Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Петровой Т.Г, Фуганова Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 мая 2020 г. по делу N2-230/2019 по иску ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об обязании включить в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на основании доверенностей ФИО10, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО9 обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также- ФСИН России) о признании незаконным решения, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области) о возложении обязанности включить в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы.
В обоснование исковых требований истец указал, что он обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив полный пакет документов. В начале октября 2017 г. он получил выписку из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России, которой было принято решение об отказе в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 г. С указанным решением не согласился, указывал, что ни он, ни его семья таких действий не совершали. Не отрицая факт продажи в феврале 2011 г. принадлежащей ему и членам его семьи квартиры, указывал, что фактически его семья улучшила жилищные условия, приобретя благоустроенную квартиру взамен неблагоустроенной. Продажа и приобретение нового жилого помещения были сделаны не с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку при проживании по первоначальному адресу такое право он уже имел. Кроме того, к моменту принятия ФСИН России решения об отказе в постановке на учет прошло более пяти лет с даты продажи первоначального жилого помещения.
Просил признать решение ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать УФСИН России по Архангельской области включить его в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 мая 2020 г, исковые требования ФИО1 к ФСИН России о признании незаконным решения удовлетворены. Решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным. С ФСИН России в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. В удовлетворении иска ФИО1 к УФСИН России по Архангельской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, вынесении решения об отказе истцу в иске.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Архангельской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека, включая супругу ФИО5 и двух детей- дочь ФИО6 и сына ФИО7, указав, что относится к категории граждан, имеющих право на ее получение: сотрудник УИС, имеющий выслугу более 10 лет, ст. 4 п. 3 пп. 2 Федерального закона N 283-ФЗ.
Рассмотрев представленные сотрудником документы, комиссия приняла решение о направлении документов, расчетов на постановку на учет на предоставление единой социальной выплаты в ФСИН России, что подтверждается выпиской из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, гражданам РФ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 г. в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из материалов дела, истец с семьей до ДД.ММ.ГГГГ были постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес" общей площадью 47, 3 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой собственности истцу и членам его семьи, по ? доли каждому. ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение собственниками было продано.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцом и членами его семьи приобретено жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 44, 5 кв.м. Право общей долевой собственности зарегистрировано за истцом и его детьми (по 1/3 доли каждый). В указанном жилом помещении зарегистрированы истец, его супруга и дети.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма ФИО9 и члены его семьи не имеют.
Суд первой инстанции, разрешая спор, удовлетворяя исковые требования ФИО1, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, соотнеся технические характеристики отчужденного в марте 2011 г. ранее принадлежавшего истцу и членам его семьи жилого помещения по адресу: "адрес" приобретенного истцом и членами его семьи взамен жилого помещения по адресу: "адрес" пришел к выводу о том, что семья истца в 2011 г. фактически совершила действия по улучшению своих жилищно-бытовых условий, в целях создания благоприятных и безопасных условий проживания для своих "данные изъяты" детей; незначительная разница в общей площади жилых помещений с учетом иных характеристик не повлияла на нуждаемость ФИО9 в ином жилом помещении, так как в обоих случаях обеспеченность на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе истцу в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений в кассационном порядке.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (ч.1 ст. 4 названного Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 4 данного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, в частности, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
В силу ч. 8 этой же статьи сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), "данные изъяты" детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила).
Так, п. 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Изложен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
В силу п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судами при разрешении спора учтено, что действия истца и его семьи по изменению жилищных условий имели место в 2011 г, то есть до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г, потому к спорным правоотношениям применена ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако, на основании оценки представленных истцом доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что совершенные истцом в 2011 г. действия по улучшению жилищно-бытовых условий имели цель создания благоприятных и безопасных условий проживания для своих "данные изъяты" детей и не могут быть квалифицированы, как повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника; при этом разница в общей площади жилых помещений с учетом иных характеристик не повлияла на нуждаемость ФИО9 в ином жилом помещении, так как в обоих случаях обеспеченность на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м.
Доводы жалобы заявителя о нарушении судом вышеприведенных положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, с учетом установленных судом фактических обстоятельств по делу, судебная коллегия не признает в качестве оснований для отмены судебных постановлений.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами в части квалификации совершенных истцом сделок, как не направленных на ухудшение жилищных условий, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 28 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.