Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к постановлению Правительства Сахалинской области
от 31 декабря 2013 г. N 815
"Подпрограмма N 8
государственной программы Сахалинской области "Развитие
в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 427
Устойчивое развитие сельских территорий
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
||||
Соисполнители Подпрограммы |
аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области; министерство энергетики жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области; министерство культуры Сахалинской области; министерство здравоохранения Сахалинской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области; министерство строительства Сахалинской области; агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области |
||||
Участники Подпрограммы |
Физические лица, юридические лица и индивидуальным предприниматели |
||||
Цель Подпрограммы |
Повышение качества жизни сельского населения Сахалинской области |
||||
Задачи Подпрограммы |
1. Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей, и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; 2. Повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; 3. Содействие развитию инициатив по улучшению условий жизнедеятельности в сельских поселениях; 4. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий |
||||
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
1. Улучшение жилищных условий сельских семей 2. Расширение сети плоскостных спортивных сооружений 3. Количество проектов местных инициатив 4. Повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов газом 5. Увеличение количества фельдшерско-акушерских пунктов и (или) амбулаторий 6. Расширение сети учреждений культуры и отраслевого образования |
||||
Сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
||||
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы составляет 1 513 163,9 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год - |
173 876,7 |
тыс. рублей; |
|||
2015 год - |
188 607,9 |
тыс. рублей; |
|||
2016 год - |
212 944,3 |
тыс. рублей; |
|||
2017 год - |
193 995,0 |
тыс. рублей; |
|||
2018 год - |
217 440,0 |
тыс. рублей; |
|||
2019 год - |
249 300,0 |
тыс. рублей; |
|||
2020 год - |
277 000,0 |
тыс. рублей. |
|||
|
Объем средств областного бюджета составит 1 120 463,9 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год - |
134 321,7 |
тыс. рублей; |
|||
2015 год - |
145 482,9 |
тыс. рублей; |
|||
2016 год - |
163 659,3 |
тыс. рублей; |
|||
2017 год - |
140 000,0 |
тыс. рублей; |
|||
2018 год - |
157 000,0 |
тыс. рублей; |
|||
2019 год - |
180 000,0 |
тыс. рублей; |
|||
2020 год - |
200 000,0 |
тыс. рублей. |
|||
|
Из них по главным распорядителям бюджетных средств: - министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области - 518 663,9 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год - |
73 551,7 |
тыс. рублей; |
|||
2015 год - |
79 402,9 |
тыс. рублей; |
|||
2016 год - |
88 139,3 |
тыс. рублей; |
|||
2017 год - |
57 400,0 |
тыс. рублей; |
|||
2018 год - |
64 370,0 |
тыс. рублей; |
|||
2019 год - |
73 800,0 |
тыс. рублей; |
|||
2020 год - |
82 000,0 |
тыс. рублей. |
|||
|
- министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области - 132 600 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год |
- |
13 390,0 |
тыс. рублей; |
||
2015 год |
- |
14 560,0 |
тыс. рублей; |
||
2016 год |
- |
16 640,0 |
тыс. рублей; |
||
2017 год |
- |
18 200,0 |
тыс. рублей; |
||
2018 год |
- |
20 410,0 |
тыс. рублей; |
||
2019 год |
- |
23 400,0 |
тыс. рублей; |
||
2020 год |
- |
26 000,0 |
тыс. рублей; |
||
|
- министерство культуры Сахалинской области - 86 700 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год |
- |
8 755,0 |
тыс. рублей; |
||
2015 год |
- |
9 520,0 |
тыс. рублей; |
||
2016 год |
- |
10 880,0 |
тыс. рублей; |
||
2017 год |
- |
11 900,0 |
тыс. рублей; |
||
2018 год |
- |
13 345,0 |
тыс. рублей; |
||
2019 год |
- |
15 300,0 |
тыс. рублей; |
||
2020 год |
- |
17 000,0 |
тыс. рублей; |
||
|
- министерство здравоохранения Сахалинской области - 86 700 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год |
- |
8 755,0 |
тыс. рублей; |
||
2015 год |
- |
9 520,0 |
тыс. рублей; |
||
2016 год |
- |
10 880,0 |
тыс. рублей; |
||
2017 год |
- |
11 900,0 |
тыс. рублей; |
||
2018 год |
- |
13 345,0 |
тыс. рублей; |
||
2019 год |
- |
15 300,0 |
тыс. рублей; |
||
2020 год |
- |
17 000,0 |
тыс. рублей; |
||
|
- министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области - 81 600 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год |
- |
8 240,0 |
тыс. рублей; |
||
2015 год |
- |
8 960,0 |
тыс. рублей; |
||
2016 год |
- |
10 240,0 |
тыс. рублей; |
||
2017 год |
- |
11 200,0 |
тыс. рублей; |
||
2018 год |
- |
12 560,0 |
тыс. рублей; |
||
2019 год |
- |
14 400,0 |
тыс. рублей; |
||
2020 год |
- |
16 000,0 |
тыс. рублей; |
||
|
- агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области - 102000 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год |
- |
10 300,0 |
тыс. рублей; |
||
2015 год |
- |
11 200,0 |
тыс. рублей; |
||
2016 год |
- |
12 800,0 |
тыс. рублей; |
||
2017 год |
- |
14 000,0 |
тыс. рублей; |
||
2018 год |
- |
15 700,0 |
тыс. рублей; |
||
2019 год |
- |
18 000,0 |
тыс. рублей; |
||
2020 год |
- |
20 000,0 |
тыс. рублей; |
||
|
- управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области (аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области) - 112 200 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||||
2014 год |
- |
11 330,0 |
тыс. рублей; |
||
2015 год |
- |
12 320,0 |
тыс. рублей; |
||
2016 год |
- |
14 080,0 |
тыс. рублей; |
||
2017 год |
- |
15 400,0 |
тыс. рублей; |
||
2018 год |
- |
17 270,0 |
тыс. рублей; |
||
2019 год |
- |
19 800,0 |
тыс. рублей; |
||
2020 год |
- |
22 000,0 |
тыс. рублей. |
||
Прогнозная оценка привлечения средств из федерального бюджета за 2014 - 2020 годы составит 290 700,0 тыс. рублей, средств местного бюджетов - 40 800,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников 61 200,0 тыс. рублей. Объем средств федерального бюджета на каждый год определяется на основании соглашений, заключаемых с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. | |||||
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
1. Улучшение жилищных условия молодых семей и молодых специалистов - не менее 183 семей; 2. Расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий на 12 единиц; 3. Расширение сети плоскостных спортивных сооружений - площадь не менее 38,4 тыс. кв. м; 4. Расширение сети учреждений культуры и отраслевого образования на 10 единиц; 5. Повышение уровня инженерного обустройства сельских населенных пунктов газовыми сетями до 0,2%; 6. Повышение гражданской активности населения, проживающего в сельской местности, а также активности в решении вопросов местного значения - не менее 100 проектов |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз обеспечения развития сельских территорий
В современных границах Сахалинская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1947 года. На текущее время она включает 21 муниципальное образование.
Начиная с 60-х годов прошлого века до текущего дня отмечается тенденция сокращения количества сельских населенных пунктов. Так, согласно справочнику административно-территориального деления Сахалинской области 1967 года в Сахалинской области насчитывалось 405 сельских населенных пунктов. В аналогичном справочнике 1986 года насчитывалось около 300 сельских населенных пунктов.
В соответствии с Законом Сахалинской области от 21.07.2004 N 524 "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" в границах муниципальных образований находятся 223 сельских населенных пункта.
Одновременно с сокращением количества сельских населенных пунктов сокращалась численность сельского населения. Согласно Всероссийской переписи населения 1989 года в границах сельских населенных пунктов проживало 124,8 тыс. человек, 2002 года - 116,67 тыс. человек, 2010 года - 100,86 тыс. человек.
С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения на 1 января 2012 года в границах сельских населенных пунктов проживало 97,48 тыс. человек.
За рассматриваемый период (1989 - 2012 гг.), в среднем, динамика сокращения сельских населенных пунктов составила более двух сел и одной тысячи человек в год.
Территориальное устройство и связанные с ним демографические тенденции основываются на исторических и культурных традициях, хозяйственных (экономических) связях, сложившейся инфраструктуре. Начиная с 1990 года экономика СССР, а затем и России, пережила глубокий спад, а в последующем и изменение всех хозяйственных (экономических) связей. Это отразилось на развитии сельских территорий Сахалинской области, существование которых было обусловлено, в основном, деятельностью сельского хозяйства, рыбопромышленного комплекса, угольной промышленности и лесного хозяйства.
Фактически за годы реформ экономика сельских территорий претерпела существенные изменения. Так, сократилась численность занятых в сельском производстве. Если в 1990 году в сельском хозяйстве Сахалинской области было занято 17,7 тыс. человек, то через 21 год, в 2012 году, - 2,2 тыс. человек. За этот же период сократилось количество крупных сельхозпредприятий с 42 до 25 предприятий, что привело к сокращению производства продукции растениеводства и животноводства (сокращение производства мяса в живом весе с 44,7 тыс. тонн в 1990 году до 4,5 тыс. тонн в 2012 году, молока с 145,1 тыс. тонн до 25,8 тыс. тонн, посевные площади сократились с 123,4 тыс. га до 23,9 тыс. га соответственно).
Начиная с 90-х годов прошлого века в рыбопромышленном комплексе Сахалинской области начался процесс дробления крупных предприятий. Этот процесс сопровождался отрывом права на доступ к промыслу от территорий (новые предприятия массово регистрировались в областном центре, промысловый флот выводился с территорий).
Как правило, выделялись промысловые мощности с установленными для них объемами вылова, а последующая ориентация промысла на валютоемкие объекты лишила промысловые предприятия необходимости судозаходов в базовые порты Сахалинской области. Это, в свою очередь, привело к обесцениванию береговых производственных мощностей в перерабатывающей промышленности, судоремонте, сервисном обслуживании.
Итогом преобразований стало сокращение улова рыбы с 927,3 тыс. тонн в 1990 году до 451,7 тыс. тонн в 1999 году и с последующим восстановлением объемов на уровне 732,9 тыс. тонн в 2012 году. Сократилась среднегодовая численность персонала в рыбной промышленности с 19,9 тыс. человек в 1990 году до 4,58 тыс. человек в 2012 году, а в рыболовстве с 9,0 тыс. человек до 6,4 тыс. человек соответственно.
Реструктуризация угольной промышленности в 90-х годах прошлого века привела к переориентации добычи угля от подземного способа к открытому - менее затратному способу. Как итог, за этот период было закрыто 10 из 11 шахт, закрылись вспомогательные - сервисные предприятия, количество разрезов увеличилось с трех до 10. Общая численность работающих на угледобывающих предприятиях сократилась с 20 тыс. человек в 1990 году до 3,4 тыс. человек в 2012 году.
Аналогичные процессы сокращения производственных и социальных показателей в период реформ произошли в лесопромышленном комплексе Сахалинской области. Были разорваны традиционные технологические, производственные и кооперационные связи, что привело к закрытию 7 целлюлозно-бумажных заводов, как следствие, прекращено производство целлюлозы, бумаги, картона. Вывозка древесины сократилась с 2,9 млн. куб метров в 1990 году до 242 тыс. куб метров в 2012 году. Общая численность работающих в лесопромышленном комплексе за рассматриваемый период сократилась с 28 тыс. человек до 1,6 тыс. человек.
Таким образом, произошли существенные изменения в отраслях экономики, которые являлись системообразующими для сельских территорий Сахалинской области.
Одновременно со спадом экономической активности в сельских населенных пунктах нарастали проблемы в социальной сфере, связанной с оказанием услуг населению.
На сегодняшний день бюджетная сфера сельских населенных пунктов представлена 440 учреждениями, в том числе здравоохранения - 119 ед., образования - 120 ед. (детские образовательные учреждения - 37 ед., общеобразовательные учреждения - 83 ед.), культуры - 195 ед., соцзащиты - 5 ед. Численность работающих в бюджетной сфере составляет более 5,3 тыс. человек.
Материально-техническая база бюджетных учреждений, в основном созданная в период с 1960 года по 1990 год, накопила износ, технически и морально устарела. Строительство новых социальных объектов за последний период было единичным.
Как итог, в 57 сельских учреждениях здравоохранения износ составляет 50%, около 67% сельских учреждений здравоохранения располагаются в арендуемых малоприспособленных зданиях. Износ зданий сферы образования в отдельных учреждениях составляет до 30%, 16 школьных учреждений имеют износ свыше 80%. 52 сельских клуба (из 85) имеют износ до 60%, 90 сельских библиотек расположены в арендованных помещениях, большая часть из которых требует капитального ремонта.
Из-за ухудшения финансового и кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения снизилось качество (и доступность) медицинских услуг, предоставляемых населению сельских территорий. Ухудшение демографической ситуации во многих сельских населенных пунктах снизило наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, что привело к трудностям в организации обучения в соответствии с современными требованиями образовательного процесса. Сельские клубы и сельские библиотеки, которые определяли культурную и духовную жизнь сельских территорий, из-за разрыва с современными стандартами, все меньше становились центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы, реализации и развития творческих способностей человека.
Комплекс проблем в отраслях экономики и социальной сферы сельских территорий, а также бытовая неустроенность сельских населенных пунктов, в том числе необеспеченность жильем и объектами инфраструктуры, создали для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Как следствие, увеличилась естественная убыль населения, что ухудшило демографическую ситуацию на селе. Так, миграционный отток из сельской местности в 2012 году составил 2,5 тыс. человек.
Это, в целом, привело к тому, что в структуре сельского населения стала расти доля людей пожилого возраста, которая на 1 января 2012 года составила 32,6%. При этом с 14 октября 2010 года (дата Всероссийской переписи населения) по 1 января 2012 года численность сельского населения сократилась на 3,3 тыс. человек, тогда как численность жителей пенсионного возраста в сельской местности за этот период увеличилась на 1,9 тыс. человек.
Увеличение в структуре сельского населения людей пожилого возраста отягощается распространением алкоголизма и других проявлений асоциального поведения, что ставит под угрозу формирование трудового потенциала, необходимого для экономических преобразований производственного комплекса в сельской местности.
Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества и, прежде всего, местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизни на селе.
С учетом экономических, социальных и демографических изменений, произошедших в сельской местности в период с 1990 года по текущее время, потребуется реализация мероприятий, направленных на решение задач устойчивого развития сельских территорий.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, является одной из целей государственной аграрной политики, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию, предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий, включающие: социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений; увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях.
Кроме этого, Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, долгосрочные целевые программы, действующие в отраслях экономики и социальной сфере Сахалинской области, в качестве непосредственных результатов реализации мероприятий предусматривают решение отдельных вопросов развития населенных пунктов.
Таким образом, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации - Сахалинской области, вопросы развития сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и т.п., выделены в качестве приоритетных задач социально-экономического развития.
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" (далее соответственно - Подпрограмма, Государственная программа) направлена на решение вопросов развития сельских территорий Сахалинской области, а также для синхронизацию действий областных органов исполнительной власти с действиями федеральных органов исполнительной власти.
Перечень сельских населенных пунктов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, утвержден распоряжением Правительства Сахалинской области от 05.10.2009 N 394-па.
Данные по демографии, экономике и социальной сфере этих сел, а также о потребности в объектах нового строительства, были приведены в приложении к долгосрочной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 22.07.2013 N 359, которая является основой настоящей Подпрограммы.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы являются:
- отсутствие практики, а также утвержденных механизмов комплексного решения вопросов устойчивого развития сельских территорий;
- отсутствие в областных органах исполнительной власти структуры и специалистов, предметно занимающихся проблемами устойчивого развития сельских территорий.
Данные недостатки могут снизить эффективность принимаемых мер в рассматриваемой сфере.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является повышение качества жизни сельского населения Сахалинской области.
Основными задачами Подпрограммы являются:
1) Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
2) Повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
3) Содействие развитию инициатив по улучшению условий жизнедеятельности в сельских поселениях;
4) Поощрение и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
Решение задач устойчивого развития сельских территорий будет осуществляться на основе комплексной оценки развития сельских территорий в муниципальных образованиях Сахалинской области и дифференцированного подхода к государственной поддержке с учетом сложившейся ситуации, сравнительных преимуществ и особенностей развития сельских населенных пунктов.
