Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к постановлению Правительства Сахалинской области
от 31 декабря 2013 г. N 815
"Подпрограмма N 9
государственной программы Сахалинской области "Развитие
в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 427
Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
||
Участники Подпрограммы |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели - сельскохозяйственные товаропроизводители, ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Сахалинской области" |
||
Цель Подпрограммы |
Повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства за счет восстановления и развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса области, эффективного использования природных ресурсов при их сохранении для будущих поколений |
||
Задачи Подпрограммы |
1. Восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по осушению земель; 2. Экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня; 3. Развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, гарантированное обеспечение населения картофелем и овощами; 4. Улучшение социально-экономических условий жизни сельского населения; 5. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли |
||
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
1. Увеличение природно-ресурсного потенциала сельхозугодий; 2. Предотвращение выбытия из оборота сельхозугодий; 3. Увеличение валового производства основных сельскохозяйственных культур на улучшенных и предотвращенных от выбытия землях |
||
Сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
||
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы составляет 1 303 965,6 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
2014 год - |
173 067,6 |
тыс. рублей; |
|
2015 год - |
195 433,0 |
тыс. рублей; |
|
2016 год - |
203 501,0 |
тыс. рублей; |
|
2017 год - |
270 771,0 |
тыс. рублей; |
|
2018 год - |
240 960,0 |
тыс. рублей; |
|
2019 год - |
143 535,0 |
тыс. рублей; |
|
2020 год - |
76 698,0 |
тыс. рублей. |
|
Объем средств областного бюджета составит 1 194 613,6 тыс. рублей, в том числе по годам: | |||
2014 год - |
164 776,6 |
тыс. рублей; |
|
2015 год - |
177 318,0 |
тыс. рублей; |
|
2016 год - |
184 418,0 |
тыс. рублей; |
|
2017 год - |
250 937,0 |
тыс. рублей; |
|
2018 год - |
221 873,0 |
тыс. рублей; |
|
2019 год - |
130 172,0 |
тыс. рублей; |
|
2020 год - |
65 119,0 |
тыс. рублей. |
|
Прогнозная оценка привлечения средств за 2014 - 2020 годы за счет внебюджетных источников 109 352 тыс. рублей. | |||
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
1. Улучшение состояния сельскохозяйственных угодий на площади 5,06 тыс. га, или 34,6% от площади сельскохозяйственных угодий в основных, значимых для Сахалинской области хозяйствах, находящихся в неудовлетворительном состоянии (14,6 тыс. га). 2. Увеличение валового производства картофеля - на 13,3 тыс. тонн, овощей - на 8,3 тыс. тонн, многолетних трав - на 321,0 тыс. тонн. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения является главной характеристикой ценности земли, народным достоянием. Одним из основных условий развития агропромышленного комплекса Сахалинской области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Решение проблемы достигается реализацией следующих основных направлений:
- формирование условий для устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиоративного фонда Сахалинской области (мелиорируемых земель и мелиоративных систем);
- создание механизма повышения эффективности использования мелиорированных сельскохозяйственных угодий, достижения на сельскохозяйственных угодьях максимального продукционного потенциала;
- реализация комплекса агротехнических, организационных и экономических мероприятий по внедрению адаптивно-ландшафтной системы земледелия, интенсивных и высоких агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
- создание условий для реализации комплексных проектов ландшафтного землеустройства на мелиорированных землях с целью получения продукции заданного количества и качества повышения почвенного плодородия;
- комплексное мелиоративное освоение территорий для обеспечения устойчивого развития сельских поселений и повышения качества жизни населения;
- рациональное использование природных ресурсов и их сохранение для будущих поколений;
- техническое и кадровое обеспечение в мелиоративном секторе агропромышленного комплекса;
- формирование организационной, нормативной, правовой, научной и методической основы инновационного развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса.
Потенциальные возможности почв области невелики, но достаточны для формирования урожая в условиях ограниченного применения удобрений. Средняя урожайность картофеля и овощей за последние пять лет по всем категориям хозяйств составила 136,6 и 210 центнеров с гектара соответственно, однолетних трав - 120 - 150 центнеров с гектара, многолетних трав - 90 - 110 центнеров с гектара. Обязательным условием повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и получения устойчивых урожаев является мелиорация земель, применение специальных технологий.
Мелиоративный комплекс Сахалинской области представлен 112 мелиоративными системами. Площадь мелиорированных земель области составляет 52,9 тыс. га, из них: сельскохозяйственных угодий - 47,4 тыс. га, или 89,6%, в том числе пашни - 29,5 тыс. га (62,24% от всех сельхозугодий); сенокосы - 13,2 тыс. га (27,85%) и пастбища - 4,5 тыс. га (9,49%); многолетние насаждения - 0,2 тыс. га (0,42%).
По данным государственной статистической отчетности, 23,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий осушено закрытым полиэтиленовым дренажем, остальные мелиорированные земли - открытой сетью. Все мелиоративные системы в Сахалинской области были построены до 1990 года.
