Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Телебы С.Г. и Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Мкртчян М.В., с участием административного истца Тюлюгенова Р.Б. и представителя административного ответчика ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" - Кузьминой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-195/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 18 июня 2020 г. по административному иску "данные изъяты" Тюлюгенова Романа Баймухановича о признании незаконными действий ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО", связанных с отказом в согласовании выплаты административному истцу подъемного пособия в связи с переездом члена его семьи к новому месту военной службы.
Заслушав доклад судьи Макарова А.С, окружной военный суд
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО", связанные с отказом в согласовании приказа командующего войсками Центрального военного округа в части выплаты ему подъемного пособия в связи с переездом супруги к новому месту его военной службы в г. Екатеринбург.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" просит указанное решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении требований отказать, поскольку согласно п. 137 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, подъемное пособие подлежало выплате после регистрации супруги Тюлюгенова по месту жительства, а не по месту пребывания. При этом Порядок, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727, допускающий такую выплату в случае регистрации члена семьи военнослужащего по месту пребывания, введен в действие с 1 октября 2019 г, в связи с чем применять его к правоотношениям, возникшим до этой даты, неправомерно.
В возражениях административный истец просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав административного истца и представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено окружным военным судом, в августе 2017 г. Тюлюгенов прибыл к новому месту военной службы в г. Екатеринбург в связи с назначением на воинскую должность.
В октябре 2017 г. в г. Екатеринбург прибыла также супруга административного истца и с 19 декабря 2017 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес".
При этом 15 ноября 2017 г. супруга административного истца поступила на работу в качестве библиотекаря в Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга"; с декабря 2017 г. проживала вместе с административным истцом в г. Екатеринбурге в жилье по договору найма по адресу: "адрес"; с августа 2018 г. по настоящее время проживает вместе с ним по адресу: "адрес"; 22 мая 2018 г. получила полис обязательного медицинского страхования в г. Екатеринбурге; с 27 июля 2018 г. состояла на учете в женской консультации N 2 ЦГБ N 7 г. Екатеринбурга; 19 ноября 2018 г. родила сына в г. Екатеринбурге, который с декабря 2018 г. получил медицинский полис в этом же городе и наблюдается в Муниципальном автономном учреждении "Детская городская поликлиника N 13" г. Екатеринбурга.
4 февраля 2020 г. Тюлюгенов обратился по команде с рапортом о выплате ему подъемного пособия в связи с переездом супруги к новому месту его военной службы.
По результатам рассмотрения рапорта командующим войсками Центрального военного округа в ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" в установленном порядке представлен на согласование проект приказа о выплате Тюлюгенову подъемного пособия. В обоснование выплаты в проекте приказа приведены Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727.
Данный проект приказа не согласован финансовым органом, поскольку Порядок, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727, не может быть применен к данным правоотношениям, а регистрации супруги административного истца по месту пребывания недостаточно для выплаты подъемного пособия по основаниям, указанным в ранее действовавшем Порядке, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700.
20 февраля 2020 г. рапорт с приложенными к нему документами был возращен административному истцу.
Данные обстоятельства установлены на основании объяснений административного истца и представителя административного ответчика, копий свидетельства о регистрации по месту пребывания от 19 декабря 2017 г. N, трудовой книжки Тюлюгеновой А.В, договоров найма жилых помещений от 11 декабря 2017 г. и от 31 августа 2018 г, полисов обязательного медицинского страхования N и N, обменной карты беременной и родильницы N, свидетельства о рождении от 21 ноября 2018 г. серии N N, медицинской карты от 29 декабря 2018 г, рапорта от 4 февраля 2020 г, проекта приказа командующего войсками Центрального военного округа и сопроводительного письма начальника отделения штаба Центрального военного округа от 18 февраля 2020 г. исх. N.
Оценивая приведенные выше обстоятельства, окружной военный суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, производится выплата подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населённый пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения).
Согласно п. 137 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, действовавшего на момент переезда супруги административного истца к его новому месту военной службы в г. Екатеринбург, подъемное пособие на членов семьи подлежало выплате после регистрации их по месту жительства по новому месту службы военнослужащего.
Вместе с тем, п. 1 ч. 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона связывает право военнослужащего на получение подъемного пособия на членов семьи с их переездом к его новому месту военной службы и не содержит ограничений в реализации этого права с их регистрацией по месту пребывания или месту жительства.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с законом является не только его правом, но и обязанностью.
Однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, и согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 данного Закона установлено, что регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм показывает, что основанием к выплате подъемного пособия применительно к данному административному делу является факт переезда и члена семьи военнослужащего к новому месту его военной службы.
При этом выплата подъемного пособия носит заявительный характер, и какие-либо сроки обращения с заявлением о такой выплате законодательством не предусмотрены.
Поскольку приведенные выше установленные окружным военным судом обстоятельства свидетельствуют о фактическом переезде супруги административного истца в 2017 году к новому месту его военной службы в г. Екатеринбург, то у ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" отсутствовали основания для отказа в согласовании проекта приказа командующего войсками Центрального военного округа в части выплаты Тюлюгенову подъемного пособия.
Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска, по существу являющееся верным, в силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ не может быть отменено по формальным соображениям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 18 июня 2020 г. по административному иску Тюлюгенова Романа Баймухановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий С.А. Гладких
Судьи: С.Г. Телеба
А.С. Макаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.