В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года, утвержденной распоряжением администрации области от 26 июня 2003 года N 347-ра, и в целях обеспечения устойчивого функционирования и стабильного развития потребительского рынка, удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, соответствующих стандартам качества и безопасности:
1. Утвердить Концепцию развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Сахалинской области на 2005 - 2010 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, руководствуясь основными положениями Концепции, разработать территориальные планы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
3. Комитету по промышленности и торговле Сахалинской области (Т.В.Пахомова):
- оказывать муниципальным образованиям методическую помощь в разработке планов развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с требованиями Концепции;
- обеспечить координацию действий органов муниципальных образований по технико-экономическому обоснованию планирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- совместно с администрациями муниципальных образований принять исчерпывающие меры по полному прекращению несанкционированной торговли и торговли в неустановленных местах.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора области В.В. Нагорного.
Губернатор области |
И.П. Малахов |
29 декабря 2004 г.
N 750-ра
Концепция
развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в
Сахалинской области на 2005 - 2010 годы
(утв. распоряжением Администрации Сахалинской области от 29 декабря 2004 г. N 750-ра)
I. Введение
Настоящая Концепция развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Сахалинской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года, утвержденной распоряжением администрации области от 26 июня 2003 года N 347-ра. Она направлена на совершенствование государственной политики Сахалинской области в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг, улучшение взаимодействия органов исполнительной власти Сахалинской области с предпринимателями, усиление координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей Сахалинской области.
Концепция представляет собой совокупность целей и задач, а также конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач. Основным организационным документом по реализации концепции является ежегодно утверждаемый решением коллегии комитета по промышленности и торговле Сахалинской области план мероприятий по развитию потребительского рынка Сахалинской области.
II. Итоги реализации Концепции развития торговли, общественного питания и
бытового обслуживания в Сахалинской области за 2001-2004 годы
Анализ выполнения плана мероприятий по развитию потребительского рынка Сахалинской области свидетельствует о том, что задачи, определенные в Концепции развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Сахалинской области на 2001 - 2004 годы в основном выполнены. В целом потребительский рынок характеризуется как стабильный, с высокими темпами роста потребительских услуг, соответствующим уровнем насыщенности товарами, серьезными преобразованиями торговой сети.
Розничный товарооборот в 2004 году составил свыше 23 млрд. рублей и увеличился к уровню 2000 года почти в 2,5 раза. Оборот розничной торговли в большей степени формировался за счет продаж стационарными предприятиями. Доля продаж на рынках снизилась до 12,8% (в 2000 году - 22,8%).
Получила развитие сеть предприятий общественного питания. Ежегодный прирост оборота общественного питания в сопоставимой оценке составил около 30%.
Рост денежных доходов способствовал развитию сферы услуг. Социально-экономическое положение населения способствовало значительному увеличению спроса на услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, услуги по ремонту, пошиву одежды, парикмахерские услуги, услуги по ремонту и строительству жилья, ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, удельный вес которых в объеме бытовых услуг занимает почти 82%.
Обеспечен рост потребительских услуг в большинстве муниципальных образований.
Повышение инвестиционной активности в сфере потребительского рынка (а по оценкам за период 2001 - 2004 годов в отрасль привлечено около 1 млрд. рублей) способствовало динамичному развитию инфраструктуры. Построено и введено в эксплуатацию свыше 400 объектов торговли и общественного питания, 270 объектов бытового обслуживания. Повысилась налоговая эффективность отрасли. В текущем году от предприятий отрасли в территориальный бюджет поступит свыше 650 млн. рублей, что почти в 3 раза выше уровня 2000 года.
Основой для достижения высоких темпов роста объемных показателей наряду с ростом денежных доходов населения стало последовательное внедрение современных форматов торговли и эффективных технологий продаж. Многое за эти годы сделано в развитии торговых центров, торговых сетей. Наиболее крупными являются магазины "Орбита", N 16, "Контур", "В-Лазер" (г. Южно-Сахалинск), "555" (г. Корсаков), "Питер" (г. Невельск); торговые центры "Мегаполис", "Панорама", "Плаза" (г. Южно-Сахалинск), "Тройка" (г. Корсаков), "Надежда" (г. Невельск); супермаркеты "Островной", "Славянский базар" (г. Южно-Сахалинск) и др. Устойчивый рост оборота обеспечивался за счет внедрения прогрессивных технологий торгового обслуживания населения: по методу самообслуживания, по образцам и т.д., получила развитие продажа товаров в кредит.
На фоне положительных тенденций развития потребительского рынка сохраняется ряд проблем и нерешенных задач:
- отсутствие эффективно действующего оптового звена не позволяет оптимизировать товарные потоки и обеспечить продовольственную безопасность области;
- недостаточно развита сеть торговых предприятий, соответствующих современным требованиям дизайна, технологического оснащения, прогрессивным методам обслуживания;
- имеют место перекосы в территориальном размещении торговых объектов;
- медленно идет процесс сокращения мелкорозничной сети;
- не развита сеть предприятий общественного питания, ориентированных на различные группы потребителей, а также предприятий быстрого обслуживания;
- недостаточный уровень оказания бытовых услуг жителям отдаленных и сельских населенных пунктов.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является обеспечение устойчивого функционирования и стабильного развития потребительского рынка, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности.
Достижение поставленной дели связано с решением следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовых основ функционирования рынков товаров и услуг;
- формирование эффективно работающей инфраструктуры оптовой торговли;
- определение принципиальных подходов к разработке механизмов рационального размещения сетей розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, внедрение передовых торговых технологий и современных форм обслуживания населения, предоставление дополнительных видов услуг;
- повышение качества оказываемых потребительских услуг;
- координация взаимодействия торговли и предприятий, осуществляющих производство товаров в Сахалинской области, и выработка рационального механизма продвижения местных товаров на внутриобластной потребительский рынок;
- создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий, повышения налоговой эффективности отрасли;
- обеспечение качества и безопасности товаров, поступающих на потребительский рынок области;
- восстановление инвестиционной привлекательности сферы бытового обслуживания населения.
IV. Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли
Оптовая торговля, с одной стороны, призвана удовлетворять запросы розничной торговли и общественного питания на товары по ассортименту, качеству, ценам и условиям их поставки, с другой стороны, является экономически выгодным коммерческим посредником для товаропроизводителей.
Оптовая торговля в течение прогнозируемого периода будет развиваться по следующим направлениям:
- оптимизация состава операторов оптового рынка, включающая создание условий для уменьшения доли посредников в объеме рынка на 15-20%, совершенствование системы товародвижения с использованием современных информационных технологий и электронной торговли, развитие кооперации и интеграции субъектов оптовой торговли по осуществлению совместных инвестиционных проектов, технического переоснащения и модернизации - повышение эффективности использования существующей материально-технической базы оптовых структур и складских площадей, привлечение капитала в развитие инфраструктуры оптовой торговли;
- разработка организационно-экономического механизма, обеспечивающего ускоренное продвижение товаров местных производителей в торговую сеть области, развитие фирменной торговли и дилерской сети по реализации продукции предприятий товаропроизводящего комплекса области;
- разработка и реализация мер по защите потребительского рынка от недоброкачественных, опасных для здоровья населения товаров;
- совершенствование ярмарочно-выставочной деятельности как неотъемлемой части инфраструктуры рынка, способствующей продвижению товаров, новых технологий, расширению межрегиональных, региональных и хозяйственных межгосударственных связей;
- изучение, разработка и внедрение передового опыта функционирования оптовых структур в области и за ее пределами;
- укрепление связей с региональными товарными рынками России.
V. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли в Сахалинской области опираются прежде всего на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Концепция исходит из того, что розничная торговля должна существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности, перемещении покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть.
Реформирование инфраструктуры городских (сельских) рынков и торговых зон будет осуществляться путем поэтапного замещения их магазинными форматами торговых организаций. К реорганизации этих форм торговли есть несколько подходов, но конечная цель их одна - строительство на месте существующих рыночных комплексов крытых торговых, павильонных, пассажных и прочих объектов, являющихся магазинными формами торговли.
Потребительские товары, произведенные либо переработанные промышленным способом, целесообразно реализовывать только через магазинные формы торговли. В идеальном виде форма внемагазинной торговли должна остаться только в виде ярмарок сельскохозяйственных производителей в продовольственной торговле, а в непродовольственной торговле - в виде реализации изделий народных промыслов.
Основными направлениями развития розничной торговли в Сахалинской области должны стать:
- разработка и совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность;
- развитие инфраструктуры объектов розничной торговли с учетом выравнивания межмикрорайонной дифференциации показателей обеспеченности в торговых площадях в соответствии с генеральным планом развития населенных пунктов, используя конкурсную систему в размещении объектов;
- реформирование структуры розничной торговли с целью улучшения ее качественного состава за счет повышения доли современных форматов магазинов (супермаркетов, дискаунтеров, торговых центров, магазинов-салонов, магазинов-складов, мини-магазинов и т.д.);
- развитие сетевых магазинов "делового дня" с современной технологией продаж и компьютерным обеспечением;
- развитие сети фирменных магазинов, работающих под единой торговой маркой, а также местных товаропроизводителей;
- содействие реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие универсальных, специализированных и неспециализированных магазинов, торговых комплексов, сети местного значения, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- реорганизация мелкорозничной нестационарной и передвижной торговой сети (рынков, киосков, палаток) в стационарную торговую сеть;
- выделение специальных зон для проведения уличных ярмарок;
- разработка схем размещения мелкорозничной торговой сети в зонах отдыха и проведения массовых мероприятий, в том числе летних кафе, пунктов по продаже прохладительных напитков, мороженого в весенне-летний период;
- развитие инфраструктуры рыночной торговли городов на основе сложившейся сети рынков и строительство новых рыночных комплексов;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль важнейших автомагистралей;
- открытие в отдаленных малонаселенных пунктах мелкорозничных торговых объектов по типу "Лавка на дому", продолжение практики обслуживания отдаленных сел специализированными "автомагазинами";
- обеспечение развития разнообразных форм торгового обслуживания с приоритетным внедрением прогрессивных технологий продаж: самообслуживания, салонной торговли, приема заказов с доставкой товаров на дом, продажи товаров по образцам и расширения спектра дополнительных услуг в зависимости от товарно-ассортиментного профиля, доставки товаров на дом, сборки и установки крупногабаритных товаров на дому, подключения электротоваров, продажи товаров в кредит, заказа товаров по каталогам, комплектования праздничных наборов, подгонки швейных изделий и т.д.
VI. Концептуальные основы формирования инфраструктуры общественного питания
Общественное питание представляет собой важную отрасль сферы обслуживания населения. Политика в сфере общественного питания направлена на удовлетворение потребностей (спроса населения) в услугах, связанных с организацией их питания по месту учебы, работы, отдыха и других внедомашних условиях, а также на повышение качества, разнообразие ассортимента выпускаемой продукции; совершенствование культуры обслуживания, оказание различных дополнительных услуг.
Для реализации указанных направлений необходимо решить следующие задачи;
- развивать, совершенствовать и расширять общедоступную сеть предприятий общественного питания, включая сеть организаций быстрого питания, ориентированных на различные слои населения, с учетом выравнивания межмикро-районной дифференциации показателей обеспеченности в посадочных местах в соответствии с генеральным планом развития города за счет привлечения собственных, заемных и других финансовых средств;
- развивать сеть предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи;
- расширять сеть социально ориентированных организаций, обеспечивающих питанием различные группы населения рабочих, служащих;
- обеспечивать предприятия общественного питания достаточным количеством профессионально подготовленных кадров;
- обеспечивать услугами питания участников шельфовых проектов;
- расширять спектр услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания:
прием заказов по телефону и доставка на дом готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий, обслуживание вне предприятий;
возобновление и повышение эффективности работы столов заказов, выставок-распродаж с дегустацией новых блюд и кондитерских изделий, проведение декад национальных кухонь, "дней сладкоежки" за счет применения рекламных технологий, гибкой ценовой политики, изучения и формирования спроса населения на данный вид услуги;
открытие отделов по продаже полуфабрикатов высокой степени готовности, готовых блюд и изделий;
- создавать объединения организаций общественного питания.
Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий общественного питания, с одной стороны, будет идти по пути все большей унификации их видового состава (кафе, столовая, бар, ресторан, закусочная), а с другой, - все большей дифференциации этих структур, с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
VII. Концептуальные основы формирования инфраструктуры бытового
обслуживания
Создание современной высокоразвитой сферы бытового обслуживания населения Сахалинской области - одно из основных направлений развития службы быта на среднесрочную перспективу.
Проведенные преобразования создали необходимые предпосылки для повышения эффективности работы предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг, приведения ее в соответствие с реальными потребностями населения. Сформировалась система, базирующаяся на рыночных принципах.
Увеличение объема, расширение ассортимента и повышение качества услуг, позволяющие полнее удовлетворять растущие запросы населения в разнообразных формах бытового обслуживания, может быть достигнуто за счет:
- укрепления материально-технической базы службы быта путем реконструкции и технического перевооружения, ввода новых производственных площадей, строительства новых предприятий бытового обслуживания на основе создания и развития в районах области рациональной инфраструктуры отрасли (выделения земельных участков под строительство предприятий бытового обслуживания, целевого выделения площадей под строительство объектов бытового обслуживания населения во вновь вводимых зданиях и районах массовой жилой застройки на первых этажах);
- увеличения видов оказываемых бытовых услуг (по всем группам деятельности) и форм бытового обслуживания (по месту приема и выдачи заказов, по месту выполнения заказов, по срокам выполнения заказов, по форме расчета, услуги посредством особых условий) на основе анализа рынка спроса на бытовые услуги с учетом современного уровня жизни;
- кадрового обеспечения сферы быта;
- обеспечения территориальной доступности бытовых услуг за счет совершенствования выездной сети предприятий бытового обслуживания населения, постоянным обновлением материально-технической базы предприятий службы быта, прогрессивными формами обслуживания, осуществления практических мер по дальнейшему совершенствованию режима работы приемной сети предприятий бытового обслуживания;
- освоения новых технологий в сфере бытового обслуживания населения;
- приближения получения бытовых услуг к населению в сочетании с повышением качества обслуживания (за счет открытия бытовых предприятий в торговых центрах, гостиницах, предприятиях общественного питания, организации торгово-бытовых комплексов по оказанию нескольких видов потребительских услуг в одном месте);
- проведения комплекса мер по повышению престижности работников отрасли быта.
VIII. Развитие малого предпринимательства на потребительском рынке
Сахалинской области
Малое предпринимательство как субъект экономики области обеспечивает около 80% розничного товарооборота и объема бытовых услуг области. Развитие малого бизнеса в торговом и бытовом обслуживании способствует формированию рациональной структуры, повышению гибкости и адаптивности экономики, созданию среднего класса работников, смягчению безработицы, повышению его доли в ВВП и вклада в бюджеты всех уровней.
Целью развития малого предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для организации и устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства, повышение экономической и социальной эффективности их деятельности, дальнейшее развитие сферы производства товаров и услуг, стабилизация и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест.
Основными задачами развития малого предпринимательства в торговом и бытовом обслуживании населения являются:
- активизация предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, повышение благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения на основе совершенствования правовой, налоговой и административной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- создание условий для кредитования малого бизнеса, включающих внедрение новых кредитно-инвестиционных механизмов: инвестиционных конкурсов, лизинга, микрокредитования, предоставления гарантий, облегчающих доступ малого предпринимательства к финансовым, производственным и другим ресурсам;
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого предпринимательства;
- формирование механизма и его реализация по взаимовыгодному сотрудничеству торговых предпринимательских структур с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности области;
- содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого предпринимательства на региональных и межрегиональных рынках;
- укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства, проведение семинаров-совещаний по обобщению и распространению положительного опыта работы объектов торговли и бытового обслуживания, повышению уровня подготовки руководителей и специалистов этой отрасли экономики.
IX. Кадровое обеспечение отраслей
На современном этапе внедрения рыночных реформ в экономике, в том числе в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, решающее значение имеет работа по совершенствованию деятельности, связанной с подготовкой квалифицированных кадров и формированием качественно новой системы управления персоналом предприятий и организаций отраслей. На решение проблем кадрового обеспечения торговой сферы и сферы бытовых услуг оказывают влияние различные факторы: конъюнктура рынка труда, государственное регулирование, качество жизни людей, демографическая ситуация, образовательный уровень населения, другие социально-экономические процессы, которые определяют стратегию, кадровую политику и принципы кадрового управления.
В целях повышения эффективности работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, стимулирования повышения профессиональной подготовки, роста престижа высококвалифицированного труда, совершенствования качества торгового и бытового обслуживания предстоит:
- проведение мониторинга о фактическом состоянии кадровой работы, состава кадров в организациях и на предприятиях отрасли, привлечение к работе в ней молодых кадров, профессионально подготовленных к работе в рыночных условиях;
- организация процесса обучения и тренинга персонала в самих структурах торговли и бытовых услуг ("школ молодого продавца", курсов, семинаров, стажировок, конкурсов профессионального мастерства и т.д.);
- проведение профориентационной работы, интегрирование процесса подготовки специалистов для организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания через ознакомительную, производственную практику, дипломное проектирование;
- нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом;
- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и службами занятости населения по подготовке руководителей и специалистов отраслей, содействие в их трудоустройстве, создание и сохранение рабочих мест на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- изучение и распространение передового опыта по подготовке и переподготовке кадров;
- планирование и подготовка резерва кадров, позволяющего сохранить, укрепить и развить кадровый потенциал предприятий отраслей.
X. Формирование инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики
В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния субъектов региона является устойчивость финансов и денежного обращения. Через инвестиционную, налоговую и финансово-кредитную политику исполнительная власть различных уровней осуществляет реализацию основных пропорций развития экономики на подведомственных территориях, стимулирование приоритетных направлений развития торговли и бытового обслуживания.
С целью повышения эффективности использования модели управляемости данных сфер услуг необходимо умело пользоваться инструментами финансового и инвестиционного анализа, моделировать процессы дальнейшего развития внутриобластного потребительского рынка. Для этого следует:
- привлекать отечественных и иностранных инвесторов в развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания области, формировать инвестиционную политику на принципах использования рыночных форм инвестиционной деятельности (самофинансирование, кредитование, лизинговые отношения и другие формы);
- осуществлять инвестиционную политику с учетом современного состояния потребительского рынка региона, необходимости внедрения в практику новейших торговых технологий обслуживания, его передовых методов и форм;
- создавать равные условия функционирования субъектов торговли и бытового обслуживания различных форм собственности, укреплять налогооблагаемую базу, стимулировать наращивание объемов торговых и бытовых услуг;
- развивать различные формы финансового посредничества (банки, кредитные учреждения и т.д.) и системы предлагаемых ими услуг, координировать процессы консолидации усилий коммерческих структур, предпринимателей через создание ассоциаций, лиг, союзов и т.д.
XI. Заключение
Принятие Концепции в качестве руководящего документа должно послужить разработке ежегодного плана мероприятий по ее реализации в районах и области. План мероприятий может аккумулировать в себе элементы других целевых программ и планов развития потребительского рынка и услуг Сахалинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.