Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Киселевой Е.А.
Морозовой И.Ю.
при секретаре
Половниковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-463/2020 по иску Подольской Ирины Васильевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии, по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное) на
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 16 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю, возражения истца Подольской И.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Подольская И.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФР в г. Кандалакше, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 30 апреля 2019 г. она обратилась в ГУ-УПФР в г. Кандалакше с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 2 сентября 2019 г. в досрочном назначении страховой пенсии ей было отказано, ввиду отсутствия требуемого (10 лет) льготного стажа работы. По представленным документам стаж работы по Списку N 2, учтенный ответчиком, составил 04 года 10 месяцев 18 дней.
Пенсионным органом не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2, периоды работы в войсковой части N 52223 в должности младшей медицинской сестры инфекционного отделения с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г. и в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными инфекционного отделения с 17 июня 2002 г. по 30 ноября 2006 г.; в ООО "НордЭнерго" в должности машиниста-кочегара с 2 ноября 2015 г. по 31 октября 2016 г.; в Обособленном подразделении "Мурманское" АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в должности машинист-кочегар котельной за период с 1 ноября 2016 г. по 31 марта 2017 г.; в филиале ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного Флота" (далее - ФГБУ "ЦЖКХ" МО РФ) в жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе N 2 Мончегорский в профессии машинист-кочегар котельной N 80 в/ч 7, г. Кандалакша, п. Лупче-Савино-1, тепловое хозяйство с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 января 2019 г. по 30 апреля 2019 г.
Полагала принятое ответчиком решение необоснованным и незаконным, поскольку ее трудовая деятельность проходила в тяжелых условиях, предусмотренных Списком N 2.
Просила решение пенсионного органа N * от 2 сентября 2019 г. об отказе в установлении пенсии по старости отменить; зачесть в льготный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды трудовой деятельности; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты подачи заявления о назначении пенсии, то есть с 30 апреля 2019 г.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Подольской И.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ-УПФР в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) N * от 2 сентября 2019 г. В стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включены периоды работы в войсковой части N 52223 с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г.; в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г. На ГУ-УПФР в г. Кандалакше Мурманской области (межрайоное) возложена обязанность назначить Подольской И.В. досрочную пенсию по старости с 30 апреля 2019 г. С пенсионного органа в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Подольской И.В. отказано.
В апелляционной жалобе и.о. начальника ГУ-УПФР в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное)
Рубашенков Е.А, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Приводит доводы о несогласии с решением суда в той части, в которой исковые требования Подольской И.В. удовлетворены, полагая, что оснований для их удовлетворения не имелось.
Находит несостоятельным вывод суда о том, что нашел свое подтверждение факт работы Подольской И.В. в период с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г. в должности младшей медицинской сестры, осуществляющей непосредственный уход за больными инфекционного отделения войсковой части 5222, с занятостью полный рабочий день, что дает право на досрочное назначение пенсии.
Указывает, что в соответствии с разделом ХХХIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и письма Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела ХХIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" медицинские работники приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии только в том случае, если заняты непосредственно обслуживанием больных.
Обращает внимание, что согласно записи в трудовой книжке истца в соответствии с приказом N * от 5 января 1999 г. Подольская И.В. переведена в инфекционное отделение на должность младшей медицинской сестры без указания на непосредственное обслуживание больных, что не может служить основанием для включения указанного периода в льготный стаж истца.
Считает, что у суда не имелось оснований и для включения в льготный стаж Подольской И.В. периодов ее работы в должности машиниста-кочегара котельной с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г. в ФГБУ "ЦЖКУ", поскольку страхователем (работодателем) не производилась уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, индивидуальные сведения представлены без кода льготной работы.
Приводит довод о том, что в стаж работы по Списку N 2 машинистам (кочегарам) котельной, когда они по окончании отопительного сезона не переводились на другую работу по другой профессии, могут быть засчитаны периоды основного и дополнительного отпусков, которые непосредственно следуют за отопительным сезоном.
Кроме того, полагает, что у суда не имелось оснований для назначения Подольской И.В. досрочной страховой пенсии с 30 апреля 2019 г, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии для женщин является достижение возраста 45 лет, которого истец на дату обращения с заявлением о назначении пенсии не достигла.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Подольская И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное), извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда обжалуется только в части удовлетворенных исковых требований, законность и обоснованность выводов суда в остальной части решения в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверив материалы дела, исследовав наблюдательное дело войсковой части 52223, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в соответствии с пунктом 4 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 издан Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с указанным Порядком подтверждению подлежат периоды работ с вредными условиями труда, работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Подтверждением занятости работника на работах, дающих право на пенсионные льготы, могут служить любые первичные учетные документы предприятия, которыми он может подтвердить право конкретного работника на льготное пенсионное обеспечение, именно: штатное расписание, штатная расстановка, должностная/рабочая инструкция, журнал учета личного состава отдела, цеха, бригады и других структурных подразделений, наряды на выполнение соответствующих работ, лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, карты аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), журналы заданий и прочие документы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 апреля 2019 г. Подольская И.В, _ _ г. рождения, зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования 5 ноября 1999 г, обратилась в ГУ-УПФР в г. Кандалакше с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" за работу по Списку N 2.
Решением пенсионного органа N * от 2 сентября 2019 г. Подольской И.В. отказано в установлении пенсии по указанному основанию в связи с отсутствием требуемого льготного стажа работы по Списку N 2.
Из решения следует, что по представленным документам стаж работы по Списку N 2 составляет 04 года 10 месяцев 18 дней (необходимый стаж 10 лет), в районах Крайнего Севера - 15 лет 09 месяцев 16 дней (необходимый стаж работы 15 лет), общий страховой стаж - 21 год 05 месяцев 09 дней (необходимый страховой стаж 20 лет).
При подсчете стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости в соответствии со Списком N 2, пенсионным органом не были приняты к зачету, в том числе, периоды работы Подольской И.В. в войсковой части N 52223 в должности младшей медицинской сестры инфекционного отделения с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г.; в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в должности машиниста-кочегара котельной с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 ноября 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
При этом при подсчете стажа ответчиком в специальный стаж работы по Списку N 2 включен период работы истца в войсковой части N 52223 в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными инфекционного отделения с 17 июня 2002 г. по 30 июня 2003 г, с 4 июля 2003 по 17 июля 2006 г, с 20 июля 2006 г. по 30 ноября 2006 г.
14 мая 2020 г. пенсионным органом вынесено решение N *, согласно которому в установлении пенсии по старости Подольской И.В. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.
По представленным документам стаж работы по Списку N 2 составил 05 лет 03 месяца 19 дней (необходимый стаж 10 лет), в районах Крайнего Севера - 16 лет 01 месяц 16 дней (необходимый стаж работы 15 лет), общий страховой стаж - 21 год 09 месяцев 08 дней (необходимый страховой стаж 20 лет).
При этом ответчиком зачтен стаж работы Подольской И.В. в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в должности машиниста-кочегара котельной с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г.
Разрешая спор и приходя к выводу о том, что имеются правовые основания для признания незаконным отказа в назначении пенсии и включения в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы Подольской И.В. в войсковой части N 52223 с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г, в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами материального права, представленным по делу доказательствам дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности.
Оснований не согласиться с выводами суда в обжалуемой части решения, подробно мотивированными, соответствующими нормам права и основанными на исследованных доказательствах, у судебной коллегии не имеется.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных работах, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Так, согласно разделу ХХIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах - средний и младший медицинский персонал (код позиции 2260000а).
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В Приложении N 1 к Указанию определены виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в том числе, перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
В Приложении N 2 к Указанию указан примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в котором поименована должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными".
Письмом Министерства здравоохранения РФ и ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 25 марта 1993 г. N 05-5/119-5 дано разъяснение "О порядке применения Списка N 2" о том, что при назначении льготной пенсии по Списку N 2 работникам, непосредственно обслуживающим больных в подразделениях лечебно - профилактических учреждений с вредными и тяжелыми условиями труда, имеет место различное толкование термина "непосредственное обслуживание больных". Распространенной является трактовка, что "непосредственным обслуживанием больных" заняты только палатные (постовые) медицинские сестры и санитарки. Вместе с тем, выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Согласно копии трудовой книжки Подольской И.В. с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г. она работала в войсковой части N 52223 в должности младшей медицинской сестры инфекционного отделения.
Из Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии со списками N 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение в войсковой части 52223 от 15 марта 2000 г. (наблюдательное дело), следует, что в инфекционном отделении имелись должности: врач инфекционного отделения - 1 ед, медицинская сестра инфекционного отделения ? 6 ед, младшая медицинская сестра - 7 ед. (инструктор-дезинфектор, младшая медицинская сестра, санитарка, сестра-хозяйка). Указаний на то, что в данном отделении имеются и младшие медицинские сестры и младшие медицинские сестры по уходу за больными, не содержится из чего, суд пришел к правомерному выводу о том, что все младшие медицинские сестры выполняли обязанности по уходу за больными.
Из Перечня, рабочих мест, наименований профессии и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий войсковой части 52223 по состоянию на 1 января 2002 г. (наблюдательное дело), следует, что в инфекционном отделении части имеются: врач-инфекционист, старшая медицинская сестра, палатная медицинская сестра, младшая медицинская сестра. В кратком описании характера выполняемой работы младшей медицинской сестры указано: непосредственное обслуживание больных, проводит санитарно-гигиеническую обработку больных, документы подтверждающие право на льготное пенсионное обеспечение: штат, функциональные обязанности, табеля. Занятость - постоянная.
Льготный характер работы Подольской И.В. подтвержден работодателем, который на протяжении всего спорного периода работы истца в войсковой части 52223 подавал в пенсионный орган сведения о ее работе в инфекционном отделении войсковой части 52223 с указанием кода льготной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, что подтверждается материалами наблюдательного дела войсковой части 52223, а также выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Подольской И.В, и не оспаривалось ответчиком (том 1 л.д.135).
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что нашел свое подтверждение факт работы Подольской И.В. в период с 5 января 1999 г. по 16 июня 2002 г. полный рабочий день в должности младшей медицинской сестры, осуществляющей непосредственный уход за больными инфекционного отделения войсковой части 52223, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Оснований для переоценки представленных доказательств и установленных судом на их основе фактических обстоятельств дела, а также для переоценки выводов суда, судебная коллегия не усматривает
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования истца и включил указанный период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы истца в должности машиниста-кочегара котельной в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г, суд, проанализировав положения Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусматривающего в разделе XXXIII "Общие профессии" позицией 23200000-13786 должности машинистов (кочегаров) котельной (на угле и сланце), в том числе занятых на удалении золы, пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, и пункта 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 о необходимости постоянной (не менее 80 процентов рабочего времени) занятости на работах и в условиях, предусмотренных Списком N 2, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходил из того что в вышеуказанные спорные периоды истец была занята полный рабочий день на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, из материалов дела, в том числе копии трудовой книжки, следует, что 1 апреля 2017 г. Подольская И.В. принята на работу в филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на должность машиниста (кочегара) котельной N 80 в/г N 7 г. Кандалакша, п. Лупче Савино -1, тепловое хозяйство, где работает по настоящее время.
Согласно приказу о приеме на работу Подольской И.В. от 1 апреля 2017 г. N 376 условиями приема на работу являются: основное место работы, полная занятость, надбавка к заработной плате в размере 12%.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 1 апреля 2017 г. предусмотрено, что в качестве гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до проведения специальной оценки условий труда истцу устанавливается повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 12%.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 20 март 2018 г, действовавшему с 1 апреля 2018 г, условия труда на рабочем месте истца по результатам специальной оценки условий труда соответствуют 3.1 классу - вредные условия труда, после проведения специальной оценки условий труда устанавливается повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4% за фактически отработанное время.
По представленной филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ информации от 10 июля 2020 г. котельная N 80 (г. Кандалакша, п. Лупче-Савино-1), в/г N 7, производственного участка г. Кандалакша ЖКС N 3 (г. Мончегорск) круглогодичная. В летний период обеспечивает подачу горячего водоснабжения, производит регламентные работы в целях подготовки к новому отопительному сезону.
Право на досрочное назначение страховой пенсии на основании Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, позиция 23200000-13786, машиниста-кочегара котельной N 80 в/г Лупче Савино-1 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ установлено картой специальной оценки труда N 242, составленной 20 декабря 2017 г. и утвержденной 18 января 2018 г, с которой истец ознакомлена под роспись (том 2 л.д.22-24). Из строки 022 карты специальной оценки условий труда усматривается, что котельная работает на твердом топливе (угле).
Согласно уточняющей справке работодателя ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ от 14 февраля 2020 г, с 18 января 2018 г. (то есть с даты проведения специальной оценки условий труда) работа, выполняемая истцом, соответствует работе в особых условиях труда, код льготы 27-2 Список N 2. Периодов отвлечений от основной деятельности за период работы Подольской И.В. с 1 апреля 2017 г. не имелось.
Сведения о работе истца в особых условиях (код 27-2 23200000-13786) предоставляются страхователем в пенсионный орган с 1 ноября 2018 г, что следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в связи с чем период работы истца в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в должности машиниста-кочегара котельной с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г. зачтен ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из письменного ответа филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по СФ от 19 июля 2019 г. в адрес Подольской И.В, после проведения дополнительной проверки карт специальной оценки условий труда за период с 1 апреля 2018 г. по 31 октября 2018 г. дополнительный тариф будет уплачен, также будет сдан в ПФР корректирующий отчет СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Оценивая вышеприведенные обстоятельства и доказательства, суд верно принял во внимание, что факт полной занятости Подольской И.В. в должности машинист (кочегар) котельной подтвержден выписками из табелей учета рабочего времени. На протяжении спорных периодов работы, в том числе до проведения специальной оценки условий труда, истец осуществляла трудовую деятельность в одной и той же котельной, при этом условия и характер труда оставались неизменными. В спорные периоды Подольской И.В. производилась выплата заработной платы в повышенном размере с учетом доплаты за вредность, о чем свидетельствует личная карточка Т-2, из которой следует, что с 1 апреля 2017 г. по 31 января 2019 г. производилась доплата в размере 12%, с 1 февраля 2019 г. - в размере 4%, а также расчетные листки по заработной плате.
При указанных обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что совокупностью собранных по делу доказательств, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, подтвержден факт работы Подольской И.В. в период с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г. в должности машиниста (кочегара) котельной в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N 2.
Доводы апелляционной жалобы о неотражении работодателем ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ кода особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета за периоды работы с 1 апреля 2017 г. по 31 октября 2018 г. и с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г. и отсутствии уплаты дополнительных тарифов страховых взносов, являются несостоятельными.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возлагает на страхователя обязанность представлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Отсутствие по вине работодателя в сведениях кода особых условий при установленных судом обстоятельствах не может влечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку обязанность указания кодов льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, периодов отключения котельной в связи с окончанием отопительного сезона в спорные периоды работы истца в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не имелось, о чем свидетельствует уточняющая справка работодателя от 14 февраля 2020 г, как не имелось и иных периодов, не подлежащих включению в специальный стаж.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
Принимая во внимание, что с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов работы, включенных судом первой инстанции, стаж работы Подольской И.В. в тяжелых условиях труда составил более требуемых 10 лет, является верным вывод суда о наличии у истца необходимого стажа работы по Списку N 2 для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости Подольской И.В. с 30 апреля 2019 г. не имелось, поскольку право на указанную пенсию с указанной даты у истца не наступило, заслуживают внимания.
Из пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании пункта 43 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н "Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе, работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", если одним из условий установления пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
Из материалов дела следует, что на дату обращения за указанной пенсией 30 апреля 2019 г. стаж работы Подольской И.В. в районах Крайнего Севера составил более 15 лет, общий страховой стаж - более 20 лет, с учетом зачтенных ответчиком периодов по Списку N 2, и зачтенных судом спорных периодов ее стаж работы во вредных условиях - более 10 лет, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Между тем, принимая во внимание, что Подольская И.В, _ _ года рождения, достигла возраста 45 лет лишь 26 мая 2019 г, то исходя из выше приведенных норм, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на 30 апреля 2019 г. у нее не возникло, в связи с чем у суда не имелось оснований дня назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения за указанной пенсией.
При указанных обстоятельствах, решение суда в данной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит изменению в части даты назначения Подольской И.В. досрочной страховой пенсии по старости, с возложением на ответчика обязанности назначить истцу указанную пенсию с 26 мая 2019 г.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 16 июля 2020 г.
изменить в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное) назначить Подольской Ирине Васильевне досрочную страховую пенсию по старости с 26 мая 2019 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.