Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к постановлению Правительства Сахалинской области
от 31 декабря 2013 г. N 815
"Подпрограмма N 7
государственной программы Сахалинской области "Развитие
в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 427
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
||
Соисполнители Подпрограммы |
Министерство экономического развития Сахалинской области |
||
Участники Подпрограммы |
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственные товаропроизводители |
||
Цели Подпрограммы |
1. Создание условий для формирования устойчивого и конкурентоспособного регионального комплекса по производству пищевых продуктов. 2. Обеспечение продовольственной независимости региона в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. 3. Повышение конкурентоспособности местной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области. |
||
Задачи Подпрограммы |
Увеличение темпов структурно-технологической модернизации отраслей сферы производства пищевых продуктов. Внедрение современных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, способов хранения и транспортировки. Совершенствование системы организации контроля и безопасности в производстве пищевых продуктов, экологизация отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Создание условий для финансовой устойчивости предприятий и платежеспособности товаропроизводителей. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовывать задачи инновационной модели развития. |
||
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
Объем отгруженной продукции, в действующих ценах (без рыбоперерабатывающей промышленности). Инвестиции в основной капитал (без рыбоперерабатывающей промышленности). Создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Среднемесячная номинальная заработная плата в предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности (без рыбоперерабатывающей промышленности). Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области (без акцизов и рыбоперерабатывающей промышленности). |
||
Сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
||
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы составляет 1 742 246 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
2014 год - |
356 113 |
тыс. рублей; |
|
2015 год - |
178 715 |
тыс. рублей; |
|
2016 год - |
184 758 |
тыс. рублей; |
|
2017 год - |
239 854 |
тыс. рублей; |
|
2018 год - |
291 298 |
тыс. рублей; |
|
2019 год - |
241 958 |
тыс. рублей; |
|
2020 год - |
249 550 |
тыс. рублей. |
|
|
Объем средств областного бюджета составит 748 721 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
2014 год - |
156 013 |
тыс. рублей; |
|
2015 год - |
70 468 |
тыс. рублей; |
|
2016 год - |
73 292 |
тыс. рублей; |
|
2017 год - |
101 505 |
тыс. рублей; |
|
2018 год - |
125 960 |
тыс. рублей; |
|
2019 год - |
109 489 |
тыс. рублей; |
|
2020 год - |
111 994 |
тыс. рублей. |
|
|
Из них по главным распорядителям бюджетных средств: - министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области - 556 589 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
2014 год - |
146 013 |
тыс. рублей; |
|
2015 год - |
60 143 |
тыс. рублей; |
|
2016 год - |
64 637 |
тыс. рублей; |
|
2017 год - |
67 737 |
тыс. рублей; |
|
2018 год - |
74 048 |
тыс. рублей; |
|
2019 год - |
67 681 |
тыс. рублей; |
|
2020 год - |
76 330 |
тыс. рублей. |
|
|
- министерство экономического развития Сахалинской области - 192 132 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
2014 год - |
10 000 |
тыс. рублей; |
|
2015 год - |
10 325 |
тыс. рублей; |
|
2016 год - |
8 655 |
тыс. рублей; |
|
2017 год - |
33 768 |
тыс. рублей; |
|
2018 год - |
51 912 |
тыс. рублей; |
|
2019 год - |
41 808 |
тыс. рублей; |
|
2020 год - |
35 664 |
тыс. рублей. |
|
Прогнозная оценка привлечения средств за счет внебюджетных источников - 993 525 тыс. рублей. | |||
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
1. Увеличение объема отгруженной продукции в действующих ценах по отношению к 2012 году в 2,2 раза; 2. Объем инвестиций в основной капитал - более 900 млн. рублей; 3. Увеличение размера среднемесячной заработной платы работников по отношению к 2012 году в 1,9 раза; 4. Увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по отношению к 2012 году в 2 раза; 5. Создание 197 высокопроизводительных рабочих мест. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз обеспечения развития пищевой и перерабатывающей промышленности
Пищевая и перерабатывающая промышленность Сахалинской области представлена многопрофильным комплексом предприятий, относящихся к мясомолочной и пищевкусовой (хлебопекарная, кондитерская, пивобезалкогольная отрасли) промышленности, объединяющий на начало 2013 года 154 предприятия различных форм собственности. В основном, это малое и среднее предпринимательство, удельный вес, которого, в общем объеме действующих отраслевых предприятий, составляет порядка 95% (71 среднее и малое предприятие, включая микропредприятия, 75 - индивидуальных предпринимателей). На организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, приходится чуть более 5%, или 8 предприятий. Производственные мощности позволяют вырабатывать в год до 55 тыс. тонн мясомолочной продукции, 76,2 тыс. тонн хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На начало 2012 года стоимость основных фондов, только по крупным и средним предприятиям, составляла около 500 млн. рублей.
Общая численность работающих в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности на начало 2013 года составляет более 3,6 тыс. человек (по данным предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, с учетом внешних совместителей).
Пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свое положение в структуре обрабатывающих производств промышленного комплекса Сахалинской области и, уступая рыбоперерабатывающей промышленности, занимает долю в 19%. В валовом региональном продукте и в структуре доходов областного бюджета пищевая и перерабатывающая промышленность занимает порядка 1%.
В настоящее время структура пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 80% формируется предприятиями пищевкусовой промышленности. Ее основные производства сконцентрированы в районах наибольшего потребления (южная и, частично, центральная зоны Сахалина). Особенностью региональной пищевой и перерабатывающей промышленности, с учетом сложившихся затрат и высоких транспортных расходов, является ее ориентация на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.
Выпускаемая предприятиями продукция достаточно дифференцирована, что обеспечивает товаропроизводителям определенные преимущества, и повышает уровень отраслевой конкуренции. Ежегодно выпускается пищевой продукции на сумму 3,5 - 4,5 млрд. рублей.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечался рост производства:
- мяса и субпродуктов - на 13,4%;
- изделий колбасных - на 15,1%;
- цельномолочной продукции - на 12,4%.
Несмотря на увеличение объемов производства продуктов питания, сохраняется высокая импортная зависимость региона по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В настоящее время на продовольственном рынке Сахалинской области за счет ввоза формировалось 94% ресурсов мяса и мясопродуктов, 74% молока и молокопродуктов, 32% овощей и овощепродуктов. В стоимостном выражении в 2012 году сельскохозяйственной продукции и продовольствия было ввезено на 13,5 млрд. рублей.
Отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуются высокой степенью износа производственных фондов. В отдельных отраслях (например, хлебопекарная) отмечается низкий уровень механизации и автоматизации (по оценке 40%-60%).
Причины такого положения объясняются недостатком средств у предприятий для проведения технической модернизации производств, ввиду неэффективной хозяйственной деятельности, которая существенно ограничивает инвестиционную деятельность предприятий, о чем свидетельствует низкий уровень обновления и ликвидации производственных фондов. По оценке, в отдельных предприятиях коэффициенты выбытия и обновления основных фондов составляли чуть более 1%.
Низкий уровень рентабельности предприятий определяет высокие риски кредитования промышленных предприятий на фоне недостаточного обеспечения собственными финансовыми ресурсами.
Неустойчивая экономика предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области, ее уязвимость и зависимость от конъюнктуры рынка, выдвигает проблему низкого уровня заработной платы. В настоящее время общий уровень заработной платы в пищевой промышленности ниже уровня среднеобластной заработной платы почти на 40%. Это приводит к "вымыванию" высококвалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических специальностей.
Особенно остро стоит вопрос обеспечения кадрами в отраслях мясомолочной промышленности, где их недостаток оценивается, например, в инженерах - технологах порядка 30 специалистов.
Состояние факторов внутренней среды оказывает влияние на уровень организации и функционирования отраслевых предприятий. В качестве сдерживающих факторов выступают низкий уровень финансового менеджмента и деловой этики предпринимателей, содержание и уровень их экономического образования. Как следствие - это недостаток в производстве новых технологий, современного оборудования, финансовых ресурсов и развитых связей с регионами.
Данные тенденции формируют риски и угрозы по обеспечению продовольственной безопасности региона.
Сложившаяся зависимость Сахалинской области от поставок сырья и продовольствия способствует нестабильности рынков продовольственных товаров, и на фоне наблюдаемого сокращения реальных доходов населения и наличия значительного слоя малоимущих граждан (по данным Сахалинстата, за 2012 год численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения региона составляла 12,1% и была ниже относительно 2011 года на 0,2 процентных пункта), резко ограничивает круг потенциально возможных потребителей.
Остается ниже рекомендуемых норм потребление таких важнейших продуктов, как молоко и молокопродуктов, овощей. В 2012 году среднедушевое потребление молока и молокопродуктов составляло 185,6 кг, при норме 320 - 340 кг, овощей и бахчевых - 91 кг, при норме 120 - 140 кг.
Мясная промышленность
На начало 2013 года функционировало порядка 30 мясоперерабатывающих предприятий, в том числе 9 предприятий в системе сельского хозяйства. В основном это цеха малой мощности. В начале 90-х годов на территории Сахалинской области насчитывалось 3 мясокомбината, мощности которых располагались в Холмском, Поронайском районах и в областном центре. В период реформ предприятия прекратили свое существование.
Отрасль характеризуется низкой собственной сырьевой базой, а также отсутствием современной производственно-технологической базы по убою скота и его глубокой промышленной переработки, неразвитостью инфраструктуры и логистического обеспечения, способствующих расширению возможностей по срокам хранения сырья и продукции.
Вместе с тем, спрос на продукцию имеет устойчивый характер, что и предопределяет развитие сырьевой базы для мясной промышленности и ее ускоренную модернизацию на региональном уровне.
Обеспеченность населения Сахалинской области мясом за счет собственного производства в 2012 году составила 6%.
С учетом анализа сложившейся ситуации, в перспективе необходимо развитие комплексов "замкнутого цикла" на базе внедрения современных технологий, что позволит снизить влияние сырьевого фактора, обеспечить более глубокую переработку сырья, расширить ассортимент вырабатываемой продукции и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду в зоне хозяйственной деятельности организаций. Возможными площадками для развития производственных мощностей необходимо рассматривать северную и центральную части Сахалина.
Молочная промышленность
Производство молочной продукции в Сахалинской области осуществляют 12 предприятий различных форм собственности, из которых 7 предприятий находится в системе сельского хозяйства. Структура молочного сектора в Сахалинской области статична на протяжении последних лет. Региональный рынок молока экономически концентрирован. Более 60% в общем объеме производства занимают ОАО Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" и СПК "Соколовский".
Рынок цельномолочных продуктов Сахалинской области обеспечивается менее чем на 30% за счет собственного сырьевого ресурса. В условиях ограниченных сырьевых ресурсов собственное производство сливочного масла, сыров и творога недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Несмотря на рост объемов производства молочной продукции, использование среднегодовых мощностей организаций остается на низком уровне (чуть более 40%).
Производственная база распределена неравномерно. Отрасль тяготеет к местам потребления готовой продукции, о чем свидетельствует высокая, относительно других зон, концентрация основных производств в южной зоне. Производственной базой слабо охвачены, или не охвачены районы Северной зоны и Курильских островов, что выдвигает проблему, на фоне отсутствия разветвленной транспортной сети, обеспеченности населения этих районов молочной продукцией за счет расширения границ поставок готовой продукции региональными товаропроизводителями.
К основным проблемам, сдерживающим развитие молочной отрасли, относятся:
- снижение объемов производства молочного сырья (проблемы системного характера в сельском хозяйстве);
- физический и моральный износ основных фондов молокоперерабатывающих предприятий, большая часть которых построена в 70-80 годах прошлого столетия и не соответствуют современным требованиям по энергоэффективности и экологии;
- сезонность производства (избыток молока в летний период и его нехватка в осенне-зимний период, что определяет колебания рыночных цен);
- низкий удельный вес сырья высшего сорта для перерабатывающих предприятий, который определяется высокой долей производства молока в хозяйствах населения;
- отсутствие эффективных связей между производителями сырья и его переработчиками, обусловленное неразвитостью системы сбыта молока, произведенного, прежде всего в личных подсобных хозяйствах, и дорог в населенных пунктах. При этом большинство молокоперерабатывающих предприятий находится в районах сбора сырого молока в ситуации монопсонии, что дает им возможность диктовать закупочные цены.
Хлебопекарная промышленность
Промышленная база хлебопекарной отрасли представлена 10 хлебокомбинатами и 72 цехами малой мощности, которыми полностью удовлетворяется потребность населения в хлебе на уровне рекомендуемых норм потребления.
Хлебопекарная отрасль - одна из трудоемких отраслей промышленности, в ней трудится около 1,4 тыс. рабочих и специалистов.
Общая среднегодовая производственная мощность составляет более 76 тыс. тонн продукции с коэффициентом использования до 30%. В 2012 году объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в целом по области составил 19,7 тыс. тонн и имел относительно прошлого года отрицательную динамику развития (сложившаяся тенденция). При этом на хлебокомбинатах вырабатывается порядка 69% от общего объема хлебобулочной продукции производимой в регионе, на малых предприятиях - соответственно 31%. Расчетное количество выпекаемой продукции хлебокомбинатами в сутки оценивается в объеме 4,0 тонн, минипекарнями - 0,25 тонн.
Основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- физический и моральный износ основных производственных фондов;
- низкий уровень механизации, высокий процент применения ручного труда;
- низкая рентабельность продукции (до 5% в зависимости от вида продукции) или отрицательная;
- низкая загруженность мощностей (до 30-40%).
В основном экономические проблемы характерны для хлебокомбинатов, мощности которых построены в 50-60 годах прошлого века и были ориентированы на высокую плотность населения.
Интенсивное развитие с 1990 годов цехов малой мощности и миграционные процессы в Сахалинской области привели к резкому сокращению хлебокомбинатами объемов производства и ухудшению их финансового состояния.
Отрасль является ресурсоемкой, что делает ее восприимчивой к рыночным изменения и колебаниям спроса и предложения, происходящими на сырьевых рынках.
С учетом высокого (до 70%) удельного веса в объемах производства конечной продукции массовых сортов хлеба и политикой по сдерживанию цен, ввиду конкуренции, производство такой продукции становится убыточным. В настоящее время формированию прибыли в организациях хлебопекарной промышленности способствует выпуск высокорентабельной продукции, например, кондитерской, или осуществление иных видов деятельности: сдача в аренду, торговая деятельность, оказание прочих видов услуг.
Значительное влияние на ценовую ситуацию в отрасли оказывают транспортные перевозки. Отсутствие собственных мукомольных предприятий и отдаленность Сахалинской области от регионов поставок сырья определяют высокий уровень транспортной составляющей.
Характерной особенностью региональных хлебокомбинатов является использование в технологическом процессе выпечки хлеба нефтяных продуктов (дизельное топливо, сырая нефть, уголь, мазут), доля которых в себестоимости продукции в среднем составляет порядка 8%, и имеет прямую зависимость от сложившейся конъюнктуры рынка. Поэтому, одной из важнейших задач решения проблемы на региональном уровне будет являться переоснащение отдельных видов производств и технологических потоков энергоэффективным и экологическим оборудованием.
Острыми вопросами для отрасли остаются обеспечение хлебом труднодоступных населенных пунктов.
В настоящее время из 15 сел и трех городских округов - Южно-Курильский, Северо-Курильский, Курильский, определенных как отдаленные и труднодоступные местности, собственные цеха располагаются в селах Виахту и Ныш (Александровск-Сахалинский и Ногликский городские округа), в районах Курильских островов - в селах Рейдово, горячие Ключи, Горный Буревестник, Малокурильское, Крабозаводское, а также в районных центрах: Курильск, Южно-Курильск, Северо-Курильск. В остальных населенных пунктах обеспечение населения хлебом осуществляется за счет поставок продукции профильными предприятиями, имеющими географически-территориальную привязку. В связи с этим, выделяется проблема бесперебойного обеспечения населения отдаленных и труднодоступных местностей хлебобулочной продукцией и ее решения на региональном уровне, за счет оказания финансовой поддержки профилирующим предприятиям, обеспечивающим эти районы необходимым снабжением.
С учетом анализа сложившихся проблем, одной из важнейших задач является модернизация основных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Это позволит снизить издержки производства, обеспечить снижение удельного веса расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции и обеспечить доступный уровень цен на выпускаемые изделия.
Стратегической целью в сфере пищевой переработки предусматривается гарантированное обеспечение и устойчивое снабжение предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности населения Сахалинской области качественным и безопасным продовольствием на основе эффективного их функционирования.
Осуществление мероприятий Подпрограммы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" (далее соответственно - Подпрограмма, Государственная программа) создаст предпосылки для дальнейшего развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона, и будет способствовать:
- решению вопросов в сельском хозяйстве за счет стимулирования развития производств замкнутого цикла через механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий в сфере пищевой переработки, предусматривающий предоставление бюджетных инвестиций, субсидий, организационное и информационное сопровождение;
- инвестиционной и инновационной деятельности на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, реализации мер по внедрению энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий, а также технологий, снижающих техногенную нагрузку на окружающую среду за счет собственных средств предприятий, через механизм субсидирования затратной части направленной на уплату процентов по кредитам;
- ускоренному обновлению основных производственных фондов, особенно технологического оборудования, через механизмы субсидирования затратной части;
- снижению восприимчивости экономик предприятий от воздействия внешних и внутренних факторов через механизмы субсидирования затратной части, направленной на закупку топлива для печей и транспортные расходы по доставке сырья (для хлебопекарных предприятий).
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
В контексте обеспечения экономической и продовольственной безопасности Сахалинской области основной целью Подпрограммы предусматривается создание условий на базе применения мер поддержки различного характера для формирования устойчивого и конкурентоспособного регионального комплекса по производству пищевых продуктов, способного противостоять колебаниям и изменениям мировой конъюнктуры и обеспечивать первостепенные задачи по ритмичному снабжению населения качественным и безопасным продовольствием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач, выполнение которых окажет положительное воздействие на эффективность деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области.
Основными задачами, сформированными на базе анализа состояния пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области, предполагается:
1. Увеличение темпов структурно-технологической модернизации отраслей сферы производства пищевых продуктов;
2. Внедрение современных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, способов хранения и транспортировки;
3. Совершенствование системы организации контроля и безопасности в производстве пищевых продуктов, экологизация отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
4. Создание условий для финансовой устойчивости предприятий и платежеспособности товаропроизводителей;
5. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития.
Реализация Программы позволит наиболее полно использовать ресурсы местных товаропроизводителей, вывести из обращения определенную часть морально и физически изношенного оборудования, обновить фонды, создать новые производства и, как следствие, обеспечить финансовую устойчивость предприятий.
3. Прогноз конечных результатов Подпрограммы
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:
- обеспечение достижения целей, решения задач и выполнения индикаторов (показателей) реализации Государственной программы в целом;
- увеличение объема отгруженной продукции в действующих ценах по отношению к 2012 году в 2,2 раза;
- объем инвестиций в основной капитал - более 900 млн. рублей;
- увеличение размера среднемесячной заработной платы работников по отношению к 2012 году в 1,9 раза;
- увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по отношению к 2012 году в 2 раза;
- создание 197 высокопроизводительных рабочих мест.
4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмму предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах.
5. Перечень мероприятий Подпрограммы
5.1. Основное мероприятие "Поддержка предприятий хлебопекарной отрасли"
Реализация основного мероприятия направлена на повышение рентабельности продукции, создание условий для финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий хлебопекарной промышленности области.
5.1.1. Мероприятие "Приобретение топлива для печей (мазут, нефть, уголь, газ, дизельное топливо), используемых в производстве формового хлеба".
Государственная поддержка предусматривается посредством предоставления субсидии за счет средств областного бюджета предприятиям хлебопекарной промышленности области на возмещение части затрат по приобретению топлива для печей (мазут, нефть, уголь, газ, дизельное топливо), используемых в производстве формового хлеба, в размере и на условиях, определенными Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденным Правительством Сахалинской области.
5.1.2. Мероприятие "Перевозка муки".
Государственная поддержка предусматривается посредством предоставления субсидии за счет средств областного бюджета предприятиям хлебопекарной промышленности, выпекающим формовой хлеб, исходя из возмещения затрат по перевозке муки для осуществления производственной деятельности по следующим маршрутам следования:
1) от станции Ванино прямым смешанным сообщением (железнодорожно-водным транспортом) до станции назначения Сахалинской области;
2) от порта Корсаков прямым морским сообщением до порта назначения центральных или южных Курил;
3) от порта Владивосток прямым смешанным сообщением (железнодорожно-водным транспортом) до станции назначения Сахалинской области.
Условия предоставления и размер государственной поддержки устанавливаются Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденным Правительством Сахалинской области.
5.2. Основное мероприятие "Государственная финансовая поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности"
Реализация мероприятия направлена на обеспечение доступа предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, независимо от их организационно-правовой формы, к заемным средствам, полученным в российских кредитных организациях на:
а) приобретение технологического оборудования и специализированного транспорта;
б) строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт производственных и складских помещений.
Государственная поддержка предусматривается предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, зарегистрированным на территории Сахалинской области, посредством предоставления субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
Получатели государственной поддержки определяются на основании отбора. Порядок проведения отбора, условия предоставления и размер государственной поддержки устанавливаются Порядком предоставления субсидии, утвержденным Правительством Сахалинской области.
Исполнителем мероприятия является министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области и министерство экономического развития Сахалинской области.
5.3. Основное мероприятие "Приобретение технологического оборудования и специализированного транспорта"
Реализация мероприятия направлена на создание условий для структурно-технологической модернизации отраслей сферы производства пищевых продуктов, внедрения современных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, способов хранения и транспортировки.
Государственная поддержка предусматривается посредством предоставления субсидии за счет средств областного бюджета на:
- возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования и специализированного транспорта с учетом доставки до региона;
- возмещение части лизинговых платежей, за исключением лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение технологического оборудования и (или) специализированного транспорта. При этом в объем субсидии включается возмещение части стоимости технологического оборудования и специализированного транспорта с учетом доставки до региона;
- возмещение первоначального взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение технологического оборудования и (или) специализированного транспорта с учетом доставки до региона.
Поддержка будет предоставляться предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретающим специализированный транспорт и технологическое оборудование для производства следующей пищевой продукции: мясопродуктов, хлеба и мучных кондитерских изделий, молочных продуктов, а также переработку и консервирование картофеля и овощей.
Получатели государственной поддержки определяются на основании отбора. Порядок проведения отбора, условия предоставления и размер государственной поддержки устанавливаются Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденным Правительством Сахалинской области.
Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат будет предусматриваться возмещение хозяйствующим субъектам понесенных затрат на техническую и технологическую модернизацию в предыдущем и текущем годах.
5.4. Основное мероприятие "Кадровое обеспечение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, совершенствование профессионального мастерства"
Реализация основного мероприятия направлена на оказание организационной и финансовой поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в целях создания условий по привлечению и закреплению специалистов в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также создания условий для эффективного внедрения в производство новых знаний и современных принципов работы.
Организационная поддержка будет осуществляться в виде:
- проведения ежегодного анализа обеспеченности кадрами с учетом перспектив развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
- организации для специалистов отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности обучающих семинаров и мастер-классов по внедрению новых видов сырья (в том числе лечебно-профилактического назначения) и передовых технологий на базе российских и зарубежных компаний, специализирующихся на их поставках;
- повышения эффективности интегрирования научно-педагогического потенциала образовательных учреждений с учетом характера общественной потребности в решении вопросов в сфере реализации продовольственной политики (проведение совместных семинаров, научно практических конференций, привлечение специализированных организаций для получения консультаций, проведение экспертиз).
5.5. Основное мероприятие "Информационно-консультационное и организационное обеспечение реализации мероприятий развития пищевой и перерабатывающей промышленности"
В целях повышения информированности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области о Подпрограмме развития пищевой и перерабатывающей промышленности и мерах государственной поддержки, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, популяризации профессий пищевой промышленности предусматривается проведение следующих мероприятий:
- оказание консультационной помощи предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности посредством создания консультационных и информационных центров, проведения совместно с представителями органов местного самоуправления совещаний, тематических "горячих" телефонных линий, индивидуальных консультаций по проблемам использования механизмов государственной поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности путем обращения по телефону и на официальный сайт министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области.
- изготовление печатных информационных материалов (брошюр, буклетов, памяток);
- обеспечение функционирования информационной системы, путем осуществления наполняемости информацией официального сайта министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области. Одновременно информация будет размещаться на сайтах органов местного самоуправления Сахалинской области.
Основным направлением в обеспечении организационной поддержки станет функционирование при министерстве сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области совещательного органа по вопросам развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области.
