Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Богдашова Д.А, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В, представителя административного истца - Сосновского С.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-82/2020 по апелляционной жалобе начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) на решение Курского гарнизонного военного суда от 18 июня 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Хованского Александра Анатольевича об оспаривании решения начальника отделения об отказе в принятии административного истца и членов его семьи на жилищный учет для обеспечения жильем по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Хованский проходит военную службу в войсковой части N. 31 мая 2001 года ему и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: г. "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. Совместно с ним в указанном жилом помещении были зарегистрированы: административный истец; ФИО15 (сын) - с 25 мая 2001 года, ФИО16 (супруга) и ФИО17) (дочь) - с 28 февраля 2003 года, а с 13 декабря 2019 года в названное жилое помещение вселен ФИО18 (внук административного истца).
Решением начальника отделения от 22 апреля 2020 года 46-25/07/2020 Хованскому и членам его семьи отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В обоснование принятого решения указано, что административный истец, вселив в названное жилое помещение своего внука, который не является членом его семьи, в результате чего на каждого проживающего в нем стало приходиться общей площади жилого помещения менее учетной нормы (12 кв.м.), совершил действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, а срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, на момент принятия решения, не истек.
Будучи несогласным с данным решением, поскольку вселение новорожденного внука в жилое помещение, по его мнению, не является намеренным ухудшением жилищных условий, и полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать названное решение незаконным, отменить его и повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на жилищный учет.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование этого указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что административный истец совершил действия по ухудшению своих жилищных условий и срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, не истек.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включение их в списки очередников на получение таковых, обеспечение жильем и снятие с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом РФ, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав вышеизложенное, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что положения п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не применимы при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Решением Курского городского собрания от 4 мая 2005 г. N 108-3-PC "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. и менее на 1 человека.
Согласно ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Как указано в ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Таким образом, поскольку вселение в жилое помещение малолетнего ребенка и регистрация по месту жительства в нем осуществляется на основании волеизъявления родителя, проживающего в названном помещении, независимо от формы собственности и желания собственника, суд первой инстанции пришел к верному выводу, о том, что вселение новорожденного ребенка в жилое помещение, не может быть расценено, как ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а потому обоснованно удовлетворил административное исковое заявление Хованского.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 18 июня 2020 года по административному исковому заявлению Хованского Александра Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения (территориального, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.