Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Рогожиной Е.В, Батялова В.А, при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" о признании недействующим пункта 230 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожину Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации ФИО8, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
пунктом 230 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год), утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, размещенного на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) 28 ноября 2019 года, в газете "Республика Татарстан", N 178 30 ноября 2020 года, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО2, "адрес", признано объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" (далее ООО "С КОЛЛЕКШН"), собственник вышеуказанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия указанного пункта Перечня на 2020 год, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, и отнесение объекта недвижимости к торговому центру ошибочно. Включение здания в Перечень на 2020 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, признан недействующим со дня принятия пункт 230 Перечня на 2020 год в части включения в него спорного здания.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указало, что судом первой инстанции не учтен акт фактического обследования здания, согласно которому, торговая площадь помещений, предназначенных для размещения в них торговых объектов и объектов бытового обслуживания, превышает 20% от общей площади здания. Кроме того указало, что из технического паспорта на принадлежащий административному истцу объект недвижимости следует, что общая площадь помещений, имеющих назначение, размещенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Кроме того, спорный объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N, вид разрешенного использования которых -размещение административного здания, административно - офисного центра.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав новые доказательства - выписку из ЕГРН от 22 сентября 2020 года на земельные участки с кадастровыми номерами N, а так же выписку из ЕГРН на здание с кадастровым номером N, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и Положения о комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и внесения изменения в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 N 407 "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которой, налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, основываясь на материалах административного дела, сделал вывод о том, что отнести здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение данного объекта, ни его фактическое использование.
Как следует из позиции административного ответчика, спорное здание включено в Перечень на 2020 год исходя из его фактического использования на основании акта обследования здания (строения, сооружения) от 18 ноября 2019 года.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости является нежилым отдельно стоящим четырехэтажным зданием, общей площадью 3869, 8 кв. м, расположенным на земельных участках, имеющими вид разрешенного использования - административно-офисный центр (код 4.0), размещение административного здания. Такие виды разрешенного использования земельных участков, как верно указал суд первой инстанции, не предусматривают размещение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) по состоянию на 20 марта 2017 года объекта недвижимости с кадастровым номером N, административно-офисное здание включает в себя помещения следующего назначения: автостоянка, ведомственный узел, электрощитовая, станция пожаротушения, офисные пространства, коридоры, КУИ, санузлы, тамбур-шлюзы, лестничные клетки, венткамеры, коридоры, террасы, котельная.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции исходил из того, что здание не обладает признаками торгового центра (комплекса), определенными пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам находит верным вывод суда о том, что на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), данное здание также не подлежит включению в перечень.
Суд первой инстанции, изучив акт обследования (строения, сооружения) от 18 ноября 2019 года, верно отверг его в качестве доказательства, поскольку в акте содержится приблизительная величина торговой площади "около 950 квадратных метров". Кроме того в примечании к акту указано, что площади помещений указаны на основании технического паспорта "данные изъяты" от 20 марта 2017 года, что позволяет сделать вывод, что фактических замеров не производилось. Так же, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что из содержания акта невозможно с точностью установить размер площади, предназначенной для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, равно как и процентное отношение этой площади к общей площади здания, что является необходимым условием для установления признаков торгового центра.
При таких данных не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что фактически в настоящее время здание используется для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что из технического паспорта на принадлежащий административному истцу объект недвижимости следует, что общая площадь помещений, имеющих назначение, размещенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В этой связи судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что технический паспорт на принадлежащее административному истцу здание, составленный по состоянию на 20 марта 2017 года, нельзя признать допустимым доказательством по настоящему административному делу.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2020 год, не представлено.
Не содержится таких доказательств и в апелляционной жалобе.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.