отмене и (или) изменению, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.