Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Самойленко В.Г.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-70/2020 по исковому заявлению Чубовской Анны Ильиничны к обществу с ограниченной ответственностью "СеверГрупп", публичному акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ" о защите прав потребителей, по апелляционной жалобе Чубовской Анны Ильиничны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 января 2020 г, заслушав доклад судьи Бойко Л.Н, выслушав объяснения представителя третьего лица МКУ "Новые формы управления" Ментюк Ю.А, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика ООО "СеверГрупп" Захаровой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Чубовская А.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" (далее - ООО "СеверГрупп"), публичному акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ" (далее - ПАО "Мурманская ТЭЦ") о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры N * в доме N * по улице... в городе Мурманске, в котором с 6 октября 2009 г. установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
В июле 2018 г. ресурсоснабжающая организация ПАО "Мурманская ТЭЦ" выполнило корректировку платы за теплоснабжение в сторону ее увеличения на общую сумму 8 023 рубля 54 копейки, отразив сумму перерасчета в платежных документах.
С целью установления правильности корректировки, на основании коллективного обращения собственников государственной жилищной инспекцией Мурманской области проведена проверка, по результатам которой ПАО "Мурманская ТЭЦ" выдано предписание об устранении нарушений, выразившихся в неправильном применении коэффициента периодичности платежей при расчете платы за отопление с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г.
Во исполнение указанного предписания ресурсоснабжающая организация произвела исправление корректировки платы за теплоснабжение.
В ходе проведенного специалистами МКУ "Новые формы управления" обследования общего имущества в указанном многоквартирном жилом доме установлен повышенный расход тепловой энергии в 2017, 2018 годах, причиной которого является неисправность регулятора температуры горячего водоснабжения, увеличенный расход теплоносителя (до 39%), отсутствие изоляции трубопроводов систем горячего водоснабжения и отопления (до 13%), отсутствие надлежащего контроля параметров теплоносителя.
Уточнив исковые требования (л.д. 39-43, том 2), истец окончательно просила суд признать незаконным бездействие ООО "СеверГрупп", выразившееся в отсутствие регулирования расхода тепловой энергии в доме N 19 по улице Капитана Егорова в городе Мурманске, приведшего к возложению обязанности по оплате корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2017 год в сумме 3 734 рубля 32 копейки и пени; освободить её от уплаты задолженности; обязать ПАО "Мурманская ТЭЦ" исключить из платежных документов задолженность; взыскать с ООО "СеверГрупп" денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чубовской А.И. к ООО "СеверГрупп", ПАО "Мурманская ТЭЦ") о защите прав потребителей.
В апелляционной жалобе истец Чубовская А.И, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в обоснование исковых требований, указывая на бездействие со стороны управляющей организации ООО "СеверГрупп" по исполнению своих обязанностей в процессе управлении многоквартирным домом N 19 по улице Капитана Егорова в городе Мурманске, выраженного в отсутствии регулирования расходов тепловой энергии в доме путем контроля за функционированием системы отопления с фиксацией ее параметров.
Акцентирует, что нарушения, возникшие за период с 2017 г. по 26 декабря 2018 г, устранены ООО "СеверГрупп" лишь в 2019 году в ходе рассмотрения судом настоящего спора.
Выражает несогласие с выводом суда о недоказанности факта бездействия ООО "СеверГрупп", ссылаясь на непредставление ответчиком доказательства осуществления надлежащего контроля за исправностью систем отопления и горячего водоснабжения.
Обращает внимание, что отсутствие в актах приема теплового пункта дома N * по улице... в городе Мурманске в 2017 году указания на неисправность регулятора температуры горячего водоснабжения не свидетельствует о его исправности, поскольку обязанность по проверке работоспособности такого общего имущества в доме возложена на управляющую организацию.
Вопреки выводу суда, заключение МКУ "Новые формы управления" сделано с учетом сравнительного анализа ведомостей учета потребления тепловой энергии в доме, а именно путем сравнения количества потребленной энергии при схожих условиях (погодных условиях, расход тепла жильцами дома).
Находит необоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований к ПАО "Мурманская ТЭЦ", поскольку на указанную организацию возложена обязанность по осуществлению расчетов платы за коммунальную услугу "отопление" и корректировок такой платы, в связи с чем исключение из платежных документов задолженности за отопление должно быть осуществлено указанным ответчиком.
