Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войта И.В, прокурора Бобылевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гомзовой Натальи Алексеевны на решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 18 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Гомзовой Натальи Алексеевны к окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва N6/15 от 04 августа 2020 года "Об отказе Гомзовой Наталье Алексеевне в регистрации кандидатом в депутаты Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу N 3" (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-489/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, заключение прокурора, полагавшего оставить оспариваемые судебные акты без изменения, установила:
Решением Уваровского городского совета народных депутатов Тамбовской области от 23 июня 2020 года N 491 "О назначении выборов депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва" на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Уваровского городского совета народных депутатов Тамбовской области.
Постановлением окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва N 6/15 от 04 августа 2020 года Гомзовой Н.А, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу N 3 в связи с предоставлением недостаточного количества подписей избирателей, необходимых для регистрации, которое определено частью 1 статьи 32 Закона N 229-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" (далее Закон N 229-3) и составило 0 (ноль) достоверных подписей.
Гомзова Н.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления окружной избирательной комиссии об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты.
В обоснование требований истцом указано на то, что все 14 представленные ею в избирательную комиссию подписи достоверны, поскольку выполнены самими избирателями; до административного истца административным ответчиком не была доведена достоверная и полная информация в части внесения изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которым в подписном листе фамилия, имя и отчество избирателя ставится избирателем собственноручно. Незаконными действиями административного ответчика нарушены права административного истца, закрепленные в Конституции РФ - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Решением Уваровского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Гомзовой Н.А. отказано.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 18 августа 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 01 сентября 2020 года, истец ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с принятием нового решения об удовлетворении требований. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам по делу.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04 сентября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гомзова Н.А. 10 июля 2020 года уведомила окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты и 27 июля 2020 года представила документы для регистрации кандидатом в депутаты, предусмотренные законом, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, а именно, 14 подписей на 3 подписных листах в 1 папке.
Согласно заключению старшего эксперта ЭКО МОМВД России "Уваровский" УМВД России по Тамбовской области М.А.Кругова от 31 июля 2020 года в подписных листах кандидата Гомзовой Н.А. рукописные записи сведений - фамилия, имя, отчество избирателей на листе N1 в строках N1-N5, на листе N2 в строках N1-N5, на листе N3 в строках N1- N4 выполнены не самим избирателем, а лицом, осуществляющим сбор подписей (код нарушения 19).
На основании данного заключения 31 июля 2020 года составлен итоговый протокол проверки вышеуказанных подписных листов, в котором указано, что из 14 заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей признано недостоверными 14 (100%), количество достоверных- 0, в связи с чем, усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата по пункту 7 части 6 статьи 35 Закона Тамбовкой области N 229-3.
Постановлением окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва N6/15 от 04 августа 2020 года Гомзовой Н.А, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу N 3 в связи с предоставлением недостаточного количества подписей избирателей, необходимых для регистрации, которое определено частью 1 статьи 32 Закона N 229-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" (далее Закон N 229-3) и составило 0 (ноль) достоверных подписей.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67- ФЗ определено, что в подписном листе фамилия, имя и отчество ставится избирателем собственноручно.
Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу части 1 статьи 32 Закона Тамбовкой области N 229-3 кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязан собрать в свою поддержку подписи избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 7 части 6 статьи 35 Закона Тамбовской области N 229-З.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Гомзовой Н.А, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемым постановлением окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва N 6/15 истцу обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку ею не представлено достаточного количества подписей избирателей, необходимых для регистрации, число достоверных подписей составило - 0.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по заключению старшего эксперта ЭКО МОМВД России "Уваровский" УМВД России по Тамбовской области М.А.Кругова от 31 июля 2020 года в подписных листах кандидата Гомзовой Н.А. рукописные записи сведений - фамилия, имя, отчество всех 14 избирателей выполнены не самими избирателями, а лицом, осуществляющим сбор подписей, что исходя из приведенных выше положений пункта 11 статьи 37 и подпункта "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ влечет недействительность подписей избирателей.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным истцом представлено не было.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами при разрешении настоящего дела не было допущено нарушения либо неправильного применения норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе Гомзовой Н.А. указывается на наличие сомнений в легитимности деятельности окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва, которая, по ее мнению, не была сформирована в установленном законом порядке; нарушение требований закона при проверке достоверности и действительности подписей избирателей, необоснованном указании кода нарушений "19" в ведомости проверки подписных листов; введении ее в заблуждение ответчиком в связи с не размещением на сайте сведений о внесении изменений внесенных в Федеральный закон N 67-ФЗ.
Между тем, данные доводы приводились ею и при рассмотрении дела, им судами дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Так, судами правильно указано, что согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
В обоснование полномочий избирательной комиссии представлены постановление избирательной комиссии г.Уварово Тамбовской области от 24 июня 2020 года N 50/130 "О возложении полномочий окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области шестого созыва на избирательную комиссию города Уварово Тамбовской области"; постановление избирательной комиссии Тамбовской области от 08 сентября 2011 года N 9/51-5 "О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на территориальные избирательные комиссии муниципальных районов, городских округов Тамбовской области", которым полномочия избирательной комиссии Уваровского района возложены на территориальную избирательную комиссию Уваровского района; постановление избирательной комиссии Тамбовской области от 15 апреля 2016 года N 209/1184-5 "О формировании территориальной избирательной комиссии города Уварово Тамбовской области", которым сформирована территориальная избирательная комиссия города Уварово Тамбовской области в количестве 9 человек с правом решающего голоса в составе согласно приложению.
Проверка достоверности и действительности подписей избирателей, представленных кандидатом Гомзовой Н.А, проведена в полном объеме и в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6, в том числе, и законность применения ОИК N 3 кода нарушения 19 "иные нарушения".
Суды правомерно исходили из того, что не размещение на сайте избирательной комиссии сведений об изменении избирательного законодательства по оформлению подписных листов, не может повлечь признание незаконным оспариваемого решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 18 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гомзовой Натальи Алексеевны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.