Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей Министерства обороны Российской Федерации - Каймакова А.И. и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") - Каменева А.Ю. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 г, которым удовлетворены заявленные требования проходившего военную службу по контракту прапорщика запаса Гагаева Мурадина Мехтиевича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и учетом инвестиционного дохода на именном накопительном счете.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Волковой А.В. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гагаев М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", связанное с неначислением на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника НИС дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, за период с 27 февраля 2009 г. по 2 ноября 2016 г.;
- обязать начальников Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности России и Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан представить руководителю ФГКУ "Росвоенипотека" сведения, подтверждающие его право на получение инвестиционного дохода за указанный период;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину дохода от инвестирования средств за этот период, который должен был быть начислен на его ИНС в случае своевременного включения в реестр участников НИС;
- обязать Минобороны Российской Федерации перечислить на его ИНС участника НИС денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, определенного и истребованного в ФГКУ "Росвоенипотека";
Определением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 г. прекращено производство в части требований истца о возложении обязанности на начальников Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности России и Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан представить сведения руководителю ФГКУ "Росвоенипотека", подтверждающие право истца на получение инвестиционного дохода за оспариваемый период, в связи с отказом истца и его представителя от этих требований.
Решением гарнизонного военного суда остальные требования истца удовлетворены.
Авторы апелляционных жалоб просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование представитель Министерства обороны Российской Федерации указывает, что обязанность по формированию и ведению реестра участников НИС возложена на Управление специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности России.
Поскольку вина Министерства обороны Российской Федерации в позднем включении истца в реестр участников НИС отсутствует, оснований для расчета и выплаты ему названного дохода за оспариваемый период не имеется.
Также автор жалобы полагает, что Гагаевым М.М. пропущен установленный статьей 219 КАС Российской Федерации срок обращения в суд с исковым заявлением, поскольку истец в сентябре 2019 г. уже обращался в ФГКУ "Росвоенипотека" с вопросом о размере выплаченных денежных средств.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Росвоенипотека" ссылается на то, что установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" требования сотрудниками названной организации не нарушены, в связи с чем не имеется оснований для признания их действий неправомерными.
Автор жалобы утверждает, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, законом не предусмотрено. При этом рассчитать предполагаемый доход участника НИС за инвестиционный период в случае несвоевременного включения в названный реестр не представляется возможным. Поэтому не имеется оснований для расчета и выплаты истцу упомянутого дохода за период, предшествовавший его включению в реестр участников НИС и открытию на его имя накопительного счета.
Кроме того, получение ответчиком предполагаемого дохода участника НИС за инвестиционный период наносит материальный ущерб федеральному бюджету, нарушает права и законные интересы других участников НИС.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу частей 1 и 8 ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая характер спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушение прав истца носит длящийся характер, а потому оснований для применения положений статьи 219 КАС Российской Федерации не имеется.
Довод о том, что Гагаев М.М. в сентябре 2019 г. уже обращался в ФГКУ "Росвоенипотека" с вопросом о разъяснении размера выплаченных денежных средств, в связи с чем пропустил установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с административным исковым заявлением, является несостоятельным, поскольку истцу данным органом не доводились сведения о несвоевременности его включения в реестр участников НИС и отсутствии доходов от инвестирования за спорный период.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период включения истца в реестр участников НИС) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, основанием для включения их в реестр участников НИС являлось заключение нового контракта о прохождении военной службы.
По делу установлено, что с октября 2005 г. Гагаев М.М. проходил военную службу по контракту в Пограничном управлении Федеральной службы безопасности России по Республике Дагестан.
24 октября 2008 г. истец заключил новый контракт о прохождении военной службы, 27 февраля 2009 г. ему присвоено воинское звание прапорщик. При этом срок его военной службы составлял более трех лет.
3 апреля 2019 г. Гагаев М.М. уволен с военной службы по возрасту и с 30 июня 2019 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и указывают на то, что Гагаев М.М. подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих 27 февраля 2009 г.
В силу статьи 5 вышеуказанного Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В части 1 ст. 14 того же Федерального закона предусмотрено, что каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности и предоставлении этим участникам информации о состоянии их именных накопительных счетов, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности России от 13 марта 2017 г. N 136, в Федеральной службе безопасности России регистрирующим органом является Управление специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности.
2 ноября 2016 г. истец был включен в указанный реестр с датой возникновения оснований для этого - 27 февраля 2009 г.
Из сведений, представленных из Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", следует, что именной накопительный счет Гагаева М.М, как участника НИС, открыт 29 ноября 2016 г.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Гагаев М.М. с 27 февраля 2009 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включен в данный реестр, что привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
В пункте 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16августа 2004 г. N 1082 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством участия их в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, так и защита нарушенных прав в этой сфере, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину дохода от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на именном накопительном счете Гагаев М.М. за период с 27 февраля 2009 г. по 2 ноября 2016 г, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить указанные денежные средства.
Отсутствие в действующим законодательстве правовой регламентации вопросов начисления доходов от инвестирования накоплений в случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС Российской Федерации является задачей административного судопроизводства.
Поэтому не имеет правового значения для данного дела то, какое именно должностное лицо виновно в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участника НИС.
Исходя из вышеприведенного, иные доводы жалобы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены либо изменения судебного решения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 г. по административному исковому заявлению Гагаева Мурадина Мехтиевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.