Закон Сахалинской области
от 31 января 1997 г. N 1-а
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Сахалинской области"
(принят Сахалинской областной Думой 28 ноября 1996 г.)
30 декабря 1999 г., 13 июня 2001 г.
Глава I. Основные понятия и общие положения
Статья 1. Местное самоуправление в Сахалинской области
Местное самоуправление в Сахалинской области - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения.
Статья 2. Цели и задачи Закона
Настоящий Закон устанавливает на основе федеральных законов, Устава Сахалинской области основные нормы организации системы местного самоуправления в Сахалинской области и гарантии его осуществления, определяет место и роль местного самоуправления в системе власти, устанавливает права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления, составляет основу для законодательного регулирования вопросов организации местного самоуправления.
Статья 3. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) федеральные законы;
3) Устав Сахалинской области;
4) настоящий Закон, иные законы Сахалинской области.
2. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования.
3. Настоящий Закон действует на всей территории Сахалинской области. Законы и иные правовые акты, издаваемые на территории Сахалинской области, не могут противоречить настоящему Закону.
Статья 4. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области (далее - граждане) осуществляют свое право на местное самоуправления в городских, поселковых, сельских и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Право граждан на участие в местном самоуправлении реализуется также посредством:
1) избрания в выборные органы местного самоуправления;
2) равного доступа к муниципальной службе;
3) получения полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено законом;
4) обращений лично, а также направления индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления;
5) осуществления территориального общественного самоуправления по месту их жительства.
Статья 5. Муниципальные образования и местные сообщества
1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями в Сахалинской области являются сельские, поселковые, городские, районные поселения, их добровольные объединения, в которых имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
3. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий в муниципальном образовании.
Статья 6. Устав муниципального образования
1. Местное сообщество принимает устав муниципального образования.
2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления либо непосредственно местным сообществом (путем референдума, схода) и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законом Сахалинской области.
3. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только несоответствие его законодательству Российской Федерации и Сахалинской области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
4. Правом внесения проекта устава муниципального образования обладают:
1) отдельные члены местного сообщества, обладающие избирательным правом, или их группы;
2) общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории, и местные отделения общероссийских, межрегиональных и областных объединений и партий;
3) депутаты представительного органа местного самоуправления;
4) выборные должностные лица местного самоуправления;
5) органы местного самоуправления.
5. В уставе муниципального образования указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Сахалинской области.
Статья 7. Употребление языков при осуществлении местного самоуправления
1. При осуществлении местного самоуправления употребляется русский язык.
2. В местах компактного проживания на территории Сахалинской области коренных малочисленных народностей Севера наряду с русским языком при осуществлении местного самоуправления может употребляться язык большинства коренного населения соответствующего муниципального образования.
Статья 8. Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности.
Глава II. Компетенция местного самоуправления
Статья 9. Вопросы местного значения
1. Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Законом.
2. Основными вопросами местного значения в соответствии с федеральным законодательством являются:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Статья 10. Полномочия местного самоуправления по решению вопросов местного значения
1. Местные самоуправления наделяются следующими полномочиями по решению вопросов местного значения:
1) в сфере комплексного социально-экономического развития территории:
а) принятие и реализация за счет собственных материальных и финансовых ресурсов комплексных и по отдельным направлениям деятельности муниципальных планов и программ социально-экономического развития территории;
б) привлечение материальных и финансовых ресурсов иных собственников для реализации комплексных муниципальных планов и программ социально-экономического развития территории;
в) участие в разработке и реализации государственных планов и программ в части, касающейся подведомственной местному сообществу территории;
г) координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности по реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития подведомственной территории;
2) в сфере рационального использования земель и иных природных ресурсов:
а) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальными землями;
б) определение долгосрочной перспективы развития территории;
в) утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки территории муниципального образования;
г) установление целевого назначения и разрешенного использования земель;
д) отнесение и перевод земель из одной категории в другую в соответствии с земельным законодательством и генеральным планом;
е) зонирование территории;
ж) приобретение земель в муниципальную собственность путем выкупа, принудительного выкупа, принятия в дар, передачи из государственной собственности, в том числе приобретения земель за пределами территории муниципального образования;
з) разработка и реализация местных программ повышения плодородия почв, улучшения условий использования и охраны земель;
и) исключение земель из оборота в соответствии с категориями, целевым назначением;
