Закон Сахалинской области
от 31 декабря 2003 г. N 465
"О референдуме в Сахалинской области"
(принят Сахалинской областной Думой 25 декабря 2003 г.)
Глава V. Комиссии референдума
Статья 16. Система и статус комиссий референдума
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
- избирательная комиссия Сахалинской области, действующая в качестве комиссии референдума Сахалинской области (далее - избирательная комиссия области);
- территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве территориальных комиссий референдума (далее - территориальные комиссии);
- избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в качестве комиссий референдумов муниципальных образований (далее - территориальные комиссии);
- участковые комиссии референдума (далее - участковые комиссии).
2. Избирательная комиссия области, территориальные комиссии формируются в соответствии с Федеральным законом.
3. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона инициативной группой по проведению референдума, эта инициативная группа по проведению референдума или ее уполномоченный представитель должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
5. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
6. Комиссии референдума обеспечивают информирование участников референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе подготовки и проведения референдума.
7. Решения вышестоящей комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума.
8. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.
9. Решения и акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Сахалинской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, участников референдума. Решения и иные акты комиссий референдума не подлежат государственной регистрации.
10. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
11. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
12. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле - и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона.
13. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле - и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям референдума бесплатно.
Статья 17. Порядок формирования участковых комиссий
1. Участковая комиссия формируется территориальной комиссией не ранее чем за 30 и не позднее чем за 28 дней до дня голосования с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования участковых комиссий, установленных Федеральным законом, в следующем количестве в зависимости от числа участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума:
до 1000 участников референдума - 3-7 членов участковой комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2000 участников референдума - 5-11 членов участковой комиссии с правом решающего голоса;
более 2000 участников референдума - 5-15 членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
2. Территориальная комиссия устанавливает срок приема предложений по составу участковой комиссии, который не может составлять менее 10 дней. Решение территориальной комиссии, устанавливающей указанный срок, подлежит опубликованию.
3. На участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в труднодоступной и отдаленной местности, состав участковой комиссии назначается в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Статья 18. Назначение членов комиссии референдума с правом совещательного голоса
1. После официального опубликования решения о назначении референдума инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в областной Думе, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или законодательном (представительном) органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.
2. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
Статья 19. Организация деятельности комиссий референдума
Деятельность комиссий референдума осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона.
Статья 20. Статус члена комиссии референдума
Статус члена комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона.
Статья 21. Полномочия избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области:
а) осуществляет на территории Сахалинской области контроль за соблюдением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) осуществляет на территории области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов референдумов;
в) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения областного референдума, распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения областного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
г) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума;
д) заслушивает сообщения администрации Сахалинской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением областного, местного референдумов;
е) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки участников референдума и другие документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
ж) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
з) обеспечивает использование и эксплуатацию ГАС "Выборы" при проведении референдумов в Сахалинской области, предоставление информации о ходе и результате референдумов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Издает соответствующие акты по вопросам использования и эксплуатации ГАС "Выборы" при проведении референдумов в Сахалинской области. Обеспечивает безопасность информации и осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности информации в соответствующих фрагментах ГАС "Выборы";
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, Законом Сахалинской области "Об избирательной комиссии Сахалинской области", настоящим Законом.
Статья 22. Полномочия территориальной комиссии
Территориальная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) формирует участковые комиссии и назначает их председателей;
в) координирует работу участковых комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
г) заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
д) составляет списки участников референдума по соответствующей территории отдельно по каждому участку референдума, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3-5 статьи 12 настоящего Закона;
е) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, в том числе между участковыми комиссиями, и контролирует их целевое использование;
ж) обеспечивает доставку бюллетеней для голосования, иных документов участковым комиссиям;
з) оказывает организационно - техническую помощь участковым комиссиям в организации голосования на участках референдума;
и) организует и проводит досрочное голосование в помещении территориальной комиссии при проведении местного референдума;
к) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования;
л) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области при проведении областного референдума;
м) устанавливает единую нумерацию участков местного референдума;
н) утверждает текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, осуществляет изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий местного референдума;
о) определяет результаты местного референдума, публикует их в средствах массовой информации;
п) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.
