Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Указу Президента РФ
от 24 октября 1993 г. N 1738
Временное положение
о системе органов государственной власти г. Москвы
Настоящее Временное положение фактически прекратило действие.
Об органах власти см. Устав города Москвы
I. Московская городская Дума
Статья 1. Московская городская Дума (далее - Дума) является постоянно действующим представительным органом государственной власти г. Москвы.
Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Численный состав Думы - 35 депутатов.
Статья 2. Депутаты Думы избираются населением г. Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом думы может быть избран проживающий в г. Москве гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом.
Срок полномочий депутатов Думы - два года.
Законом города Москвы от 23 июня 1995 г. N 16 "О выборах депутатов Московской городской Думы" установлен срок полномочий депутатов городской Думы - четыре года
Порядок организации и проведения выборов депутатов Думы устанавливается положением о выборах в представительный орган государственной власти г. Москвы.
См. также Закон г. Москвы от 13 июля 1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы"
Статья 3. Депутаты Думы работают на штатной оплачиваемой основе. Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов власти, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 4. Депутаты Думы обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат на территории г. Москвы не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме предусмотренных законом случаев задержания на месте преступления. Личный досмотр депутата, его жилища и имущества, досмотр используемых им транспортных средств допускается лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Думой по представлению прокурора г. Москвы в 10-дневный срок на основании заключения комиссии Думы, образуемой для данного случая.
Депутаты Думы не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий.
Депутаты Думы обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Дума собирается на свое первое заседание не позднее чем на тридцатый день после дня выборов. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Статья 6. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" и настоящим Временным положением посредством принятия правовых (законодательных) актов по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации к ведению представительного (законодательного) органа государственной власти города федерального значения, осуществляет контрольные функции представительного (законодательного) органа государственной власти города федерального значения.
По представлению мэра Москвы Дума правовыми (законодательными) актами:
утверждает бюджет города и отчет о его исполнении;
принимает решения об образовании городских внебюджетных и валютных фондов, заслушивает отчеты об использовании этих фондов;
утверждает административно-территориальное деление города;
устанавливает городские налоги, сборы, пошлины и платежи (в том числе за использование земельных участков), а также порядок их взимания;
определяет порядок использования земли и других природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия; общий порядок приватизации имущества города;
устанавливает санкции за нарушение законодательных и других правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению города федерального значения.
Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Проекты правовых (законодательных) актов города (кодексов, уставов, правил, положений) рассматриваются Думой по представлению мэра Москвы, депутатов Думы, прокуратуры г. Москвы, Московского городского суда и арбитражного суда г. Москвы.
Дума осуществляет контроль за исполнением на территории г. Москвы правовых (законодательных) актов города. Для осуществления контроля за исполнением городского бюджета Дума создает контрольно-счетную палату.
Постановлением Московской городской Думы от 1 ноября 1995 г. N 73 введен в действие Закон города Москвы "О Контрольно-счетной палате Москвы"
Дума вправе принять постановление о выражении недоверия должностному лицу администрации города в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации, настоящего Временного положения и правовых (законодательных) актов города. Постановления по этим вопросам принимаются Думой большинством голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
Мэр Москвы в 2-недельный срок рассматривает решение думы и освобождает должностное лицо от исполнения служебных обязанностей или направляет мотивированный отказ в Думу. В случае отказа дума вправе вернуться к обсуждению указанного вопроса не ранее чем через три месяца.
Статья 7. Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая правовые (законодательные) акты города, постановления, заявления и обращения. Дума принимает регламент, соответствующий настоящему Временному положению и устанавливающий порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Думы.
См. действующий Регламент Московской городской Думы, утвержденный постановлением Московской городской Думы от 19 июня 2002 г. N 171
См. также Регламент Московской городской Думы от 11 февраля 1998 г. N 4
Заседания Думы проводятся открыто. Дума вправе проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных регламентом Думы. Очередные заседания думы проводятся еженедельно в установленный день недели, за исключением летнего и зимнего перерывов в работе Думы.
Статья 8. Дума вправе создавать постоянные и временные комиссии и рабочие группы из числа депутатов Думы.
Дума из числа депутатов избирает председательствующего на ее заседаниях.
См. Положение о координаторах направлений деятельности Московской городской Думы, утвержденное постановлением Московской городской Думы от 13 апреля 1994 г. N 31
Статья 9. Дума правомочна принимать правовые (законодательные) акты города, постановления, заявления и обращения, если на ее заседании присутствуют более половины от установленного числа депутатов Думы.
Правовые (законодательные) акты города принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы и подписываются мэром Москвы.
Постановления Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено настоящим Временным положением; заявления и обращения Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Постановления, заявления и обращения Думы подписываются председательствующим на заседании Думы.
Порядок принятия решений по процедурным вопросам устанавливается регламентом Думы.
Статья 10. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно по решению, принятому большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, по решению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятому по представлению Президента Российской Федерации, в случае систематического принятия правовых (законодательных) актов города, противоречащих Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, а также при невыполнении Думой своих полномочий в течение трех месяцев.
Выборы в Думу в указанных случаях проводятся в 3-месячный срок со дня принятия решения о прекращении полномочий Думы.
II. Московская городская администрация
Статья 11. Московская городская администрация - мэрия Москвы является исполнительным органом государственной власти г. Москвы.
Статья 12. Мэр Москвы возглавляет московскую городскую администрацию и руководит ее деятельностью.
Мэром Москвы в течение переходного периода является лицо, осуществляющее эти обязанности на момент вступления в силу настоящего Временного положения.
Мэр Москвы решает социально-экономические проблемы города, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно - распорядительные функции.
По вопросам своей компетенции мэр Москвы издает распоряжения.