к) установление перечня неотчуждаемых и ограниченно отчуждаемых земельных участков;
л) передача муниципальных земель в оперативное управление и хозяйственное ведение;
м) установление порядка использования земель;
н) целевое предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
о) установление ограничений на использование земель;
п) предоставление муниципальных земель в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;
р) продажа муниципальных земель в собственность;
с) установление норм бесплатного предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;
т) установление размеров платы за землю, предоставление льгот по плате за землю;
у) инвентаризация земель и землеустройство;
ф) контроль за использованием и охраной земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
х) предоставление в аренду или срочное пользование не используемых по назначению земель лесного хозяйства и обороны в соответствии с законодательством;
ц) установление обременений и других сервитутов на земельных участках, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
ч) выдача разрешений на снос, реконструкцию, возведение построек на земельном участке; на передачу земельного участка новому собственнику имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
ш) передача муниципальных земельных участков в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, потребительских кооперативов, фондов;
щ) обращение в суд по вопросам нарушения земельного законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения;
ы) изъятие земельных участков в соответствии с законодательством;
э) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством;
3) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории:
а) строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств муниципального жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
б) распоряжение и управление муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
в) благоустройство и текущее содержание территории;
4) в сфере транспортных перевозок местного значения:
а) приобретение и эксплуатация транспорта для осуществления местных пассажирских и грузовых перевозок;
б) создание, обслуживание и содержание муниципальных автохозяйств, предприятий местного водного и воздушного транспорта;
в) согласование маршрутов и графиков движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории;
г) установление правил транспортного обслуживания на подведомственной территории;
д) строительство и содержание дорог, остановочных пунктов, стоянок, вокзалов, пристаней, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
5) в сфере бытового и торгового обслуживания:
а) строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов, создание предприятий бытового и торгового обслуживания населения;
б) установление правил бытового и торгового обслуживания населения на подведомственной территории;
в) исполнение полномочий, определенных законодательством о защите прав потребителя;
6) в сфере муниципального здравоохранения: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и акушерских пунктов и др.);
7) в сфере муниципального образования: строительство и содержание за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального образования (школ, училищ, детских дошкольных учреждений и др.);
8) в сфере социальной поддержки населения:
а) строительство, содержание и организация работы учреждений социальной помощи населению (дома престарелых, детские дома, интернаты и др.);
б) организация за счет собственных и привлеченных средств дополнительной социальной поддержки населения сверх установленной законодательством и государственными программами;
9) в сфере сохранения исторических и культурных памятников, развития культуры, местных традиций и обычаев:
а) реставрация и содержание местных памятников истории и культуры;
б) строительство, содержание и организация работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров и др.);
в) содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев, в том числе использование на эти цели собственных и привлеченных средств и материальных ресурсов;
10) в сфере развития физической культуры и спорта:
а) строительство, содержание и организация работы объектов и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (спортивных площадок, стадионов, плавательных бассейнов, спортивных школ и др.);
б) содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств физкультурных и спортивных мероприятий;
11) в сфере охраны общественного порядка:
а) исключена;
См. текст части "а"
б) создание и финансирование милиции общественной безопасности (муниципальной милиции) в соответствии с действующим законодательством;
в) привлечение к административной ответственности за правонарушения в соответствии с законодательством;
г) содействие созданию и деятельности добровольных общественных формирований по охране общественного порядка, в том числе финансирование за счет собственных и привлеченных средств;
12) в сфере охраны окружающей природной среды:
а) контроль за состоянием окружающей природной среды;
б) проведение за счет собственных и привлеченных средств мероприятий по улучшению состояния окружающей природной среды;
в) привлечение к административной ответственности в соответствии с действующим природоохранным и административным законодательством.
2. К компетенции местного самоуправления относятся также иные полномочия, установленные действующим законодательством.
Статья 11. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
1. Законом Сахалинской области на органы местного самоуправления может возлагаться осуществление отдельных государственных полномочий. Для реализации указанных полномочий администрация Сахалинской области обеспечивает органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.
2. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом, подконтрольна органам государственной власти. Порядок контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий определяется законом Сахалинской области.
Законом Сахалинской области от 13 июня 2001 г. N 262 в статью 12 настоящего Закона внесены изменения
Статья 12. Передача полномочий по решению вопросов местного значения
Местное самоуправление вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения иному местному самоуправлению по договору.
Глава III. Территориальная организация местного самоуправления
Статья 13. Территории муниципальных образований
1. Территориями муниципальных образований являются:
1) территории, находящиеся в границах сельских, поселковых, городских поселений, районов;
2) территории, находящиеся в границах добровольного объединения поселений в единое муниципальное образование.
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Сахалинской области. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного самоуправления иначе, как законом.
Статья 14. Установление границ муниципальных образований
1. Границы муниципальных образований устанавливаются Сахалинской областной Думой в порядке, определенном законом области.
2. Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
3. Граница муниципального образования может быть изменена только с учетом мнения населения, выраженного непосредственно (путем референдума, схода), либо в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Статья 15. Земельные отношения на территории муниципальных образований
2. Порядок использования земель, переданных в ведение местного сообщества, устанавливается местным сообществом в соответствии с законодательством.
3. Органы местного самоуправления могут в интересах местного сообщества устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Глава IV. Организационные основы осуществления местного самоуправления
Статья 16. Определение организационных форм и структуры органов местного самоуправления
1. Организационные формы и структура органов местного самоуправления определяются местным сообществом самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и закрепляются в уставе муниципального образования.
2. Решение об установлении организационной формы и структуры органов местного самоуправления принимается местным референдумом (сходом) или представительным органом местного самоуправления.
Статья 17. Органы и должностные лица местного самоуправления
1. К органам местного самоуправления относятся:
1) выборные представительные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Законом и уставами муниципальных образований;
2) органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований для выполнения управленческих и контрольных функций - исполнительно-распорядительные и контрольные органы местного самоуправления (администрация, исполнительные комитеты, ревизионные комиссии и др.);
2. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления при их образовании наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
6. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией и не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и других органов местного самоуправления.
7. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами (имеют обособленное имущество, финансируются за счет местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде, имеют печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетные и иные счета в учреждениях банков).
Статья 18. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области.
2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
3. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2-х лет.
4. С учетом исторических традиций, сложившихся в Сахалинской области, уставами муниципальных образований могут быть установлены следующие наименования представительных органов местного самоуправления: советы депутатов, местные собрания, городские думы.
5. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований;
7) право законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе.
6. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
7. Представительный орган местного самоуправления является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке на сессиях представительного органа.
Порядок созыва сессий и проведения заседаний представительного органа местного самоуправления устанавливается регламентом представительного органа.
8. В отдельных поселениях, с численностью населения до 300 человек, в соответствии с уставом муниципального образования представительный орган может не избираться. Функции представительного органа в этом случае осуществляются населением непосредственно через собрания (сходы) граждан.
Статья 19. Глава муниципального образования
1. В случае, если уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления, из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами Сахалинской области.
2. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
3. С учетом исторических традиций, сложившихся в Сахалинской области, уставами муниципальных образований могут быть установлены следующие наименования главы муниципального образования: глава местного самоуправления, глава администрации, председатель исполнительного комитета. В муниципальных образованиях имеющих национальные особенности, могут устанавливаться иные наименования главы муниципального образования.
4. Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2-х лет и превышать срок полномочий представительного органа местного самоуправления.
5. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Статья 20. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
1. В уставе муниципального образования помимо выборных представительных органов и главы муниципального образования могут быть предусмотрены органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления для выполнения ими управленческих и контрольных функций.
2. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, указанных в части первой настоящей статьи, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований.
3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Статья 21. Образование органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления образуются:
1) посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права;
2) представительным органом местного самоуправления; уполномоченным на то в соответствии с уставом о местном самоуправлении должностным лицом самостоятельно или с согласия представительного органа местного самоуправления.
2. Должностные лица местного самоуправления:
Законом Сахалинской области от 13 июня 2001 г. N 262 в подпункт 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Закона внесены изменения
1) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права;
2) избираются или назначаются представительным органом местного самоуправления;
3) назначаются главой муниципального образования.
3. Не имеют права быть избранными в выборные органы местного самоуправления, а также выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Выборы представительного органа местного самоуправления в населенных пунктах, осуществляющих местное самоуправление самостоятельно, проводятся на основе мажоритарной, пропорциональной или смешанной избирательной системы при одномандатных или многомандатных избирательных округах в зависимости от выбранной местным сообществом организационной формы осуществления местного самоуправления.
Порядок избрания представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется законом Сахалинской области и закрепляется в уставе муниципального образования.