В хорошем техническом состоянии находится 9,0 тыс. га, или 19,0%, в удовлетворительном состоянии - 21,8 тыс. га, или 46,0% и в неудовлетворительном состоянии - 16,6 тыс. га, или 35,0% от общей площади сельскохозяйственных угодий. В том числе требуют реконструкции мелиоративные осушительные системы в основных, значимых для Сахалинской области хозяйствах на площади 14,6 тыс. га.
Износ основных фондов осушительных систем из числа находящихся в неудовлетворительном состоянии в целом составляет 73%. Максимальное значение износа осушительных систем отмечено в Корсаковском районе - 88%, в Анивском районе и г. Южно-Сахалинске - 86%.
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение. Например, проведение реконструкции осушительных систем на площади 1 га обеспечит рост урожайности на этой площади сеяных многолетних трав на 44 ц/га, или на 140% (со 110 ц/га до 154 ц/га). Улучшит качество кормов из-за увеличения содержания протеина и углеводов, что в свою очередь позволит увеличить продуктивность молочного и мясного скотоводства. Кроме того, увеличение урожайности трав экономит при заготовке кормов горюче-смазочных материалов до 20% за счет сокращения числа пробегов техники на поле.
Учитывая, что почвы в области в основном характеризуются низкой биологической продуктивностью, слабо оструктурены, большей частью глинистые и тяжелосуглинистые, а в период муссонных дождей, совпадающий с уборкой многих сельскохозяйственных культур, переувлажняются и переуплотняются, их использование невозможно без проведения мелиоративных мероприятий.
Потребность в инвестициях на реконструкцию (ремонт) объектов мелиорации и культуртехнические работы сегодня составляет от 290,0 до 313,2 тыс. рублей и от 177,2 до 217,5 тыс. рублей на 1 мелиорированный гектар соответственно. Это практически неподъемные затраты даже для самых эффективных сельскохозяйственных предприятий. Срок окупаемости таких инвестиций составляет более 10 лет, что не позволяет активно вовлекать и использовать кредитные ресурсы для решения данных задач, а своих собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей на эти цели нет.
Необходима государственная поддержка в виде софинансирования из бюджетов всех уровней на восстановление, реконструкцию, ремонт объектов внутрихозяйственной мелиоративной сети, проведение культуртехнических и противопаводковых мероприятий.
Анализ современного состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценка изменения их качественных показателей дают основание считать, что непринятие мер по исправлению положения приведет к снижению плодородия почв, ухудшению их водно-физических показателей, а также возникновению негативных ситуаций в сфере агропромышленного комплекса области.
В перспективе это определяется, прежде всего, следующими негативными процессами:
- сокращение общей площади используемых сельскохозяйственных угодий;
- уменьшение площади осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
В настоящее время назрела необходимость:
- освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
- увеличения объемов выполнения мелиоративных и культуртехнических мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель.
Реконструкцию мелиоративных систем предполагается проводить с учетом новейших достижений науки и техники.
Учитывая длительный срок службы мелиоративных объектов, который составляет 20 - 30 лет, капитальные вложения, произведенные в рамках настоящей Программы, будут работать в течение долгого времени, обеспечивая эффективное производство сельскохозяйственной продукции.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Стратегической целью Подпрограммы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" (далее соответственно - Подпрограмма, Государственная программа) является повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства за счет восстановления и развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса области, эффективного использования природных ресурсов при их сохранении для будущих поколений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по осушению земель;
- экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня;
- развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, гарантированное обеспечение населения картофелем и овощами;
- улучшение социально-экономических условий жизни сельского населения;
- создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли.
3. Прогноз конечных результатов Подпрограммы
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:
- увеличение природно-ресурсного потенциала сельхозугодий за счет реконструкции внутрихозяйственных мелиоративных систем на площади 2,57 тыс. га;
- предотвращение выбытия из оборота сельхозугодий за счет проведения культуртехнических работ на площади 1,51 тыс. га, противопаводковых мероприятий на площади 0,98 тыс. га;
- увеличение валового производства основных сельскохозяйственных культур на улучшенных и предотвращенных от выбытия землях, в том числе:
- картофеля - на 13,3 тыс. тонн;
- овощей - на 8,3 тыс. тонн;
- многолетних трав - на 321,0 тыс. тонн.
4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмму предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах.
5. Перечень мероприятий Подпрограммы
5.1. Основное мероприятие "Реконструкция внутрихозяйственных мелиоративных систем"
5.1.1. Мероприятие " "Реконструкция внутрихозяйственных мелиоративных систем, находящихся в областной собственности".
Реализация мероприятия направлена на обеспечение мелиорации сельскохозяйственных угодий за счет восстановления требуемых параметров внутрихозяйственных осушительных систем.
Реконструкция внутрихозяйственных мелиоративных систем, в том числе разработка проектно-сметной документации, осуществляется за счет бюджетных инвестиций в объекты областной собственности.
Перечень объектов, планируемая стоимость работ, сроки их выполнения приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
Финансирование работ предусматривается в соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд.
