Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В. на вступившее в законную силу решение судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 года, жалобу защитника АО "Группа "Илим" Тарасовой О.А., действующей на основании доверенности, на вступившее в законную силу решение судьи Красноярского краевого суда от 4 июня 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Группа "Илим" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлениями заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Семашко А.А. от 11.09.2019 N 516-09-пст/лн, N 517-09-пст/лн, N 518-09-пст/лн, N 519-09-пст/лн, N 520-09-пст/лн, N 421-09-пст/лн, N 522-09-пст/лн, N 523-09-пст/лн, N 524-09-пст/лн, N 525-09-пст/лн ОА "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
Постановлениями заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В. от 11.09.2019 N 526-09-пст/лн, N 527-09-пст/лн, N 528-09-пст/лн, N 529-09-пст/лн, N 530-09-пст/лн, N 531-09-пст/лн ОА "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей по каждому постановлению.
Постановлениями заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В. от 13.09.2019 N 540-09-пст/лн, N 541-09-пст/лн, N 542-09-пст/лн, N 543-09-пст/лн, N 544-09-пст/лн ОА "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
На указанные акты защитником АО "Группа "Илим" поданы жалобы в районный суд.
Определением судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 4 декабря 2019 года материалы дел объединены в одно производство.
Решением судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 года указанные постановления изменены путем назначения АО "Группа "Илим" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 4 июня 2020 года постановления N 516-09-пст/лн, N 517-09-пст/лн, N 518-09-пст/лн, N 519-09-пст/лн, N 520-09-пст/лн, N 421-09-пст/лн, а также вынесенные в рамках указанных дел об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также решение судьи районного суда в указанной части отмены, производство по делу в указанной части прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Этим же решением постановления N 522-09-пст/лн, N 523-09-пст/лн, N 524-09-пст/лн, N 525-09-пст/лн, N 540-09-пст/лн, N 541-09-пст/лн, N 542-09-пст/лн, N 543-09-пст/лн, N 544-09-пст/лн, а также вынесенные в рамках указанных дел об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также решение судьи районного суда в указанной части изменены, исключено указание на совершение АО "Группа "Илим" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, вследствие превышения площади погрузочных площадок в указанных в этих постановлениях лесосеках в нарушение пункта 7 раздела II приложения 1 "Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения" приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.06.2016 N 367.
В остальной части решение судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 года оставлено без изменения. Жалобы защитника АО "Группа "Илим", должностного лица Гякса Д.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в кассационный суд, заместитель начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякс Д.В. просит решение судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в районный суд, в обоснование указывает, что нарушения выявлены на разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянах, имеющих различное местонахождение, проводимые на лесных участках работы предусмотрены разными разрешительными документами, объектом контрольных мероприятий являлась проверка соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и проверка правил заготовки древесины, объективная сторона вменяемых Обществу составов правонарушений является различной, каждое противоправное действие образует самостоятельный состав административного правонарушения; объединение дел об административных правонарушениях в одно производство неправомерно, поскольку процессуальное действие по объединению материалов в одно производство возможно выполнить в порядке подготовки дела к рассмотрению, то есть до вынесения постановления о назначении административного наказания; проверка законности нескольких постановлений, состоявшихся по разным делам об административных правонарушениях, в одном производстве, с вынесением одного решения нормами КоАП РФ не предусмотрена.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник АО "Группа "Илим" Тарасова О.А. просит решение судьи Красноярского краевого суда от 4 июня 2020 года отменить в части оставления без изменения решения судьи Тунгусско-Чунского районного суда от 18 декабря 2019 года и прекратить производство по делу, в обоснование указывает на отсутствие состава правонарушения, поскольку очистка мест рубок произведена Обществом в соответствии с разделом 5 технологической карты безогневым способом посредством укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, а также разбрасывания измельченных порубочных остатков (длиной 1, 5 м) на погрузочных площадках; неверную критическую оценку копии справки мастера леса Чемдальского участкового лесничества от 10.04.2018 об отсутствии на лесных делянах неубранных порубочных остатков; незаконность представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, поскольку представлениями предложено устранить не причины и условия, а сами допущенные нарушения обязательных требований.
АО "Группа "Илим", извещенное в порядке ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче жалобы должностным лицом, возражений не представило.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с подп. "з", "к" п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, при заготовке древесины не допускается: оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Пункт 7 раздела II "Порядок проведения подготовительных лесосечных работ" приложения 1 "Виды лесосечных работ, порядок и последовательности их проведения" к приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" содержит требования к определению общей площади под погрузочными пунктами, производственными и бытовыми объектами в зависимости от общей площади лесосеки.
В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подп. "б" п.17 названных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Из обстоятельств дела следует, что на основании договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 243-з с изменениями и дополнениями, проекта освоения лесов, лесной декларации от 22.12.2017 N 1, технологических карт лесосечных работ АО "Группа "Илим" в период с 06.01.2018 по 31.12.2018 года производило заготовку древесины, лесосечные работы в следующих лесных кварталах: N 426, выделы 19, 21, деляна 1; N 506, выделы 12, 18, деляна 1; N 858, выделы 3, 4, 6, 7, 8 деляна 1; N 857, выделы 7, 10, 15, деляна 3; N 502 выдел 7, деляна 1; N 857 выделы 1, 5, 6, 8, 9, деляна 2; N 509, выделы 10, 11, 13, деляна 1; N 500, выделы 6, 7, 9, 10, 11, деляна 1; N 429, выделы 12, 14, 16, деляна 1; N 451, выделы 11, 16, 20, 36, деляна 2; N 451 выделы 16, 17, 21 деляна 1; N 472, выделы 5, 6, 7, 16, 17, 18, 23, 26, 27, 28 деляна 1; N 428 выделы 12, 15, 17, 18 деляна 1; N 472 выделы 8, 9, 17, 18, 19, деляна 2; N 452 выделы 12, 13, 29 деляна 1, - расположенных на территории Красноярского края, КГБУ "Тунгусско-Чунское лесничество", Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга.
По окончанию лесосечных работ оставлена невывезенная в установленный срок древесина, работы по очистке мест рубок от порубочных остатков не выполнены, площадь погрузочных площадок превышает нормативную, места рубок захламлены порубочными остатками. Указанные нарушения выявлены 27.05.2019, 28.05.2019, 29.05.2019, 31.05.2019, 03.06.2019.
Изложенные обстоятельства, подтвержденные протоколами об административных правонарушениях, договором аренды лесного участка с дополнениями и изменениями, лесной декларацией, сообщениями о лесонарушениях, актами осмотров лесосек со схемами расположения лесонарушений, другими представленными в дело доказательствами, послужили основанием для вынесения в отношении Общества вышеуказанных постановлений.
Постановлениями от 11.09.2019 N 516-09-пст/лн, N 517-09-пст/лн, N 518-09-пст/лн, N 519-09-пст/лн, N 520-09-пст/лн, N 421-09-пст/лн АО "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, выразившихся в превышении площади погрузочных площадок (пунктов) в нарушение п.7 раздела II приложения 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки".
Постановлениями от 11.09.2019 N 522-09-пст/лн, N 523-09-пст/лн, N 524-09-пст/лн, N 525-09-пст/лн, от 13.09.2019 N 540-09-пст/лн, N 541-09-пст/лн, N 542-09-пст/лн, N 543-09-пст/лн, N 544-09-пст/лн АО "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, выразившихся в превышении площади погрузочных площадок (пунктов), оставлении на лесосеке порубочных остатков, оставлении на лесосеке невывезенной древесины в нарушение п.7 раздела II приложения 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", подп. "з", "к" п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474.
Постановлениями от 11.09.2019 N 526-09-пст/лн, N 527-09-пст/лн, N 528-09-пст/лн, N 529-09-пст/лн, N 530-09-пст/лн, N 531-09-пст/лн ОА "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, выразившихся в захламлении мест рубок порубочными остатками в нарушение п.16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
Определением судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 4 декабря 2019 года, с которым согласился судья краевого суда, материалы дел объединены в одно производство, наказание назначено по правилам ч.ч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ. При этом судьи исходили из того, что лесонарушения допущены Обществом в результате совершения одного действия - заготовки древесины на лесном участке, предоставленном на основании одного договора аренды от 10.12.2008, при разработке лесосек в соответствии с одной лесной декларацией, в одно и то же время, рассмотрение дел об административных правонарушениях подведомственно одному органу.