Статья 22. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату представительного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления, начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
3. Глава муниципального образования, депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
4. Уставами муниципальных образований в соответствии с законом Сахалинской области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
5. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Сахалинской области.
6. Депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Сахалинской области.
7. Депутатам представительного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления, законом Сахалинской области устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием в этих должностях.
Статья 23. Правовые акты органов местного самоуправления, и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, в соответствии с настоящим Законом.
2. Представительный орган местного самоуправления принимает следующие правовые акты:
1) решения - правовые акты нормативного характера;
2) распоряжения - правовые акты не носящие нормативного характера.
3. Акты, принимаемые представительным органом местного самоуправления не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу Сахалинской области и законам Сахалинской области, уставу муниципального образования.
4. Все акты представительного органа местного самоуправления, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от числа избранных в представительный орган депутатов. Иные акты представительного органа местного самоуправления, за исключением актов, порядок принятия которых особо оговорен в настоящем Законе, принимаются в порядке, установленным регламентом представительного органа.
5. Акты по вопросам принятия устава муниципального образования или внесения в него поправок и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, избранных в представительный орган.
6. Глава муниципального образования по вопросам, отнесенным к его ведению, издает постановления и распоряжения. Постановления главы муниципального образования издаются по вопросам нормативного характера, если таковые являются предметом регулирования главой муниципального образования и закреплены действующим законодательством. Распоряжения издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности главы муниципального образования.
7. По вопросам, решение которых отнесено уставом муниципального образования к ведению должностных лиц исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, должностные лица этих органов издают приказы.
8. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу со дня принятия, если иное не определено самим актом, и обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.
9. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу правовых актов определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим законом.
10. Акты органов местного самоуправления, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также затрагивающие права и свободы граждан и юридических лиц, в 10-дневный срок направляются в органы государственной власти Сахалинской области.
Статья 24. Право местных сообществ на объединение и выход из объединенного местного сообщества
1. Местные сообщества имеют право на добровольное объединение с образованием нового местного сообщества и муниципального образования.
2. Решение об объединении принимается местными сообществами непосредственно либо представительными органами местного самоуправления при их наличии на момент принятия такого решения. Устав вновь образованного муниципального образования должен предусматривать:
1) отказ от самостоятельного осуществления местного самоуправления каждым из объединяющихся местных сообществ;
2) передачу своих полномочий образованному в соответствии с настоящим Законом новому местному сообществу.
3. Вновь образованное местное сообщество обладает всеми полномочиями, закрепленными за местными сообществами настоящим Законом.
4. Поселения, вошедшие в состав объединенного муниципального образования, имеют право выхода из него для самостоятельного осуществления местного самоуправления.
Статья 25. Право местных сообществ на образование совместных органов
1. Для исполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения местные сообщества имеют право образовывать совместные органы (советы, комиссии по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и другие) и устанавливать территории, на которых осуществляется их деятельность, не являющиеся муниципальными образованиями (школьные, медицинские округа и другие).
2. Образование совместных органов осуществляется на основании договора между органами местного самоуправления.
3. Объем полномочий совместных органов не может превышать объема полномочий органов местного самоуправления, их образовавших.
Статья 26. Право органов местного самоуправления на участие в ассоциациях и заключение соглашений
1. Для разработки и осуществления совместных планов и программ, развития сотрудничества, реализации общих интересов органы местного самоуправления вправе образовывать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций, и заключать соглашения о сотрудничестве, в том числе с участием органов местного самоуправления других субъектов Российской Федерации и государств.
2. Ассоциациям не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
3. Конкретные формы, цели и порядок участия органов местного самоуправления в ассоциациях определяются учредительными документами данных ассоциаций, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству Сахалинской области и международным обязательствам Российской Федерации и Сахалинской области.
Статья 27. Муниципальная служба
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области.
3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
Глава V. Формы прямого волеизъявления граждан
и другие формы осуществления местного самоуправления
Статья 28. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по требованию главы муниципального образования или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
5. Решение, принятое на референдуме не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и обязательно для исполнения всеми органами, коммерческими и некоммерческими организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Вопросы, выносимые на референдум, должны исключать множественность их толкования.
7. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Сахалинской области.
Статья 29. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов устанавливается законом Сахалинской области.
3. Органы государственной власти Сахалинской области гарантируют проведение муниципальных выборов.
Статья 30. Собрание (сход) граждан
1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Сахалинской области.
