Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "КСАмет" Крипень С.А. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 мая 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "КСАмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А. от 10 февраля 2020 года N-ПВ/12-6260-И/06-20/Ю/7/3 общество с ограниченной ответственностью "КСАмет" (далее по тексту - ООО "КСАмет") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением должностного лица административного органа о назначении административного наказания от 10 февраля 2020 года, законный представитель юридического лица - директор ООО "КСАмет" Крипень С.А. обратился с жалобой в районный суд.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 мая 2020 года постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А. от 10 февраля 2020 года N-ПВ/12-6260-И/06-20/Ю/7/3, вынесенное в отношении ООО "КСАмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, директор ООО "КСАмет" Крипень С.А, полагая, что по настоящему делу не верно определены и не учтены все имеющие существенное значение обстоятельства, просит решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 мая 2020 года и постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области от 10 февраля 2020 года отменить как незаконные и необоснованные, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заслушав выступление защитника ООО "КСАмет" по доверенности Мягковой Н.Н, поддержавшей жалобу в полном объеме, мнение представителя Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с положениями части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии с требованиями указанной нормы закона работодатель обязан, в том числе обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации, предварительные и периодические медицинские осмотры при поступлении на работу обязаны проходить, в том числе: люди, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; лица, занятые на конкретных видах работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как видно из представленных материалов, 7 октября 2019 года между ООО "КСАмет" в лице директора Крипень С.А. и работником Васичкиным О.П. заключен трудовой договор N 07/10/2019, в соответствии с которым последний принят на постоянную работу на должность монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций с испытательным сроком 3 месяца (л.д. 96-97).
На основании наряда-допуска N 5 на производство работ на высоте, выданного 14 октября 2019 года со сроком действия до 10 ноября 2019 года, Васичкин О.П. выполнял работы по демонтажу м/к бункера на высоте свыше 5 метров на территории АО "Биотехнологический комплекс - Росва" (л.д. 160-163).
1 ноября 2019 года в 9 часов 20 минут в ходе производственной деятельности ООО "КСАмет" на территории строительного объекта АО "Биотехнологический комплекс - Росва" произошел групповой несчастный случай, в том числе с выполнявшим монтажные работы Васичкиным О.П, упавшим с высоты 6 метров и в результате этого получившим тяжелую травму (л.д. 78-80, 86).
По результатам проведенного комиссией под председательством государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А. расследования обстоятельств несчастного случая установлено, что причинами несчастного случая на производстве с работником Васичкиным О.П. являются: неудовлетворительная организация производства работ в ООО "КСАмет", выразившаяся в выполнении работ на высоте без контроля руководителя работ; отсутствие системы управления охраной труда и оценки уровней профессиональных рисков в ООО "КСАмет"; нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, выразившееся в выполнении работ по демонтажу конуса бункера не с люльки, а в самом конусе бункера с дополнительной нагрузкой.
Выявленные в деятельности ООО "КСАмет" нарушения нашли свое отражение в акте о несчастном случае на производстве от 5 декабря 2019 года N 2 (л.д. 61-65), а также в акте о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 1 ноября 2019 года (л.д. 66-72).
Распоряжением (приказом) руководителя Государственной инспекции труда в Калужской области от 26 декабря 2019 года N-ПВ/12-6262-И/06-20 на основании мотивированного представления государственного инспектора труда (по охране труда) в Калужской области Галицкого Д.А. от 23 декабря 2019 года N\ПВ в отношении ООО "КСАмет" была назначена внеплановая документарная проверка, касающаяся материалов расследования несчастного случая на производстве с Васичкиным О.П. (л.д. 39-41, 38).
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 16 января 2020 года N-ПВ/12-6262-И/06-20/1 в ходе проведенной проверки юридического лица выявлены нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, в частности требований части 7 статьи 213, абзацев 11, 12 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695, выразившиеся (нарушения) в том, что на момент произошедшего несчастного случая на производстве 1 ноября 2019 года с сотрудником ООО "КСАмет" Васичкиным О.П. последний был допущен к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (л.д. 43-44).
Указанные нарушения, выявленные в деятельности ООО "КСАмет", послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения ООО "КСАмет" административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении, и принятия по нему конкретного процессуального решения.
Доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административных правонарушениях в отношении ООО "КСАмет" установлены верно.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО "КСАмет" при допущении сотрудника Васичкина О.П. к исполнению трудовых обязанностей, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Действия ООО "КСАмет" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе и сводящиеся к тому, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания неверно указаны наименование юридического лица и данные о его законном представителе, а также о наличии правовых оснований для объединения возбужденных в отношении ООО "КСАмет" шести дел об административных правонарушениях, фактически аналогичны по своему содержанию тем доводам, которые заявлялись законным представителем юридического лица в первоначальной жалобе. Указанные доводы являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно были отвергнуты с подробным приведением мотивов принятого решения, основания не согласиться с которыми отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы об обратном, заявленное стороной защиты ходатайство об объединении всех дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 (2 дела), частью 3 статьи 5.27.1 (2 дела) и частью 4 статьи 5.27.1 (2 дела) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденных в отношении ООО "КСАмет" в связи с произошедшим групповым несчастным случаем, было рассмотрено по существу судом первой инстанции, что нашло отражение в обжалуемом решении. Оснований не согласиться с принятым судьей районного суда в этой части решением, исходя из того, что установленные в ходе проведенной проверки нарушения трудового законодательства были допущены ООО "КСАмет" не в результате одного бездействия и в отношении разных физических лиц, не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии у Государственной инспекции труда в Калужской области оснований для проведения в январе 2020 года внеплановой документарной проверки в отношении ООО "КСАмет" являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, в частности, распоряжением (приказом) руководителя Государственной инспекции труда в Калужской области N-ПВ/12-6262-И/06-20 от 26 декабря 2019 года, свидетельствующими о том, что такая проверка была проведена в связи с произошедшим несчастным случаем на производстве, при этом порядок ее проведения нарушен не был.
Утверждение защитника о том, что обжалуемое решение судьи районного суда от 14 мая 2020 года в судебном заседании не оглашалось, своего объективного подтверждения в представленных материалах не находит.
Выражая несогласие с вынесенным должностным лицом постановлением по делу об административном правонарушении от 10 февраля 2020 года N 40/6-2072-19-ПВ/12-6260-И/06-20/Ю/7/3, оставленным без изменения решением судьи районного суда от 14 мая 2020 года, законный представитель юридического лица в своей жалобе указывает о том, что Васичкин О.П. в установленном порядке прошел предварительный медицинский осмотр и при приеме на работу представил направление с отметкой ГБУЗ КО "Калужская областная психиатрическая больница им. А.Е. Лившица" о прохождении обязательного психиатрического освидетельствования.
Однако приведенные доводы не влекут удовлетворение жалобы.
Так, согласно требованиями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлено, что сотрудник ООО "КСАмет" Васичкин О.П. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 23 сентября 2002 года N 695, которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Настоящие Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее именуется - Перечень).
В соответствии с названным Перечнем к категориям должностей, осуществляющих деятельность в условиях повышенной опасности, отнесены в том числе работы на высоте, работы верхолазные и связанные с подъемом на высоту, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений.
Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (пункт 3 Правил).
Согласно пунктам 4, 6 Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.
Согласно пункту 9 Правил комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование. Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
С учетом изложенного имеющиеся в материалах дела и приложенные к настоящей жалобе копия направления на имя Васичкина О.П. с печатью Калужской областной психиатрической больницы имени А.Е. Лифшица и штампом "противопоказания отсутствуют", а также копия заключения по результатам предварительного медицинского осмотра от 1 октября 2019 года не являются документами, подтверждающими прохождение сотрудником ООО "КСАмет" Васичкиным О.П. в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "КСАмет" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными; они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и подтверждаются имеющимися доказательствами.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда, жалоба не содержит.
Срок давности и порядок привлечения ООО "КСАмет" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "КСАмет" в пределах, предусмотренных санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "КСАмет" не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 14 мая 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "КСАмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "КСАмет" Крипень С.А. - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.