Изложенное правомерно расценено как основание для объединения дел в одно производство, при этом определяющей является необходимость назначения наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. С учетом изложенного не имеет значения стадия процесса, на которой произведено объединение дел. В противном случае назначение наказания без учета положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ. Кроме того, КоАП РФ не содержит запрета при наличии соответствующих условий на объединение дел в одно производство на любой стадии процесса.
Таким образом, доводы жалобы должностного лица о неправомерном объединении судьей районного суда материалов дел об административных правонарушениях в одно производство подлежат отклонению. При этом следует учесть и то обстоятельство, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененных Обществу нарушений, составляющий один год, на момент поступления дела в кассационный суд и рассмотрения жалобы истек, в связи с чем положение Общества не может быть ухудшено.
Жалоба защитника АО "Группа "Илим" так же не подлежит удовлетворению.
С учетом установленных по делу обстоятельств вывод о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившихся в оставлении на лесосеке порубочных остатков и невывезенной древесины, захламлении мест рубок порубочными остатками, является правильным.
При этом судья краевого суда пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение п.7 раздела II "Порядок проведения подготовительных лесосечных работ" приложения 1 "Виды лесосечных работ, порядок и последовательности их проведения" к приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" в части превышения площади погрузочных площадок не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.
Факт совершения вмененных правонарушений подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты, в связи с чем довод жалобы об отсутствии правонарушений в деянии Общества, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В целом доводы жалобы были предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно лесной декларации от 22.12.2017 N 1 заготовку древесины Общество производило в период с 06.01.2018 по 31.12.2018. Таким образом, заготовка древесины окончена в зимнее время.
Копия справки мастера леса Чемдальского участкового лесничества от 10.04.2018 об отсутствии на лесных делянах неубранных порубочных остатков, с учетом даты ее выдачи до окончания периода заготовки древесины, не опровергает факт захламления порубочными остатками мест рубок, зафиксированный в сообщениях о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, датированных маем-июнем 2019 года, о чем верно указано в решении судьи краевого суда. Оснований не согласиться с такой оценкой доказательства не имеется.
Согласно сообщениям о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и актам осмотров лесосек работы по очистке мест рубок от порубочных остатков не выполнены, места рубок захламлены порубочными остатками. Таким образом, довод жалобы о том, что Общество очистку мест рубок производило в соответствии с разделом 5 технологической карты безогневым способом посредством укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, а также разбрасывания измельченных порубочных остатков (длиной 1, 5 м) на погрузочных площадках, не исключает наличие в действиях АО "Группа "Илим" состава вмененных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Внесение указанных представлений способствует предупреждению совершения административных правонарушений в будущем как самим правонарушителем, так и другими лицами, что отвечает задачам административного законодательства, указанным в ст.1.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, представления, внесенные в адрес АО "Группа "Илим", содержат указание на причины и условия совершенных правонарушений, а именно, ненадлежащий контроль за выполнением требований лесного законодательства, и предлагают устранить именно причины, приведшие к совершению правонарушений, а не сами допущенные нарушения.
Оснований для признания незаконными представлений, вынесенных в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях N 522-09-пст/лн, N 523-09-пст/лн, N 524-09-пст/лн, N 525-09-пст/лн, N 526-09-пст/лн, N 527-09-пст/лн, N 528-09-пст/лн, N 529-09-пст/лн, N 530-09-пст/лн, N 531-09-пст/лн, N 540-09-пст/лн, N 541-09-пст/лн, N 542-09-пст/лн, N 543-09-пст/лн, N 544-09-пст/лн (за исключением указания в качестве причин и условий превышения площади погрузочных площадок), у судебных инстанций не имелось.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание АО "Группа "Илим" назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ. В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, предусматривающей более высокий размер административного штрафа.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену принятых по делу актов, не установлено, в связи с чем жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 года, решение судьи Красноярского краевого суда от 4 июня 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Группа "Илим" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В, жалобу защитника АО "Группа "Илим" Тарасовой О.А. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.