5.1.2. Мероприятие "Реконструкция внутрихозяйственных мелиоративных систем, находящихся собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Начиная с 2013 года, при акционировании государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий, внутрихозяйственные осушительные системы, ранее находящиеся в их ведении, переходят в их собственность. Следовательно, осуществление реконструкции внутрихозяйственных систем, является расходными обязательствами хозяйствующих субъектов.
Государственную поддержку планируется осуществлять посредством предоставления субсидии по результатам отбора на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на выполнение работ по реконструкции находящихся в их собственности, включая затраты на разработку проектной документации.
Размер субсидии за счет средств областного бюджета устанавливается Порядком предоставления субсидий на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утвержденным Правительством Сахалинской области.
5.2. Основное мероприятие "Культуртехнические работы на мелиорируемых землях".
Реализация мероприятия направлена на подготовку сельскохозяйственных угодий и залежных земель к их дальнейшему использованию, улучшение водно-физических, биологических, агрохимических и тепловых свойств почвы (удаление лесокустарниковой растительности и ее остатков (корни, пни), уборка валунов, приведение поверхности почвы в пахотопригодное состояние, защита почв от водной эрозии).
Государственную поддержку планируется осуществлять посредством предоставления субсидии по результатам отбора на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на выполнение культуртехнических работ.
Размер субсидии за счет средств областного бюджета устанавливается Порядком предоставления субсидий на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утвержденным Правительством Сахалинской области.
5.3. Основное мероприятие "Противопаводковые мероприятия".
Реализация мероприятия направлена на осуществление эффективного функционирования дренажных и водопропускных систем на мелиорированных землях без проведения реконструкции мелиоративных систем в целях предотвращения паводков и подтопления земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов области в период прохождения циклонов.
Государственную поддержку планируется осуществлять посредством предоставления субсидии по результатам отбора на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на выполнение противопаводковых мероприятий.
Размер субсидии за счет средств областного бюджета устанавливается Порядком предоставления субсидий на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утвержденным Правительством Сахалинской области.
5.4. Основное мероприятие "Обследование паводкоопасных участков гидротехнических сооружений, поддержание их в работоспособном состоянии".
Реализация мероприятий направлена на выявление объемов работ для проведения реконструкции мелиоративных систем на используемых сельхозтоваропроизводителями землях, выполнения культуртехнических или противопаводковых мероприятий. В процессе обследования выявляются повреждения и намечаются необходимые меры по их устранению с целью обеспечения готовности мелиоративной системы к работе в вегетативный период или подготовки системы к последующему вегетативному периоду.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении N 1 к Государственной программе.
6. Характеристика мер правового регулирования Подпрограммы
На момент принятия Подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей Подпрограммы не требуется.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Для оценки эффективности программных мероприятий предлагается использовать следующие показатели:
- увеличения природно-ресурсного потенциала сельхозугодий;
- предотвращение выбытия из оборота сельхозугодий;
- увеличение валового производства основных сельскохозяйственных культур на улучшенных и предотвращенных от выбытия землях.
8. Обоснование состава и значения соответствующих целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Показатели Подпрограммы учитываются на основе отчетности участников мероприятий Подпрограммы в количественном отношении, с годовой периодичностью за отчетный период.
Значения целевых индикаторов и показателей Подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 6 к Государственной программе.
9. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 7 к Государственной программе.
10. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Мониторинг хода реализации Подпрограммы осуществляется координатором Подпрограммы в порядке, установленном нормативными актами Сахалинской области.
При отсутствии исполнения мероприятий Подпрограммы координатор и участники Подпрограммы вносят предложения об изменении сроков их реализации либо об исключении из перечня мероприятий.
11. Методика оценки эффективности Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы осуществляет:
- мониторинг хода реализации Подпрограммы;
- координацию деятельности участников мероприятий Подпрограммы.
В целях осуществления мониторинга хода реализации Подпрограммы предусматривается заключение соглашений между ответственными исполнителями Подпрограммы и сельскохозяйственными товаропроизводителями, предусматривающих обязательства по достижению планируемых индикаторов (показателей) Подпрограммы и предоставлению отчетности об эффективности реализации мероприятий Подпрограммы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы на основании отчетности участников мероприятий Подпрограммы формирует ежеквартально нарастающим итогом сводную отчетность о ходе реализации Подпрограммы и предоставляет ее в министерство экономического развития Сахалинской области в составе отчетности о реализации Государственной программы.
Ежегодно (за весь период реализации Подпрограммы - по окончании срока ее реализации) осуществляется оценка эффективности реализации Подпрограммы по степени достижения основных индикаторов (показателей).
Степень достижения результатов (ожидаемых результатов) определяется на основании сопоставления фактически достигнутых (ожидаемых) значений индикаторов (показателей) с их плановыми значениями.
Сопоставление значений индикаторов (показателей) производится по каждому фактическому (ожидаемому) и плановому параметрам".
<< Приложение N 10 |
||
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 г. N 815 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.