Статья 23. Полномочия участковой комиссии
1. Участковая комиссия:
а) информирует население об адресе и номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 статьи 12 настоящего Закона, составляет и уточняет список участников референдума по участку референдума;
в) проводит ознакомление граждан со списком участников референдума, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
г) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования;
д) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума;
е) организует на участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
ж) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;
з) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
и) обеспечивает хранение и передачу в соответствующую территориальную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.
2. Срок полномочий участковой комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в вышестоящую комиссию референдума не поступило жалоб (заявлений) и протестов на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов участников референдума, а также если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.
В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующем участке, территории либо результатов референдума полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией референдума или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста.
Статья 24. Гласность в деятельности комиссий референдума
1. На всех заседаниях любой комиссии референдума, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками участников референдума, с бюллетенями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии референдума и при осуществлении работы с документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.
Комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и к работе с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
На всех заседаниях комиссии референдума и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения комиссий референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 12 статьи 16 настоящего Закона, и передаются в иные средства массовой информации в трехдневный срок.
3. Соответствующая комиссия референдума обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей комиссии референдума, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума о времени и месте проведения заседания комиссии референдума и осуществления работы с перечисленными в пункте 1 настоящей статьи документами.
4. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
5. Всем членам комиссии референдума, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на участке референдума, который образован в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом участке референдума.
6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.
7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указывается фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, куда он направляется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Указанные документы могут быть предъявлены в участковую комиссию в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, в территориальную комиссию, избирательную комиссию области - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии референдума, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
8. Наблюдатель вправе:
а) знакомиться со списками участников референдума;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
в) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней для голосования на референдуме; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии референдума, нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и документов, либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, с указанием своих фамилии, имени, отчества и с информацией о том, интересы кого он представляет;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, действия (бездействие) комиссии референдума в вышестоящую комиссию референдума, избирательную комиссию области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума.
9. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать участникам референдума бюллетени для голосования на референдуме;
б) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней для голосования на референдуме;
в) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени для голосования на референдуме;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на референдуме;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;
ж) вести агитацию среди участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума.
10. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами всех комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума (в том числе с протоколами, составляемыми повторно), изготавливать либо получать от соответствующей комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах референдума.
11. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем комиссии референдума или его заместителем либо секретарем соответствующей комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и ставят печать соответствующей комиссии референдума.
12. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.
Приложение
к Закону Сахалинской области
"О референдуме в Сахалинской области"
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативную группу, зарегистрированную_______________________________________________________ _______________________________, выступившую с инициативой проведения ___________________________________________________ референдума с вопросом (вопросами) "________________________________________________________________________ _______".
Регистрационное свидетельство N ___________________________________, выданное______________________
____________________________________________________________________ _____________________________
NN п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения (в возрасте 18 лет - день и месяц рождения) |
Адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина |
Серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина |
Дата внесения подписи |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подписной лист удостоверяю:
____________________________________________________________________ ____
(фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения, серия
и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собирающего
подписи)
________________________.
(подпись и дата ее внесения)
Уполномоченный представитель инициативной группы:
____________________________________________________________________ ____
(фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения, серия
и номер паспорта или заменяющего его документа
уполномоченного представителя инициативной группы по проведению
референдума)
________________________.
(подпись и дата ее внесения)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Сахалинской области от 31 декабря 2003 г. N 465 "О референдуме в Сахалинской области" (принят Сахалинской областной Думой 25 декабря 2003 г.)
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Губернские ведомости" от 14 января 2004 г. N 8(1944)
Текст Закона опубликован в газете "Губернские ведомости" от 13 января 2004 г. N 6-7(1942-1943)
Законом Сахалинской области от 1 августа 2008 г. N 86-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу, за исключением случая, указанного в пункте 3 статьи 83 названного Закона
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Сахалинской области от 18 апреля 2007 г. N 33-ЗО
Изменения вступают в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 26 марта 2007 г. N 22-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 9 февраля 2006 г. N 10-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Сахалинской области от 14 апреля 2005 г. N 19-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона