Судебная коллегия по административным делам второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Бутковой Н.А, Морозковой Е.Е.
при секретаре Карасевой Е.Д.
с участием прокурора Бердинских С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Аэропорт-Курган" на решение Курганского областного суда по административному делу N 3а-68/2020 от 5 июня 2020 года по административному исковому заявлению акционерного общества "Аэропорт Курган" об оспаривании в части постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 10 сентября 2019 года N 28-4 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца акционерного общества "Аэропорт-Курган" Долгих В.В, представителя административного ответчика Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Князева Д.М, заключение прокурора Бердинских С.В, судебная коллегия
установила:
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 12 августа 2010 года N 25-2 установлены предельные максимальные тарифы и сборы на услуги в аэропорту, оказываемые открытым акционерным обществом (в настоящее время - акционерное общество) "Аэропорт Курган" (далее - АО "Аэропорт Курган", Общество). В том числе установлен сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 78, 6 рублей/пасс.
Постановлением Департамента от 10 сентября 2019 года N 28-4 "О внесении изменений в некоторые Постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области" в Постановление N 25-2 внесены изменения. Согласно подпункту 2 пункта 1 постановления Департамента от 10 сентября 2019 года N 28-4 приложение изложено в редакции согласно приложению к данному постановлению. Сбор за предоставление аэровокзального комплекса установлен в размере 71, 46 рублей/пасс. Постановление вступило в силу 1 октября 2019 года.
АО "Аэропорт Курган" обратилось в Курганский областной суд, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования, с административным иском об оспаривании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 10 сентября 2019 года N 28-4 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области", в части снижения сбора за предоставление аэровокзального комплекса. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое в части постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает его права, поскольку сбор за предоставление аэровокзального комплекса необоснованно занижен.
АО "Аэропорт Курган" указывает, что Департаментом при рассмотрении дела по установлению предельного максимального сбора за предоставление аэровокзального комплекса допущены нарушения Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 31 октября 2014 года N 238-т/2 (далее - Методические указания).
В нарушение пункта 20.1 Методических указаний при расчете расходов Общества не учтены коэффициент эластичности и индекс изменения объемов работ (услуг) в натуральном измерении; в нарушение пункта 20.4 Методических указаний не учтена корректировка расходов на оплату труда с учетом размера средней месячной заработной платы по соответствующему региону (Курганская область); в нарушение пункта 25 Методических указаний при расчете расходов на ремонт наземных ОПФ не учтены необходимые объемы данных затрат по ремонту аэровокзального комплекса; в нарушение пункта 26 Методических указаний не учтены затраты в виде амортизационных отчислений, связанных с необходимостью приобретения специального подъемного устройства (амбулифта) согласно предписания Курганской транспортной прокуратуры от 4 марта 2019 года N 2-05-2019 "Об устранении нарушений законодательства при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспорта и социальной инфраструктуры".
АО "Аэропорт Курган" просило признать недействующим подпункт 2 пункта 1 постановления Департамента от 10 сентября 2019 года N 28-4, в части пункта 4 приложения, которым установлен сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 71, 46 рублей за пассажира; обязать орган тарифного регулирования установить экономически обоснованный сбор за услуги по предоставлению аэровокзального комплекса (Т.5 л.д.160-161).
Решением Курганского областного суда от 5 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе АО "Аэропорт Курган" просит решение Курганского областного суда от 5 июня 2020 года отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по административному делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме. Полагает, что органом регулирования при установлении регулируемого сбора допущены нарушения пунктов 20.1, 20.4, 25 и 26 Методических указаний. Административный ответчик необоснованно исключил расходы из состава затрат, что привело к заниженному размеру сбора за предоставление аэровокзального комплекса.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области представлены возражения.
Представитель административного истца АО "Аэропорт Курган" Долгих В.В. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Князев Д.М. в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, допросив свидетеля Корепину Н.Л, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Судом установлено, что Приказом ФСТ России от 21 июля 2009 года N 278-т АО "Аэропорт Курган", осуществляющее деятельность в сфере услуг аэропортов, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II "Услуги аэропортов" регистрационный N 45/2/1. В отношении Общества введено государственное регулирование и контроль.
Приказом ФАС России от 8 сентября 2017 года N 1189/17 утверждены Перечни субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России. АО "Аэропорт Курган" не включено в указанный перечень, государственное регулирование и контроль осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 12 августа 2010 года N 25-2 установлены предельные максимальные тарифы и сборы на услуги в аэропорту, оказываемые открытым акционерным обществом (в настоящее время - акционерное общество) "Аэропорт Курган" (далее - АО "Аэропорт Курган", Общество). В том числе установлен сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 78, 6 рублей/пасс.
Постановлением Департамента от 10 сентября 2019 года N 28-4 "О внесении изменений в некоторые Постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области" в Постановление N 25-2 внесены изменения. Согласно подпункту 2 пункта 1 постановления Департамента от 10 сентября 2019 года N 28-4 приложение изложено в редакции согласно приложению к данному постановлению. Сбор за предоставление аэровокзального комплекса установлен в размере 71, 46 рублей/пасс.(Т.1 л.д.115-116).
Оспариваемый в части нормативно правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Согласно статье 6 Федерального закона N 147-ФЗ для целей определения предельных максимальных тарифов и сборов на услуги в аэропорту, органами регулирования естественных монополий применяется метод регулирования - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утверждено Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Приказом ФСТ России от 31 октября 2014 года N 238-т/2 утверждены
Методические указания по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах (далее Методические указания).
В соответствии с пунктом 2 Методических указаний, они предназначены для использования Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование сборов и тарифов (далее - органы регулирования), субъектами естественных монополий, оказывающими услуги в аэропортах, включенные в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (далее - субъекты регулирования), цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
При расчете предельного уровня ставки сбора за предоставление аэровокзального комплекса органом регулирования применен метод экономически обоснованных затрат. Произведен расчет необходимой валовой выручки на период регулирования 2019 год. В необходимой валовой выручке учтены экономически обоснованные затраты, связанные с услугой за предоставление аэровокзального комплекса и нормативная прибыль. Для определения экономически обоснованных затрат использованы данные за базовый 2017 год и текущий 2018 год. Затраты Общества, связанные с услугой за предоставление аэровокзального комплекса, включают в себя расходы по обычным видам деятельности (оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, содержание и ремонт наземных ОПФ, аренда и услуги сторонних организаций, подготовка и переподготовка кадров, страхование, прочие производственные расходы, общехозяйственные расходы) и прочие расходы (расходы по оплате услуг кредитных организаций, налоги и иные обязательные платежи и сборы) (Т.5 л.д.207-208).
Как установлено пунктом 19 Методических указаний, для определения размера расходов по обычным видам деятельности субъекта регулирования, относимых на i-ый вид регулируемых услуг, на текущий (очередной, прогнозируемый) финансовый год периода регулирования, в структуре расходов по обычным видам деятельности выделяются подконтрольные расходы, неподконтрольные расходы и амортизация.
Согласно пункту 19.1 Методических указаний в подконтрольным относятся расходы, связанные с производством и реализацией регулируемых услуг, величиной и структурой которых субъект регулирования может управлять.
В состав подконтрольных расходов включаются все расходы, связанные с производством и реализацией регулируемых услуг, кроме расходов на амортизацию и неподконтрольных расходов.
Расчет размера подконтрольных расходов на текущий (очередной, прогнозируемый) финансовый год периода регулирования осуществляется на основе базового уровня данных расходов (расчетной базы) и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год с учетом плана (прогноза) изменения объемов услуг субъекта регулирования, в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
Как установлено пунктом 19.2 Методических указаний, к неподконтрольным относятся расходы, связанные с производством и реализацией регулируемых услуг, изменение которых обусловлено влиянием внешних факторов, условий хозяйственной деятельности субъекта регулирования, находящихся вне сферы его контроля.
В состав неподконтрольных расходов включаются расходы субъекта регулирования, связанные с производством и реализацией регулируемых услуг, изменение которых находится вне сферы его контроля, в том числе:
расходы на оплату услуг (работ), оказываемых сторонними организациями, осуществляющими регулируемые виды услуг и/или являющимися монопольным поставщиком услуг (работ) для субъекта регулирования, включая услуги связи, услуги по обеспечению безопасности, охране имущества, медицинскому обеспечению, метеорологическому обеспечению;
расходы на аренду земельных участков и имущества, используемых для осуществления регулируемой деятельности, включая аренду федерального имущества аэродромов (аэропортов);
лизинговые платежи;
расходы по подготовке и переподготовке кадров;
расходы по обязательному страхованию;
расходы по налогам и другим обязательным платежам и сборам.
Расчет размера неподконтрольных расходов на текущий (очередной, прогнозируемый) финансовый год периода регулирования осуществляется на основе базового уровня данных расходов (расчетной базы), плана (прогноза) расходов, представленного субъектом регулирования, и результатов анализа (мониторинга соответствующих документов) обоснованности их изменения по плану (прогнозу), проведенного органом регулирования с учетом положений, установленных пунктом 21 настоящих Методических указаний.
Пункт 20.1 Методических указаний содержит формулу, по которой определяется размер подконтрольных расходов на текущий финансовый год.
Приказом ФСТ России от 24 июня 2009 года N 135-т/1 утвержден порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения).
Приложением 4 к Приказу ФСТ России от 24 июня 2009 года 135-т/1 определен перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах (далее - Перечень).
Как следует из пунктов 12 и 13 Перечня, к числу документов, предоставляемых субъектами регулирования в орган регулирования, относятся: расчет стоимостной основы сбора и тарифов на регулированные услуги с обоснованием изменения расходов по элементам и статьям затрат и расчет предполагаемого уровня сборов и тарифов.
В своей совокупности положения пунктов 2, 19.1, 19.3 Методических указаний и пунктов 13, 13 Перечня, возлагают на субъект регулирования обязанность предоставить в орган регулирования деление затрат на подконтрольные и неподконтрольные расходы, поскольку возможность самостоятельно определить затраты по видам у органа регулирования отсутствует, указанные расчеты находятся в компетенции субъекта регулирования.
Сторонами по делу не оспаривалось, а также подтверждается показаниями свидетеля Корепиной Н.Л, что в обосновывающих документах, предоставленных Обществом отсутствовало деление затрат на подконтрольные и неподконтрольные расходы, в связи с чем, доводы АО "Аэропорт Курган" о несоответствии оспариваемого постановления положениям пункта 20.1 Методических указаний, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку формула (2), приведенная в пункте 20.1 Методических указаний не могла быть применена административным ответчиком при расчете, коэффициент эластичности и индекс изменения объемов работ (услуг) в натуральном измерении не могли учитываться.
Довод административного истца, согласно которому Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области был обязан запросить у АО "Аэропорт Курган" необходимые для установления сбора сведения, либо отказать заявителю в принятии предложения к рассмотрению по существу, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку законодатель не возлагает на орган регулирования обязанность по запросу необходимых для расчета сбора документов, при этом Методические указания позволяют органу регулирования не учитывать расходы субъекта регулирования, а также расчеты расходов в отсутствие надлежащего обоснования.
В соответствии с пунктом 20.4 Методических указаний для расчета размера подконтрольных расходов по формуле (2) индекс цен (ИЦ), предусмотренный в указанных формулах, определяется в следующем порядке.
Для расчета по статьям затрат (кроме групп, подгрупп, отдельных составляющих неподконтрольных расходов, входящих в их состав):
расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на аренду и услуги сторонних организаций, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, расходы на подготовку и переподготовку кадров, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, расходы на страхование, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, прочие производственные расходы, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, общехозяйственные расходы, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, применяется индекс потребительских цен (ИПЦ).
Для расчета по статьям затрат (кроме групп, подгрупп, отдельных составляющих неподконтрольных расходов, входящих в их состав):
расходы на содержание наземных ОПФ, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, расходы на ремонт наземных ОПФ, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам, применяется индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП) для внутреннего рынка.
В случае если средняя месячная заработная плата работников производственного персонала субъекта регулирования в соответствующем регулируемом периоде ниже средней месячной заработной платы по региону его базирования, в отношении указанных расходов на оплату труда субъекта регулирования может производиться их дополнительная корректировка с учетом размера средней месячной заработной платы по соответствующему региону и в целом по отрасли, а также с учетом фактических темпов роста производительности труда производственного персонала субъекта регулирования, и индекса роста реальной заработной платы.
При расчете подконтрольных расходов по отдельным статьям и группам расходов также могут использоваться следующие индексы цен производителей, определенные в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации или конкретного региона на соответствующий период:
индекс цен на производство нефтепродуктов для расходов на топливо;
индекс роста цен на электроэнергию для всех категорий потребителей, за исключением населения, для расходов на электроэнергию.
Довод АО "Аэропорт Курган" о несоответствии оспариваемого в части постановления пункту 20.4 Методических указаний, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку субъектом регулирования и Департаментом не производился расчет по формуле (2) пункта 20.1 Методических указаний, по основаниям, указанным ранее.
В силу положений пункта 13 Методических указаний сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах устанавливаются органом регулирования на соответствующий период регулирования с учетом решений Правительства Российской Федерации по допустимому уровню индексации тарифов на услуги субъектов естественных в указанной сфере деятельности и параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Как установлено пунктом 18 Методических указаний, для определения экономически обоснованных затрат субъекта регулирования на текущий финансовый год t и на очередной финансовый год t+1 или на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования, в качестве базы для выполнения расчетов используются данные по расходам, учитываемым в составе экономически обоснованных затрат, за последний отчетный финансовый год t-1 (базовый финансовый год).
Довод административного истца, согласно которому административным ответчиком не учтена корректировка расходов на оплату труда с учетом размера средней месячной заработной платы по соответствующему региону, возможность осуществления которой предусмотрена пунктом 20.4 Методических указаний, подлежит отклонению, поскольку согласно абзацу 15 пункта 20.4 Методических указаний возможность такого учета не носит императивный характер.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком учтен размер расходов на оплату труда, заявленный АО "Аэропорт Курган" за базовый 2017 года в размере 2212, 9 тыс.руб, что соответствует пункту 18 Методических указаний, который при расчете сбора проиндексирован на индекс потребительских цен - 104, 3% с учетом положений пункта 13 Методических указаний.
Согласно пункту 16 Методических указаний в целях определения размера экономически обоснованного уровня затрат и в соответствии с требованиями Порядка ведения раздельного учета, в составе расходов по обычным видам деятельности субъектов регулирования, связанных с оказанием регулируемых услуг, учитываются отдельно следующие калькуляционные статьи (группы, подгруппы) расходов:
- статьи "Оплата труда всего состава" и "Отчисления на социальные нужды" включают расходы, соответствующие элементам затрат "Затраты на оплату труда" и "Отчисления на социальные нужды", предусмотренным ПБУ 10/99. Отдельно выделяются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала и административно-управленческого персонала;
- статья "Амортизация" включает расходы, соответствующие элементу затрат "Амортизация", предусмотренному ПБУ 10/99;
- статья "Содержание наземных основных производственных фондов" (далее - ОПФ) включает расходы на содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание собственных и арендованных зданий (помещений), сооружений, отдельно стоящих объектов, передвижных и стационарных технических средств, систем и оборудования, искусственных покрытий и земельных участков, включая оплату коммунальных услуг, других услуг сторонних организаций по содержанию, эксплуатации и техническому обслуживанию наземных ОПФ, стоимость топлива, покупной энергии, воды, горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), расходных материалов, запасных частей, комплектующих изделий для технического обслуживания и эксплуатации ОПФ;
- статья "Ремонт наземных ОПФ" включает расходы на оплату материалов и услуг сторонних организаций для ремонта наземных основных средств организации, и/или отчисления в ремонтный фонд организации;
- статья "Аренда и услуги сторонних организаций" включает расходы на оплату аренды государственного имущества, земельных участков, каналов связи, прочие арендные и лизинговые платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, используемое непосредственно для производства регулируемых услуг, расходы на оплату услуг подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, сторонних организаций в выполнении производственных функций по обеспечению авиационной безопасности, услуг сторонних организаций по производству полетов воздушных судов для проверки, настройки светосигнального оборудования аэродромов, услуг сторонних организаций по проведению медицинского осмотра, услуг организаций Росгидромета, других организаций по предоставлению метеорологической информации, услуг сторонних организаций по телеграфной, телефонной, сотовой и прочим видам услуг связи, транспортных услуг;
- статья "Подготовка и переподготовка кадров" включает расходы на оплату услуг сторонних организаций и другие расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров в соответствии с требованиями и правилами, действующими на воздушном транспорте;
- статья "Страхование" включает затраты на страховые взносы по всем видам обязательного и добровольного страхования, при этом отдельно выделяются расходы на обязательное страхование и прочие виды страхования;
- статья "Прочие производственные расходы" включает расходы на оплату материалов и услуг сторонних организаций, связанных непосредственно с производством регулируемых услуг, не предусмотренных предыдущими статьями расходов, включая стоимость питания и обслуживания пассажиров в аэровокзалах, материалы для орнитологического обеспечения полетов, расходы, связанные с сертификацией и лицензированием субъекта регулирования, расходы на изготовление бланков документации, отчетности, расписания движения воздушных судов, приобретение сборников по аэронавигационной информации и другой производственной технологической и нормативно-методической документации, представительские расходы, расходы на рекламу;
- статья "Общехозяйственные расходы" включает расходы на командировки, расходы по охране труда, расходы на юридические, информационные, аудиторские и консультационные услуги, услуги банков, канцелярские расходы, компенсации за использование личного транспорта, налоги, сборы, платежи, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, расходы от брака, недостачи (по факту).
В соответствии с пунктом 25 Методических указаний по статье Расходы на ремонт наземных ОПФ субъект регулирования предоставляет дополнительное обоснование необходимого объема данных затрат по отдельным основным объектам. Объем подконтрольных затрат по данной статье определяется органом регулирования на основе результатов расчетов, предусмотренных пунктом 20 настоящих Методических указаний, и представленного обоснования.
Из материалов дела следует, что по статье "Расходы на ремонт ОПФ" административным истцом на текущий 2018 год из заявленных 250 тыс.руб. экономически обоснованные затраты учтены органом регулирования в размере 76, 40 тыс.руб, с учетом индекса цен производителей промышленной продукции - 103, 9%, определенный основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 18 апреля 2019 года (Т.5 л.д.205-213).
В качестве обоснования расходов АО "Аэропорт Курган", применительно к расходам на 2019 год представлены материалы дефектные ведомости, локальные сметные расчеты, расчеты стоимости заказа, счета (Т.5 л.д.119-140), а также коммерческое предложение на продажу амбулифа (Т.5 л.д.141-147).
Судебная коллегия считает, что ввиду отсутствия договоров, документов, подтверждающих оплату, орган регулирования правомерно не учел расходы по ремонту наземных ОПФ на 2018-2019 годы при расчете сбора за предоставление аэровокзального комплекса.
Доводы АО "Аэропорт Курган", согласно которым на основании коммерческого предложения орган регулирования имел возможность рассчитать расходы по ремонту наземных ОПФ, противоречат положениям пункта 19.3 Методических указаний, согласно которым амортизация на текущий (очередной, прогнозируемый) финансовый год периода регулирования определяется органом регулирования на основе данных плана (прогноза), предоставляемых субъектом регулирования, с учетом результатов анализа их обоснованности. Величина отчислений на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяется субъектом регулирования исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов, сроков их полезного использования, норм амортизационных отчислений и правил их применения, в соответствии с принятым порядком начисления амортизации. На текущий (очередной, прогнозируемый) финансовый год периода регулирования амортизация определяется с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования на основе плана (прогноза) по поступлению и выбытию основных средств и нематериальных активов.
Однако таких сведений субъектом регулирования в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области предоставлено не было.
Кроме этого указанные доводы противоречат Приказу Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", Приказу Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
Как определено в пункте 26 Методических указаний при определении размера экономически обоснованных затрат органом регулирования учитываются предписания актов инспекционных проверок служб и аэропорта в целом органами по сертификации и лицензированию воздушного транспорта, предписания правоохранительных и контролирующих органов, требования нормативно-правовых актов в области воздушного транспорта, изменения в штатном расписании и оплате труда, а также контрольные цифры, установленные вышестоящей организацией субъектам регулирования - государственным унитарным и казенным предприятиям.
При наличии избыточных площадей и мощностей действующих основных сооружений, зданий, объектов, технических средств и систем, субъектом регулирования предоставляется план мероприятий по их консервации, ликвидации или получению дополнительных источников финансирования для их поддержания в рабочем состоянии, прилагаются документы, подтверждающие принятие субъектом регулирования своевременных и полных мер для исключения из расходов по видам регулируемых услуг необоснованных затрат.
В случае необходимости при выявлении вышеизложенных и/или других факторов, влияющих на уровень экономически обоснованных затрат, осуществляется их дополнительная корректировка по соответствующим статьям (группам, подгруппам) расходов.
Как верно указано судом первой инстанции, из предписания Курганской транспортной прокуратуры от 4 марта 2019 года N 2-05-2019 "Об устранении нарушений законодательства при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспорта и социальной инфраструктуры" не следует, что на АО "Аэропорт Курган" не возложена обязанность именно по приобретению в собственность аэродромного амбулаторного автолифта (Т.3 л.д.242-245).
Отклоняя указанные доводы административного истца, судебная коллегия принимает во внимание сделанные ранее выводы, об обоснованном исключении органом регулирования из состава затрат расходов на ремонт наземных ОПФ.
Иных оснований для признания оспариваемого нормативно правового акта административным истцом не приведено, судом не установлено.
Поскольку постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 10 сентября 2019 года N 28-4 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области". соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и по доводам административного истца не может быть признано недействующим, заявленное требование не подлежало удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Курганского областного суда от 5 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного обществ "Аэропорт Курган" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.