3. Прогноз конечных результатов Подпрограммы
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:
- улучшение жилищных условия молодых семей и молодых специалистов - не менее 183 семей;
- расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий на 12 единиц;
- расширение сети плоскостных спортивных сооружений - площадью не менее 38,4 тыс. кв. м;
- расширение сети учреждений культуры и отраслевого образования на 10 единиц;
- повышение уровня инженерного обустройства сельских населенных пунктов газовыми сетями до 0,2%;
- повышение гражданской активности населения, проживающего в сельской местности, а также активности в решении вопросов местного значения - не менее 100 проектов.
4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы будет осуществляться поэтапно, в период с 2014 года по 2020 годы.
Первый этап (2014 - 2015 годы) предусматривает проведение организационной работы, в части утверждения нормативных правовых актов, необходимых для реализации Подпрограммы, формирования документов для привлечения средств федерального бюджета, разработки типовых решений (проектов) по объектам социальной сферы и объектам инфраструктуры. Также на данном этапе будут реализованы пилотные проекты комплексного развития сельских территорий.
Второй этап (2016 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов осуществления мероприятий государственной поддержки развития сельских территорий, в том числе будет увеличен объем финансирования программных мероприятий.
5. Перечень мероприятий Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы направлены на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитие в сельской местности сети учреждений здравоохранения, учреждений культуры и отраслевого образования, строительство объектов физической культуры и спорта, систем электро -, водо- и газоснабжения, а также на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий.
Приоритет по отбору проектов направлен на завершение строительства объектов, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, а также на новое жилищное строительство.
Преимущественное развитие жилищной сферы, социальной и инженерной инфраструктуры в период реализации Подпрограммы будет осуществляться в сельской местности, в которой реализуются крупные инвестиционные проекты, обеспечивающие занятость населения в сельском хозяйстве и рыбопромышленном комплексе.
5.1. Основное мероприятие "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов"
В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, формирования эффективного кадрового потенциала сельского хозяйства и рыбопромышленного комплекса, повышения его образовательного и профессионального уровня, создания условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села мероприятие Программы предусматривает:
- осуществление финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
- формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований Сахалинской области для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
- нормативное правовое и методическое обеспечение реализации указанных мероприятий.
Средства федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований будут выделяться на безвозвратной основе гражданам, проживающим в сельской местности и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в виде социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.
Субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, будут предоставляться по результатам проведенного отбора, в порядке, установленном Правительством Сахалинской области, на социальные выплаты гражданам, постоянно проживающим в сельской местности и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а именно:
- на социальные выплаты гражданам, постоянно проживающим в сельской местности и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- на социальные выплаты молодым семьям, постоянно проживающим в сельской местности и состоящим в зарегистрированном браке, возраст одного из члена семьи которой на дату подачи заявления не старше 35 лет;
- на социальные выплаты молодому специалисту, одиноко проживающему или состоящему в браке, возраст которого на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющему законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование и заключившему трудовой договор на работу сроком не менее 5 лет в организации сельского хозяйства;
- на софинансирование строительства (приобретение) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа.
Порядок и условия предоставления субсидий на проведение мероприятий за счет средств федерального бюджета устанавливаются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
5.2. Основное мероприятие "Строительство объектов, расположенных в сельской местности"
5.2.1. Мероприятие "Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачебной практики".
Целью мероприятия являются развитие сети учреждений здравоохранения и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Механизм реализации мероприятия - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств на реконструкцию и строительство объектов фельдшерско-акушерских пунктов и (или) амбулаторий в сельской местности, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств из внебюджетных источников на данные цели.
Мероприятие предусматривает:
- проведение инвентаризации и анализа наличия объектов первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;
- реконструкцию и строительство объектов фельдшерско-акушерских пунктов и (или) амбулаторий в сельской местности.
5.2.2. Мероприятие "Развитие сети плоских спортивных сооружений в сельской местности".
Основной целью мероприятия является повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, снижение заболеваемости сельского населения.
Механизм реализации мероприятия - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств на строительство (реконструкцию) в сельской местности плоскостных спортивных сооружений, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств из внебюджетных источников на данные цели.
Мероприятие предусматривает:
- создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- разработку региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;
- реконструкцию и строительство плоскостных спортивных сооружений.
5.2.3. Мероприятие "Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности".
Целью мероприятия в области развития учреждений культуры и отраслевого образования является сохранение и развитие культурного потенциала сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Механизм реализации мероприятия - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств на строительство (реконструкцию) в сельской местности учреждений культурно-досугового типа, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств внебюджетных источников на данные цели.
Мероприятие предусматривает:
- проведение инвентаризации сельских учреждений культуры и отраслевого образования;
- реконструкцию и строительство зданий клубного типа в сельской местности;
- создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности.
5.2.4. Мероприятие "Развитие электрических сетей в сельской местности".
Целью мероприятия является развитие электрических сетей в сельской местности для обеспечения надежного и безопасного электроснабжения сельских потребителей и создания комфортных социально-бытовых условий жизни.
Механизм реализации мероприятия - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств внебюджетных источников на данные цели.
Мероприятие предусматривает развитие электрических сетей в сельской местности по следующим направлениям:
- обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, строительство (реконструкция) линий электропередачи;
- повышение качества потребляемой в сельской местности электроэнергии;
- обеспечение подключения к источникам электроэнергии объектов массовой жилищной застройки и индивидуальных жилых домов в сельской местности.
5.2.5. Мероприятие "Развитие газификации в сельской местности".
Целью мероприятия является развитие газификации в сельской местности для повышения уровня снабжения сетевым газом сельского населения и других потребителей.
Механизм реализации мероприятий по развитию газификации - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств на строительство (реконструкцию) распределительных газовых сетей, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств из внебюджетных источников на данные цели.
Разработка проектной и рабочей документации на строительство объектов инженерной газовой инфраструктуры населенных пунктов области в рамках мероприятий подпрограммы, может осуществляться агентством газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области за счет средств областного бюджета. Разработанная документация передается для строительства объектов в муниципальные образования или уставные фонды компаний операторов в установленном законодательством порядке.
Мероприятие предусматривает развитие газификации в сельской местности по следующим направлениям:
- осуществление строительства распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
- повышение уровня газификации жилого фонда и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей;
- применение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива.
5.2.6. Мероприятие "Развитие водоснабжения в сельской местности".
Целью мероприятия является развитие водоснабжения в сельской местности для обеспечения сельского населения питьевой водой и улучшение на этой основе состояния здоровья населения, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Механизм реализации мероприятий по развитию водоснабжения - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств на строительство (реконструкцию) локальных водопроводов в сельской местности, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств из внебюджетных источников на данные цели.
Мероприятие предусматривает развитие водоснабжения населенных пунктов, расположенных в сельской местности, по следующим направлениям:
- реконструкция и строительство систем локальных водопроводов;
- монтаж и введение в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды.
5.2.7. Мероприятие "Реализация проектов комплексной застройки".
Целью мероприятия является создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов агропромышленного производства.
Механизм реализации мероприятия - предоставление субсидии муниципальным образованиям за счет бюджетных средств на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, выделение средств из бюджетов муниципальных образований и привлечение средств из внебюджетных источников на цели, предусматривающие:
- инженерную подготовку площадки под компактную жилищную застройку;
- строительство и реконструкцию объектов социальной и культурной сферы;
- обеспечение уличного освещения, строительство уличных дорог и тротуаров, озеленение.
Проекты комплексной застройки предусматривается осуществлять в первую очередь в зонах ускоренного развития агропромышленного комплекса, нуждающегося в привлечении дополнительных трудовых ресурсов, прежде всего, молодых специалистов, обладающих современными знаниями в области новейших технологий агропромышленного производства.
Критериями для отбора проектов комплексной застройки являются:
- взаимосвязь проекта с развитием сельского хозяйства или рыбопромышленного комплекса;
- комплексное обеспечение территории жилищной застройки объектами инженерной и социальной инфраструктуры;
- компактное ограничение территории реализации проекта комплексной застройки границами сельского населенного пункта и обеспечение транспортной (пешеходной) доступности объектов социально-культурной сферы;
- экономичность - минимизация затрат на реализацию проекта комплексной застройки за счет реконструкции имеющейся в сельском населенном пункте инженерной и социальной инфраструктуры и др.
Координацию деятельности процесса отбора комплексных проектов обустройства населенных пунктов, в том числе разработку соответствующих правовых актов Правительства Сахалинской области, обеспечивает министерство строительства Сахалинской области.
5.3. Основное мероприятие "Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности"
Поддержку местных инициатив планируется осуществлять в целях:
- активизации участия сельского населения в решении вопросов местного значения;
- развития на селе институтов гражданского общества в рамках повышения общественной оценки сельскохозяйственного труда;
- консолидации сельских жителей в решении вопросов благоустройства населенных пунктов и улучшения природной среды обитания, участия в разработке планов их перспективного развития и формирования благоприятного социально-психологического климата на селе.
Поддержку местных инициатив предполагается осуществлять путем предоставления грантов органам местного самоуправления, некоммерческим организациям, включая государственные и муниципальные бюджетные учреждения, в форме субсидий на реализацию проектов в сельской местности, отобранных на конкурсной основе.
Проекты, предлагаемые для участия в конкурсе на получение грантов, разрабатываются по следующим направлениям:
- благоустройство сельских населенных пунктов (формирование единого архитектурно-планировочного решения сельского поселения с учетом историко-культурных традиций, создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок и др.);
- экологическая реабилитация сельских территорий (очистка озер, рек, лесных насаждений и др.);
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов;
- поддержка национальных, культурных традиций, народных промыслов и ремесел, сельского туризма;
- нравственное и патриотическое воспитание молодежи, проживающей в сельских населенных пунктах, организация досуга по интересам, в том числе для молодых семей;
- проведение культурных мероприятий с участием коллективов народного творчества, художественной самодеятельности, создание центров досуга и детского творчества;
5.4. Основное мероприятие "Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий"
Формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни будет осуществляться посредством поощрения на конкурсной основе информационно-просветительских проектов, а также деятельности, направленной на достижение результатов в области устойчивого развития сельских территорий.
Целями мероприятия являются:
- повышение уровня миграционной привлекательности сельских территорий для граждан Российской Федерации;
- привлечение специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий для сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики, повышение привлекательности сельских территорий для инвестирования и создания дополнительных рабочих мест;
- формирование в обществе уважительного отношения к сельскохозяйственному труду и сельским жителям;
- общественное признание необходимости развития сельских территорий в общенациональных интересах.
Лучшие проекты в обозначенных сферах также планируется поддержать для участия во всероссийских конкурсах, планируемых к проведению в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
5.5. Основное мероприятие "Возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих в результате установления органами местного самоуправления тарифов на услуги муниципальных бань"
Баня - это предприятие, имеющее социальное значение. Подобное предприятие удовлетворяет потребность содержать свое тело в чистоте у людей, не имеющих в своем доме горячей воды или ванны, что особенно актуально в сельской местности.
Важную роль в оценке услуг бани играет доступность бани. Однако, анализ производимых затрат на услуги банного хозяйства показывает, что в связи с ростом цен на энергоносители, сырье и материалы возрастает и себестоимость одной помывки в банях.
Целями мероприятия являются:
- обеспечение доступности промывочных услуг для населения, проживающего на территориях муниципальных образований Сахалинской области;
- поддержка предприятий, оказывающих банные услуги - отсутствие убытка по данному виду деятельности.
Государственная поддержка предусматривается посредством предоставления из областного бюджета субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по возмещению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разницы между установленными тарифами на услуги бань и экономически-обоснованными затратами на их содержание.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении N 1 к Государственной программе.
6. Характеристика мер правового регулирования Подпрограммы
На момент принятия Подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей Подпрограммы не требуется.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Для оценки эффективности программных мероприятий предлагается использовать следующие показатели:
- улучшение жилищных условий сельских семей;
- расширение сети плоскостных спортивных сооружений;
- повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов газом;
- увеличение количества фельдшерско-акушерских пунктов и (или) амбулаторий;
- расширение сети учреждений культуры и отраслевого образования;
- количество проектов местных инициатив.
8. Обоснование состава и значения соответствующих целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Показатели Подпрограммы учитываются на основе отчетности участников мероприятий Подпрограммы в количественном отношении, с годовой периодичностью за отчетный период.
Значения целевых индикаторов и показателей Подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 6 к Государственной программе.
9. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 7 к Государственной программе.
10. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Мониторинг хода реализации Подпрограммы осуществляется координатором Подпрограммы в порядке, установленном нормативными актами Сахалинской области.
При отсутствии исполнения мероприятий Подпрограммы координатор и участники Подпрограммы вносят предложения об изменении сроков их реализации либо об исключении из перечня мероприятий.
11. Методика оценки эффективности Подпрограммы
Координатор Подпрограммы осуществляет:
- мониторинг хода реализации Подпрограммы;
- координацию деятельности исполнителей и участников мероприятий Подпрограммы.
Исполнители мероприятий осуществляют координацию деятельности подведомственных предприятий и учреждений, а также осуществляют взаимодействие с администрациями муниципальных образований Сахалинской области на этапе согласования объектов, включаемых в комплексный проект застройки и обустройства населенных пунктов.
Схема реализации мероприятий Подпрограммы по комплексным проектам застройки и обустройства населенных пунктов предполагает предварительное согласование объектов строительства, в т.ч. их параметров, с отраслевыми ведомствами, формирование сводной заявки муниципальным образованием для участия в отборе областного и федерального уровня, по итогам которого осуществляется реализация мероприятия. По другим мероприятиям Подпрограммы схема реализации основывается на линейной системе управления.
При этом, за счет средств, предусмотренных в Подпрограмме, проектирование новых объектов может осуществляться как органом местного самоуправления, так и отраслевым органом исполнительной власти с дальнейшей передачей проектной документации администрациями муниципальных образований.
Для осуществления межведомственного взаимодействия в рамках реализации мероприятий Подпрограммы будет использоваться площадка координационного органа - комиссии Правительства Сахалинской области по вопросам агропромышленного комплекса, образованной для обеспечения согласованных действий областных органов исполнительной власти в сфере агропромышленного комплекса, а также по вопросам устойчивого развития сельских территорий. Для осуществления отбора проектов комплексной застройки сельских населенных пунктов в рамках данной комиссии будет создана межведомственная рабочая группа.
Исполнители мероприятий Подпрограммы:
- осуществляют полномочия государственных заказчиков;
- координируют деятельность подведомственных предприятий и учреждений, а также осуществляют методическое обеспечение коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам реализации соответствующих мероприятий Подпрограммы;
- представляют Координатору Подпрограммы доклад о реализации программных мероприятий за предыдущий период (ежеквартальный/годовой);
- вносят предложения о внесении изменений в Подпрограмму по соответствующим мероприятиям;
- разрабатывают и вносят в Правительство Сахалинской области проекты правовых актов Правительства Сахалинской области, необходимых для реализации соответствующих мероприятий Подпрограммы;
- утверждают нормативные правовые и индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти Сахалинской области, необходимые для реализации Подпрограммы.
Координатор Подпрограммы на основании отчетности исполнителей мероприятий Подпрограммы формирует ежеквартально нарастающим итогом сводную отчетность о ходе реализации Подпрограммы и предоставляет ее в министерство экономического развития Сахалинской области в составе отчетности о реализации Государственной программы.
Ежегодно (за весь период реализации Подпрограммы - по окончании срока ее реализации) осуществляется оценка эффективности реализации Подпрограммы по степени достижения основных индикаторов (показателей).
Степень достижения результатов (ожидаемых результатов) определяется на основании сопоставления фактически достигнутых (ожидаемых) значений индикаторов (показателей) с их плановыми значениями.
Сопоставление значений индикаторов (показателей) производится по каждому фактическому (ожидаемому) и плановому параметрам".
<< Приложение N 9 |
Приложение >> N 11 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 г. N 815 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.