Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А, судей Ватолиной Ю.А. и Ивашуровой С.В, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Фетисовой Д.А, с участием прокурора Антиповой Е.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ивашуровой С.В. дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный сервис" на решение Людиновского районного суда Калужской области от 19 декабря 2019 года по иску Людиновского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район", муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальный сервис" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки мусора, запрещении осуществления деятельности по складированию и хранению твердых бытовых отходов на земельном участке, УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Людиновский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР "Город Людиново и Людиновский район", МУП "Жилкомсервис" и просил обязать ответчиков ликвидировать свалку мусора на земельном участке с кадастровым номером "53", а также запретить МУП "Жилкомсервис" осуществлять деятельность по сбросу отходов на указанный земельный участок.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства на территории муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" было установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером "53", арендованном МУП "Жилкомсервис" у администрации МР "Город Людиново и Людиновкий район" ответчиком осуществляется складирование и хранение твердых бытовых отходов в нарушение требований действующего законодательства, что ущемляет права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту прокуратурой города в адрес директора МУП "Жилкомсервис" было внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика МУП "Жилкомсервис" Кондабаров В.Ф. исковые требования не признал, указал, что МУП "Жилкомсервис" использует земельный участок в соответствии с целевым назначением, данная площадка постановлением администрации МР "Город Людиново и Людиновский район" включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов.
Представитель ответчика администрации МР "Город Людиново и Людиновский район" Волчков В.И. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 19 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
обязать МУП "Жилищно-коммунальный сервис" ликвидировать свалку мусора на земельном участке с кадастровым номером "53" площадью 6955 кв.м, расположенном по адресу, установленному относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес"
запретить МУП "Жилкомсервис" складирование и хранение твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером "53" площадью 6955 кв.м, расположенном по адресу, установленному относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес"
в удовлетворении иска к администрации МР "Город Людиново и Людиновский район" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки мусора, запрещении осуществления деятельности по складированию и хранению твердых бытовых отходов на земельном участке Людиновскому городскому прокурору отказать.
В апелляционной жалобе МУП "Жилкомсервис" ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
Заслушав прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду), накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Как видно из материалов дела, согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией МР "Город Людиново и Людиновский район" и МУП "Жилкомсервис", последнему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером "53" площадью 6955 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. Договор аренды заключен на срок до 26 июня 2028 года.
Постановлением администрации МР "Город Людиново и Людиновский район" N от ДД.ММ.ГГГГ утверждены реестр и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского поселения "Город Людиново". В реестр мест накопления ТКО включены сведения о наличии площадки на "адрес" за земельном участке площадью 6900 кв.м, имеющем бетонное покрытие, с установкой 4-х контейнеров емкостью 8 куб.м, собственник места накопления ТКО - МУП "Жилкомсервис".
Согласно актам проверки Людиновский городской прокуратуры от 12 сентября, 30 октября и 6 декабря 2019 года на земельном участке с кадастровым номером "53" МУП "Жилкомсервис" организовано складирование, хранение и сбор различных отходов, состоящих из веток, листьев, бытового мусора, полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, картона, автомобильных покрышек и т.д.
Земельный участок не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, обваловки и системы ливнестоков с автономными очистными сооружениями, навеса, ограждения, на нем не установлены контейнеры. Складирование отходов осуществляется на грунт, имеются следы сжигания отходов.
Согласно письму территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калужской области в Людиновским, Жиздринском, Хвастовичском, Ульяновском, Думиничском районах от 13 сентября 2019 года - 12 сентября 2019 года в ходе проведения совместной проверки с Людиновской городской прокуратурой установлено, что по адресу: "адрес" производится складирование твердых бытовых отходов (ТБО), что является нарушением пунктов 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов".
ДД.ММ.ГГГГ Людиновской городской прокуратурой в адрес директора МУП "Жилкомсервис" по выявленным нарушениям направлено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, оставленное без ответа.
Поскольку при проведении проверки Людиновской городской прокуратурой, а также территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Калужской области в Людиновским, Жиздринском, Хвастовичском, Ульяновском, Думиничском районах установлено, что земельный участок с кадастровым номером "53" не обустроен в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что свидетельствует о нарушении МУП "Жилкомсервис" требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в накоплении бытового мусора вне контейнеров на необорудованном для его складирования и хранения земельном участке, принадлежащем ответчику МУП "Жилкомсервис" на праве аренды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на МУП "Жилкомсервис" обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, проигнорировав представленные доказательства того, что бытовой мусор лишь временно хранится на земельном участке с кадастровым номером "53", специально предназначенном для этих целей, поскольку постановлением администрации МР "Город Людиново и Людиновский район" включен в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, не могут быть признаны обоснованными.
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды земельного участка вид разрешенного использования данного земельного участка определен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. При этом сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка суду не представлено. Вместе с тем, как установлено, бытовой мусор складируется и хранится на земельном участке не в контейнерах (навалом), участок имеет бетонное покрытие не по всей площади, а лишь на его части, не имеет обваловки, тогда как из реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения "Город Людиново", утвержденного постановлением администрации от 30 августа 2019 года N, следует, что местом накопления ТКО (пункт 86) является земельный участок с бетонным покрытием и бетонным ограждением площадью 6900 кв.м, с установкой на нем 4-х контейнеров емкостью 8 куб.м.
Доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.