Правительство Москвы постоянно уделяет особое внимание санитарной очистке домовладений. В настоящее время в городе действует разработанная Департаментом инженерного обеспечения совместно с представителями Европейского банка реконструкции и развития единая концепция санитарной очистки города, утвержденная постановлением правительства (N 239 от 05.05.92 г.).
На заседаниях правительства были приняты важные основополагающие решения, направленные на развитие комплекса переработки и утилизации ТБО, ряд из них уже реализован; ход выполнения остальных находится под контролем департамента. Так, постановлением N 629 от 06.07.93 г. был утвержден план мероприятий, включающий организационные, финансово-экономические и правовые вопросы. Все мероприятия органично вписываются в единую концепцию санитарной очистки.
За прошедший период Департамент инженерного обеспечения и другие городские структуры приступили к активной проработке первоочередных проблем, а ряд их в июле был оперативно решен: разработаны важные нормативные документы, подготовлены технические предложения по улучшению работы полигонов, усовершенствованы структуры по координации и контролю за вывозом твердых отходов, выделены валютные средства для закупки запасных частей к мусоровозам. Создается муниципальное инвестиционное предприятие "Доринвест", которое совместно с соответствующими службами департамента будет решать вопросы обновления парка мусоровозов, его технического оснащения.
Однако положение с санитарной очисткой в городе продолжает оставаться в целом неудовлетворительным. Проведенными департаментом инженерного обеспечения, Объединением административно-технических инспекций и др.проверками установлено, что в городе продолжает действовать большое количество несанкционированных свалок мусора, систематически не выполняются условия действующих договоров на вывоз ТБО из домовладений.
Продолжают отмечаться факты длительного невывоза мусора, сжигания его на контейнерных площадках. Подобное положение отмечается в Центральном округе (муниципальные округа Арбат, Таганский, Мещанский и др.), Юго-Западном округе (Коньково, Академический), Западном округе (Филевский парк, Крылатский), Южном округе (Восточное Бирюлево, Братеево, Чертаново).
Правительство Москвы отмечает, что Департамент инженерного обеспечения сконцентрировал внимание на долгосрочной концепции развития, в то время как планы на ближайшую перспективу не были должным образом проработаны. Особенно это касается вопроса организации вывоза мусора из домовладений. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие эффективного механизма взаимодействия с предприятиями-подрядчиками, системного контроля за их деятельностью.
Соответствующие структуры в префектурах (УКХ, ДЭЗы) по-прежнему практически не осуществляют контроля за санитарной очисткой домовладений, полностью перепоручив это РЭУ, которые, в свою очередь, самоустранились от этой работы, не применяют по отношению к предприятиям-подрядчикам действенных штрафных санкций, не ведут учета вывоза ТБО, а иногда вообще не владеют ситуацией.
Неудовлетворительно обстоит дело со строительством и реконструкцией автодормехбаз, занимающихся вывозом мусора. Принятая несколько лет назад программа по строительству не выполняется. Начатое строительство 6 автодормехбаз (б.Первомайского, Люблинского, Советского, Бабушкинского, Черемушкинского и Кунцевского районов) практически прекращено в связи с отказом Департамента перспективного развития г.Москвы финансировать строительство и реконструкцию автодормехбаз за счет средств городского бюджета. У префектур административных округов (за исключением автодормехбазы для Юго-Восточного округа в Люблино) отсутствуют необходимые средства. По аналогичным причинам не выполняется постановление правительства Москвы N 144 от 16.02.93 г. "О трехстороннем соглашении между правительством, профсоюзами и предпринимателями на 1993 г.", в котором поставлена задача приступить к реконструкции 14 и завершить строительство 4 автодормехбаз.
Причиной частых срывов вывоза мусора является большая изношенность парка мусоровозов (до 50 %), нехватка контейнеров (до 30 %). Департаментом инженерного обеспечения в настоящее время организовано производство контейнеров трех типов, а также большегрузных мусоровозов на Людиновском тепловозостроительном заводе. Однако отсутствие достаточного количества средств не позволяет префектурам приобретать машины и оборудование в необходимых количествах.
Значительно тормозит работы по санитарной очистке города относительно низкая оплата труда работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, связанная с принятыми низкими расценками и тарифами в целом по России на данные работы. В сочетании с общей непрестижностью многих профессий это ведет к хронической неукомплектованности практически во всех звеньях. Например, численность дворников в жилищных организациях административных округов составляет 41 процент от нормативной потребности в целом по городу.
В целях кардинального улучшения организации удаления ТБО из домовладений города, укрепления системы взаимодействия между городскими структурами, занятыми проведением работ по санитарной очистке, правительство Москвы постановляет:
1. Департаменту инженерного обеспечения:
1.1. В целях создания здоровой конкуренции между предприятиями, занимающимися вывозом мусора, повышения их заинтересованности в получении муниципального заказа на проведение указанных работ внести предложения по привлечению в 1993-1994 гг. коммерческих предприятий города и установлению для них льготных форм налогообложения и финансирования.
Постановлением Правительства Москвы от 27 января 1998 г. N 62 утверждено Положение о конкурсном отборе подрядчиков на выполнение работ по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов
1.2. В 2-недельный срок разработать совместно с управлениями коммунального хозяйства административных округов и НПО "Экотехпром" систему получения и анализа информации, касающейся вопросов сбора, вывоза и переработки ТБО.
1.3. Проанализировать возможность и внести предложения по ежегодному пересмотру дифференцированно по каждому административному округу норм накопления мусора на одного жителя.
1.4. В месячный срок разработать совместно с префектурами дополнительные меры по механизации труда дворника, обеспечению его жильем, спецодеждой и др., направленные на повышение престижности профессии.
2. В связи с особой важностью работ по санитарной очистке города разрешить Департаменту инженерного обеспечения в целях стимулирования их выполнения пересмотреть тарифы на вывоз бытового мусора.
3. Увеличить минимальные расценки на оплату труда рабочих по уборке территорий (дворников), мусорокамер и др. работников, занятых санитарной очисткой и содержанием домовладений в жилищных организациях в 2 раза.
4. Департаменту инженерного обеспечения совместно с Департаментом финансов рассмотреть расчет потребности в дополнительных средствах по проведению мер, предусмотренных пп. 2 и 3 постановления.
5. Департаменту перспективного развития г.Москвы включить в городской заказ на 1994 г. строительство автодормехбаз (приложение 1) ведение и приобретение техники и оборудования для обеспечения санитарной очистки города (приложение 2).
6. Установить, что оборудование и техника, приобретаемая за счет выделенных городским бюджетом средств, не подлежит передаче в хозяйственное ведение предприятиям, осуществляющим санитарную очистку, а передается им по лизинговым договорам.
7. Предупредить префектов административных округов об их персональной ответственности за состояние санитарной очистки территорий домовладений.
7.1. Обязать заместителей префектов, ответственных за вопросы санитарного состояния, регулярно, не реже одного раза в месяц, производить совместно с представителем Департамента инженерного обеспечения объезды территорий округов, результаты проверок обсуждать на коллегиях префектур с целью отработки системы санитарной очистки.
7.2. По представлению Департамента инженерного обеспечения расторгать в установленном законом порядке договоры аренды и лишать права производства работ предприятия, злостно не выполняющие свои обязательства по санитарной очистке территории.
7.3. Обязать дирекции единого заказчика:
- в срок до 1 сентября т.г. принять от ремонтно-эксплуатационных управлений функции заказчика на вывоз ТБО из домовладений;
- осуществлять строжайший контроль за качеством уборочных работ на территориях домовладений с применением санкций к организациям, эксплуатирующим жилищный фонд, предусмотренных примерным договором "О санитарном состоянии территорий домовладений".
8. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением правительства Москвы N 629 от 06.07.93 г. за несвоевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной очистке города на заместителя руководителя Департамента инженерного обеспечения Истомина В.С. и генерального директора НПО "Экотехпром" Иванова В.В. наложены дисциплинарные взыскания.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра правительства Москвы Матросова А.С.
Премьер правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление правительства Москвы от 10 августа 1993 г. N 780 "О дополнительных мерах по санитарной очистке домовладений города от твердых бытовых отходов"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", сентябрь 1993 г., N 17