В письменном отзыве представитель третьего лица МКУ "Новые формы управления" Раев А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представителем ООО "СеверГрупп" Захаровой А.В. представлены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Чубовская А.И, представитель ответчика ПАО "Мурманская ТЭЦ", представители третьих лиц - комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, государственной жилищной инспекции города Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно руководствовался положениями статей 154, 157 ЖК Российской Федерации, статьей 542, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя 27 сентября 2003 г. N 170.
В соответствии с пунктами 2, 2.1 статьи 13, статьями 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.
Тепловая энергия и горячая вода, поставляемые в жилые дома, используются для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации..
Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются специальными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 59 Правил N 354 определено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета).
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которыми определен порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, содержания помещений и придомовой территории, технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерного оборудования (далее - Правила N170).
В соответствии с пунктом 5.2.27 Правил N 170 автоматическое регулирование подачи тепла в систему отопления следует производить регуляторами, установленными согласно проекту или по рекомендациям наладочной организации. При реконструкции системы отопления рекомендуется предусматривать установку расширительных баков мембранного типа и ЦТП, автоматическое пофасадное регулирование или установку индивидуальных автоматических регуляторов у отопительных приборов и автоматического регулятора расхода тепла на тепловом вводе здания. Обслуживание автоматических регуляторов (настройка на требуемые параметры регулирования, периодическая чистка и др.) необходимо производить согласно инструкциям заводов-изготовителей или требованиям проекта. Осмотр технического состояния теплового пункта, оборудованного средствами автоматического регулирования, следует производить по графику, утвержденному специалистами организации по обслуживанию жилищного фонда, но не реже одного раза в сутки (при отсутствии диспетчерского контроля). Проверку поддержания автоматическими регуляторами заданных параметров теплоносителя следует производить при каждом осмотре.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Чубовская А.И. является собственником квартиры N 27 общей площадью 43, 9 кв.м. в многоквартирном доме N 19 по улице Капитана Егорова в городе Мурманске (том 1 л.д. 17).
Управление указанным многоквартирным домом с 1 января 2017 г. осуществляет ООО "СеверГрупп" (том 1 л.д.135-156).
ПАО "Мурманская ТЭЦ" на основании заключенного с ООО "СеверГрупп" договора теплоснабжения N * от 25 мая 2018 г. является ресурсоснабжающей организацией, производящей коммунальные ресурсы (горячая вода), используемые для предоставления коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме (том 1 л.д. 80-94).
Общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ) в многоквартирном доме N * по улице... в городе Мурманске установлен и введен в эксплуатацию с 6 октября 2009 г.
Как следует из материалов дела, по июнь 2018 года ежемесячное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику квартиры N * вышеуказанного дома осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по ОДПУ за 2017 год в размере 0, 0241 Гкал/м2, который с учетом коэффициента периодичности платежей составляет 0, 75 Гкал/м2, что составляло 3 316 рублей 33 копейки.
В июне 2018 г. ПАО "Мурманская ТЭЦ" исходя из средних фактических показаний ОДПУ за 2017 г. выполнило корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. на сумму 4 198 рублей 33 копейки (том 1 л.д. 19).
В квитанции за июль 2018 г. отражен перерасчет за коммунальную услугу отопление в размере 3 093 рубля 60 копеек и информация о проведении корректировки начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 1 января 2018 г. по июнь 2018 г, исходя из средних фактических показаний ОДПУ за 2017 г.
С 1 июля 2018 г. изменен тариф на тепловую энергию на 3 400 рублей, который определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии - 0, 0216165 Гкал/м2 (том 1 л.д. 20).
В ноябре 2018 г. ПАО "Мурманская ТЭЦ" произведено исправление размера корректировки платы за теплоснабжение за 2017 г, истцу доначислена корректировка в сумме 731 рубля 61 копейки (том 1, л.д. 21).
Судом также установлено, что на основании выданных государственной жилищной инспекцией Мурманской области предписаний N 801/36 от 12 сентября 2018 г. и N 632/37 от 10 июля 2019 г. в июле 2018 г. изменен размер корректировки, выставленной истцу (л.д. 60).
С учетом выполненной корректировки, задолженность истца по корректировке размера платы за отопление за 2017 год составляет 3 734 рубля 32 копейки.
Выявленные нарушения по содержанию общедомового имущества (том 1, л.д. 22-23) устранены ООО "СеверГрупп", о чем свидетельствует акт комиссионного обследования от 26 декабря 2019 г, согласно которому все коммуникации и оборудование находятся в технически исправном состоянии, регулятор температуры марки РТ-ДО Ду 32 мм отрегулирован, изоляция на внутридомовых системах отопления и горячего водоснабжения в тепловом пункте и подвальном помещении восстановлена, утечек не обнаружено (том 2 л.д. 54).
Акт также содержит особое мнение представителя ОТН МКУ "Новые формы управления", согласно которому проведена установка регулятора температуры горячего водоснабжения, он работоспособен, установлены контрольно-измерительные приборы - манометры, термометры на трубопроводах и оборудовании системы отопления в тепловом пункте, проведена изоляция арматуры и трубопроводов системы отопления и горячего водоснабжения, расположенных в подвальном помещении; расход теплоносителя на систему отопления и горячего водоснабжения уменьшен с ранее установленных показаний 5, 5 т/ч до 2, 8-3, 3 т/ч, расход является нормативным (том 2 л.д. 55).
Оценив изложенные обстоятельства, проанализировав представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из того, что факт ненадлежащего предоставления истцу коммунальных услуг в 2017 году, повлекший корректировку размера платы за 2017 год, не нашел свое подтверждение, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно приведены в обжалуемом решении, с которым судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела и представленных доказательств не ставит под сомнение выводы суда, повторяет позицию истца в ходе судебного разбирательства, которая обоснованно была отклонена судом.
Как установилсуд, актом допуска узла учета тепловой энергии от 28 сентября 2017 г. подтвержден допуск общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N * по улице... в городе Мурманске к коммерческому учету (том 2, л.д. 22).
Регулятор температуры был демонтирован 28 декабря 2018 года (том. 1, л.д. 40), факт его отсутствия зафиксирован в акте обследования теплового пункта от 5 марта 2019 г. (том 1 л.д. 41).
Согласно актам по обслуживанию бойлера и теплоцентра, актам проверки теплового пункта, акта готовности тепловых сетей, тепловых пунктов и теплопринимающих устройств к отопительному сезону за 2017 год, замечаний по работоспособности регулятора температуры (его отсутствии), отсутствии теплоизоляции или ненадлежащей изоляции трубопроводов систем горячего водоснабжения и отопления не зафиксировано (том 1 л.д. 73-79, том 2 л.д. 6-9).
Не отражена такая информация и в ведомостях учета тепловой энергии и теплоносителя, представленных ООО "СеверГрупп", за спорный, предшествующий и последующий периоды (том 1 л.д. 102-113, том 2 л.д. 10-21).
Доводы истца о неисправности регулятора температуры горячего водоснабжения в 2017 году, отсутствие изоляции трубопроводов систем горячего водоснабжения и отопления не нашли своего фактического подтверждения при разрешении дела.
Представленное в обоснование заявленных требований заключение МКУ "Новые формы управления" о причинах перерасхода тепловой энергии, датированное 2019 годом, правомерно не принято судом во внимание с указанием на изложение выводов специалистов без учета выявленных государственной жилищной инспекцией Мурманской области нарушений ПАО "Мурманская ТЭЦ" и произведенную в связи с этим корректировку размера расчета платы за отопление за 2017-2018 годы, а также проведения сравнительного анализа расхода тепловой энергии с учетом продолжительности отопительного периода и погодных условий в 2017 году относительно предшествующего 2016 года.
Представитель ответчика в обоснование возражений ссылался на наличие таких условий для перерасхода тепловой энергии, как длительность отопительного периода и пониженную температуру воздуха в зимний период 2017 года, повлиявших на расход тепловой энергии в 2017 году по сравнению с предшествующим 2016 годом, а также на то обстоятельство, что корректировку в связи с увеличением расхода тепловой энергии по данному дому необходимо было выполнять еще в 2016 году, что не было выполнено предыдущей управляющей компанией.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что корректировка платы на основании выявленных нарушений ответчиками произведена; недостатки в содержании общедомового имущества, выявленные в 2019 году, устранены в полном объеме; факт ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств по содержанию общедомового имущества в 2017 года, повлекших перерасход тепловой энергии и корректировку платы в сторону её увеличения по сравнению с 2016 годом, показатели объема потребления за который принят истцом для сравнения в качестве критерия, не установлен в ходе рассмотрения дела, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска являются правильными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые повлекли бы принятие неправильного решения либо в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием для его отмены по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чубовской Анны Ильиничны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.