Статья 13. В систему органов исполнительной власти г. Москвы входят: мэрия, правительство Москвы, отраслевые и территориальные органы управления городом и иные органы, создаваемые мэром Москвы.
Мэр Москвы устанавливает и изменяет структуру органов исполнительной власти, определяет компетенцию и утверждает положения об этих органах, назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти г. Москвы.
Статья 14. Наиболее важные вопросы жизнедеятельности города выносятся мэром Москвы на рассмотрение возглавляемого им коллегиального органа - правительства Москвы.
Мэр Москвы определяет состав, порядок организации и деятельности правительства Москвы, назначает членов правительства, несет персональную ответственность за результаты его работы.
По вопросам своей компетенции правительство Москвы издает постановления.
III. Взаимодействие органов представительной и исполнительной власти г. Москвы
Статья 15. Орган представительной (законодательной) и исполнительной власти г. Москвы взаимодействуют исходя из интересов жителей г. Москвы, единства целей и задач в решении городских проблем.
Распоряжения мэра Москвы и постановления правительства Москвы направляются в Думу. Дума вправе обратиться к мэру Москвы с предложением о внесении изменений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
Правовые (законодательные) акты города, принятые Думой, направляются мэру Москвы для их подписания.
Статья 16. Проекты правовых (законодательных) актов города направляются Думой на заключение мэру Москвы. Заключение мэра Москвы по проектам правовых (законодательных) актов города и поправки к ним рассматриваются Думой в обязательном порядке.
При отрицательном заключении мэра Москвы по проекту правового (законодательного) акта города его рассмотрение на заседании Думы откладывается на два месяца.
В течение этого срока проект правового (законодательного) акта города дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и мэром Москвы.
Проекты правовых (законодательных) актов города, внесенные в установленном порядке мэром Москвы, перед их принятием со всеми внесенными поправками направляются мэру Москвы на заключение.
Мэр Москвы в 2-недельный срок со дня представления проекта правовых (законодательных) актов города направляет в Думу свое заключение или соответствующие поправки. Каждая из этих поправок включается в проект, если не будет отклонена двумя третями голосов от общего состава депутатов Думы.
Статья 17. Правовые (законодательные) акты города подписываются мэром Москвы в недельный срок со дня их представления в управление делами мэрии и публикуются в органах городской печати, учрежденных Думой или правительством Москвы. Мэр Москвы в течение указанного срока вправе направить правовой (законодательный) акт города на повторное рассмотрение Думы вместе со своими поправками.
Если при повторном рассмотрении правовой (законодательный) акт города принят двумя третями от общего числа депутатов Думы в ранее принятой редакции, мэр Москвы подписывает его в течение трех дней.
В случае принятия правового (законодательного) акта города в иной редакции он направляется мэру Москвы как вновь принятый.
Если в течение месяца при повторном рассмотрении правового (законодательного) акта города поправки мэра Москвы не рассмотрены Думой или правовой (законодательный) акт города не принят, то правовой (законодательный) акт с поправками мэра Москвы может быть им подписан и опубликован.
Если мэр Москвы не налагает вето на правовой (законодательный) акт города и не подписывает его в течение месяца или в том случае, если вето мэра Москвы отклонено Думой, то правовой (законодательный) акт города считается принятым и подлежит опубликованию в органах городской печати, учрежденных Думой или правительством Москвы.
Правовой (законодательный) акт города вступает в силу через десять дней после его опубликования, если иной срок не указан в постановлении Думы о введении этого акта в действие.
Постановления Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Думы и вступают в силу со дня их принятия, если иное не указано в самих постановлениях.
Действие постановлений Думы, за исключением постановлений по вопросам организации работы Думы, может быть приостановлено мэром Москвы в 2-недельный срок со дня их представления в управление делами мэрии Москвы. В этом случае постановления не могут приниматься Думой повторно в том же виде в течение двух месяцев. В течение этого срока постановления дорабатываются согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и мэром Москвы.
Статья 18. Правовые (законодательные) акты города, постановления Думы, распоряжения мэра Москвы и постановления правительства Москвы, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории г. Москвы органами исполнительной власти города, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Статья 19. На заседаниях Думы и ее органов вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним руководители органов исполнительной власти г. Москвы. На заседаниях органов исполнительной власти г. Москвы раве присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним депутаты Думы.
Депутаты Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти г. Москвы.
Статья 20. Осуществляя взаимодействие с Думой, мэр Москвы вправе:
участвовать в открытых и закрытых заседаниях думы;
созывать внеочередные заседания Думы;
предлагать вопросы в повестку дня заседаний Думы;
вносить на рассмотрение Думы проекты правовых (законодательных) актов города и проекты постановлений Думы;
выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Думы;
делегировать на заседания Думы представителей органов исполнительной власти с правом внеочередного выступления;
вносить правовые (законодательные) акты города на повторное рассмотрение Думы.
Проекты правовых (законодательных) актов города и другие предложения, внесенные мэром Москвы, рассматриваются Думой в 2-недельный срок с момента их поступления в Думу, а внесенные как срочные - в недельный срок.
Мэр Москвы ежегодно представляет Думе доклад о своей деятельности и деятельности органов исполнительной власти г. Москвы.
Статья 21. Споры между Думой и органами исполнительной власти г. Москвы, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым правовым (законодательным) актам города и иным вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в Московский городской суд или арбитражный суд г. Москвы.
Статья 22. Для принятия решений, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, по наиболее важным вопросам жизни города Дума или мэр Москвы вправе назначать проведение общегородского референдума. На референдум не могут выноситься вопросы о городском бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности населения.
Решение на референдуме считается принятым, если в голосовании участвовали более половины лиц, обладающих правом голоса, и за решение подано более половины голосов участников референдума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.