В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 настоящего Закона, собрание (сход) считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 31. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Статья 32. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением посредством собраний, сходов, конференций граждан, избрания советов микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, улиц, кварталов, домов, а также иных органов по месту жительства.
3. К компетенции общих собраний, сходов, конференций граждан относится:
1) избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие их уставов;
2) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их исполнении;
3) решение других вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
4. Компетенция, порядок организации и осуществление территориального общественного самоуправления определяется их уставами в соответствии с законами Сахалинской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.
6. Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему закону.
Статья 33. Экономическая деятельность органов территориального общественного самоуправления
Органы территориального общественного самоуправления вправе:
1) создавать в установленном порядке коммерческие организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
2) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
3) кооперировать на добровольной основе средства населения, коммерческих и некоммерческих организаций для финансирования целевых социальных программ;
4) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово- кредитных учреждений на акционерной и паевой основе;
5) организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
6) определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников.
Статья 34. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления
1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных и заемных средств.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций, граждан, а также других поступлений, не запрещенных законом.
2. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
Статья 35. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
1. Представительные органы местного самоуправления и глава муниципального образования содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий.
2. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе принимать участие в работе сессий представительного органа местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Глава VI. Финансово-экономические условия осуществления
местного самоуправления
Статья 36. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 37. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Сахалинской области, - население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Статья 38. Право органов местного самоуправления на создание коммерческих и некоммерческих организаций
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Статья 39. Отношения органов местного самоуправления с коммерческими и некоммерческими организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 40. Отношения органов местного самоуправления с коммерческими и некоммерческими организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с коммерческими и некоммерческими организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие коммерческих и некоммерческих организаций в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Сахалинской области.
Статья 41. Право на муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Статья 42. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Глава VII. Финансовая основа местного самоуправления
Статья 43. Местные бюджеты
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 44. Доходы и расходы местных бюджетов
1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Сахалинской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Сахалинской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Сахалинской области.
3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий органов государственной власти Сахалинской области.
Статья 45. Обеспечение минимальных местных бюджетов
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Сахалинской области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Сахалинской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Сахалинской области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Сахалинской области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и областного бюджета, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Сахалинской области отчислений от федеральных налогов и налогов Сахалинской области.
5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
Статья 46. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством.
2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Статья 47. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Сахалинской области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
Статья 48. Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 49. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Глава VIII. Гарантии местного самоуправления
Статья 50. Запрет на ограничение прав местного самоуправления
Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Сахалинской области, запрещается.
Статья 51. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования коммерческими и некоммерческими организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.
Статья 52. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Сахалинской области, их должностными лицами, должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, которым эти обращения направлены.
2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе. Осуществление права законодательной инициативы регулируется законодательством Сахалинской области.
Статья 53. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти, их должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также общественных объединений.
Глава IX. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, контроль за их
деятельностью
Статья 54. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.
Статья 55. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
1. Ответственность перед населением наступает в случае нарушения устава муниципального образования, утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяется уставами муниципальных образований.
2. Местное сообщество имеет право на выражение недоверия, отзыв и досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляется на основе прямого волеизъявления.
4. Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, образованных выборными органами и должностными лицами, осуществляется этими органами и лицами.
Законом Сахалинской области от 30 декабря 1999 г. N 147 в пункт 5 статьи 55 настоящего Закона внесены изменения
5. Порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления местным сообществом устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами Сахалинской области.
6. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения.
Статья 56. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Сахалинской области, федеральных законов, законов Сахалинской области, устава муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Председатель Сахалинской областной Думы |
Б.Н. Третяк |
г. Южно-Сахалинск
31 января 1996 г.
N 1-а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Сахалинской области от 31 января 1997 г. N 1-а "Об общих принципах организации местного самоуправления в Сахалинской области" (принят Сахалинской областной Думой 28 ноября 1996 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Свободный Сахалин" от 31 января 1997 г. N 5
Законом Сахалинской области от 9 февраля 2006 г. N 11-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Сахалинской области от 24 ноября 2005 г. N 81-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 14 апреля 2004 г. N 495
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 25 ноября 2003 г. N 449
Изменения вступают в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 19 июня 2002 г. N 348
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 13 мая 2002 г. N 337
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 9 октября 2001 г. N 286
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 13 июня 2001 г. N 262
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 30 декабря 1999 г. N 147
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона