Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Лащенко И.В,, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области о признании незаконными и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648, установил:
постановлением Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 г. N 585-ПП установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу:.., на земельном участке расположено здание N 47, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - ГОАУСОН "Кандалакшский КЦСОН"), в размере 28 457 721 рубль 20 копеек.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области (далее - Комиссия) от 11 декабря 2019 г. N 648 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. в размере его рыночной стоимости в сумме 6 599 000 рублей.
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (далее - администрация МО г.п. Кандалакша, Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения Комиссии, ссылаясь на его незаконность.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что представленный в Комиссию отчет ИП Н.Н.В. N 246/10-2019 от 25 ноября 2019 г. не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также федеральным стандартам оценки (далее - ФСО).
В частности, оценщиком некорректно применены объекты-аналоги NN 1-3, используемые в качестве сравнения с объектами оценки, поскольку объекты-аналоги не сходны с объектом оценки по характеристикам, определяющим его стоимость.
Используемая в отчете информация является недостоверной, что нарушает пункт 11 ФСО N 1, устанавливающий, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Также отчет нарушает принципы обоснованности и проверяемости, установленные пунктом 25 ФСО N 7, а также принципы, установленные пунктом 5 ФСО N 3, согласно которому информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена, содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение, а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648.
Представитель административного истца администрации МО г.п. Кандалакша в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает (том 2 л.д. 108-109).
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просит отказать администрации МО г.п. Кандалакша в удовлетворении заявленных требований (том 1 л.д.98-99).
Представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, мнения по заявленным требованиям не представил, о причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ГОАУСОН "Кандалакшский КЦСОН" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотрение дело в свое отсутствие, представил письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению (том 1 л.д. 198-199).
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Мурманской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что их явка не была признана обязательной.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Судом установлено, что ГОАУСОН "Кандалакшский КЦСОН" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях обслуживания здания учреждения, общая площадь 5032+/-25 кв.м, расположенный по адресу:.., на земельном участке расположено здание N 47 (том 1 л.д. 26-27).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 28 457 721, 20 рублей (том 1 л.д. 17, 76).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области N 585-ПП от 25 ноября 2016 г. Дата определения кадастровой стоимости 01 января 2016 года.
2 декабря 2019 г. ГОАУСОН "Кандалакшский КЦСОН" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра в Мурманской области от 20 сентября 2012 г. N П/373 при Управлении Росреестра по Мурманской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка (том 1 л.д.121).
Извещения о проведении заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков направлены в адрес заявителя и администрации МО г.п. Кандалакша 2 декабря 2019 г. (том 1 л.д.14, 120).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в сумме 6 599 000 рублей.
На основании данного решения комиссии в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г.
Копия решения комиссии от 11 декабря 2019 г. N 648 поступила в адрес администрации МО г.п. Кандалакша 20 декабря 2019 г. (том 1 л.д.15).
Срок на обращение в суд с настоящим административным иском администрацией МО г.п. Кандалакша не пропущен.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что у комиссии отсутствовали достаточные правовые основания для удовлетворения заявления ГОАУСОН "Кандалакшский КЦСОН" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно материалам дела о кадастровом споре, к поступившему в комиссию заявлению ГОАУСОН "Кандалакшский КЦСОН" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка представлен выполненный Н.Н.В. отчет от 25 ноября 2019 г. N 246/10-2019 об оценке рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером *, согласно которому по состоянию на 1 января 2016 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет 6 599 000 рублей (том 1 л.д. 126-181).
Как следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (пункт 19 названного Постановления).
В целях проверки выводов указанного выше отчета, суд по ходатайству административного истца назначил судебную экспертизу, поручив ее проведение эксперту ООО "САБ Бюро".
Согласно заключению эксперта ООО *** З.М.А. от 15 июля 2020 г, с учетом дополнения к заключению эксперта от 05 августа 2020 г. (об устранении допущенной описки, не влияющей на выводы экспертного исследования), отчет Н.Н.В. N 246/10-2019 от 25 ноября 2019 г. не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, составившие отчет. Выявлены нарушения, которые повлекли установление неверной рыночной стоимости земельного участка (том 2 л.д. 5-95, 117).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает, что результаты проведенной по делу судебной экспертизы о нарушениях выявленных в отчете об оценке Н.Н.В., влияющих на рыночную стоимость земельного участка, подлежат принятию.
Заключение эксперта соответствует требованиям допустимости, относимости и достаточности. Оснований подвергать его сомнению, равно как и для назначения дополнительной или повторной экспертизы, у суда не имеется.
Содержание экспертизы свидетельствует о том, что эксперт проанализировал все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, проверил обоснованность выводов оценщика о величине рыночной стоимости земельного участка.
Выводы эксперта мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также федеральным стандартам оценки.
Полномочия эксперта подтверждены, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, предписывает соответствующим комиссиям проверять содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости на соответствие требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Приведенные положения Порядка Комиссией при принятии оспариваемого решения соблюдены не в полной мере, следовательно, у Комиссии отсутствовали достаточные правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере, определенном в отчете Н.Н.В. N 246/10-2019 от 25 ноября 2019 г.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * снижена на 77% на основании установления рыночной стоимости земельного участка, что является существенным, административный истец в силу части 28 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе оспорить решение Комиссии от 11 декабря 2019 г. N 648.
В силу вышеизложенного, суд считает необходимым заявленное требование удовлетворить и признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости либо об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В целях устранения допущенных нарушений из Единого государственного реестра недвижимости подлежат исключению сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *, определенные на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере 6 599 000 рублей.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере 6 599 000 рублей, определенной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 11 декабря 2019 г. N 648.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н. Камерзан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.