Совещательный орган создан с целью:
- привлечения субъектов хозяйственной деятельности к выработке и реализации государственной политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности региона;
- проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие сферы пищевой переработки;
- выработки рекомендаций органам исполнительной власти и органам местного самоуправления при определении приоритетов и т.д.
6. Характеристика мер правового регулирования Подпрограммы
На момент принятия Подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей Подпрограммы не требуется.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Для оценки эффективности программных мероприятий предлагается использовать следующие индикаторы:
объем отгруженной продукции, в действующих ценах (без рыбоперерабатывающей промышленности);
инвестиции в основной капитал (без рыбоперерабатывающей промышленности);
создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
среднемесячная номинальная заработная плата в предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности (без рыбоперерабатывающей промышленности);
объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области (без акцизов и рыбоперерабатывающей промышленности).
8. Обоснование состава и значения соответствующих целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Показатели Подпрограммы учитываются на основе отчетности участников мероприятий Подпрограммы в количественном отношении, с годовой периодичностью за отчетный период.
Значения целевых индикаторов и показателей Подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 6 к Государственной программе.
9. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Объемы финансирования Подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета и других источников.
Источниками финансирования мероприятий, помимо средств областного бюджета, будут собственные и заемные средства предприятий.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 7 к Государственной программе.
10. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Мониторинг хода реализации Подпрограммы осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Сахалинской области.
При отсутствии исполнения мероприятий Подпрограммы ответственный исполнитель Подпрограммы вносит предложения об изменении сроков их реализации либо об исключении из перечня мероприятий.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг (рост цен на энергоресурсы, сырье и т. д.), что может ограничить возможности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в реализации инновационных проектов, выполнении полных циклов технологических операций и приведет к удорожанию готовой продукции и трудностям с ее реализацией;
- неблагоприятно складывающиеся погодно-климатические условия и природные, техногенные чрезвычайные ситуации, которые могут привести к сокращению объемов и снижению качества сельскохозяйственного сырья, поступающего на переработку, а также перебоям завоза сырья с материка.
Данные риски повлекут за собой снижение объемов выпуска пищевых продуктов и использования производственных мощностей, перерабатывающих предприятий, создадут дефицит продовольствия на внутреннем рынке, увеличение импорта сырья и продовольствия.
б) внутренние риски:
- организационные риски, связанные с недостатком квалифицированных кадров;
- производственные и технологические риски (своевременность в поставках сырья, топлива, и т.д.);
- возникновение и распространение заразных болезней животных на территории Сахалинской области (птичий и свиной грипп, африканская чума свиней, коровье бешенство и др.) может привести к забою большого числа поголовья скота и птицы с последующей утилизацией туш.
Риски недостижения плановых показателей подпрограммы чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия, соответствующих мер.
Управление рисками реализации Подпрограммы будет осуществляться на основе проведения мониторинга угроз развитию отрасли и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.
11. Методика оценки эффективности Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы осуществляет:
- мониторинг хода реализации Подпрограммы;
- координацию деятельности исполнителей и участников мероприятий Подпрограммы.
В целях осуществления мониторинга хода реализации Подпрограммы предусматривается заключение соглашений между ответственными исполнителями Подпрограммы и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, предусматривающих обязательства по достижению планируемых индикаторов (показателей) Подпрограммы и предоставлению отчетности об эффективности реализации мероприятий Подпрограммы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы на основании отчетности участников мероприятий Подпрограммы и данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области формирует ежеквартально нарастающим итогом сводную отчетность о ходе реализации Подпрограммы, и предоставляет ее в министерство экономического развития Сахалинской области в составе отчетности о реализации Государственной программы.
Ежегодно (за весь период реализации Подпрограммы - по окончании срока ее реализации) осуществляется оценка эффективности реализации Подпрограммы по степени достижения основных индикаторов (показателей).
Степень достижения результатов (ожидаемых результатов) определяется на основании сопоставления фактически достигнутых (ожидаемых) значений индикаторов (показателей) с их плановыми значениями.
Сопоставление значений индикаторов (показателей) производится по каждому фактическому (ожидаемому) и плановому параметрам.".
<< Приложение N 8 |
Приложение >> N 10 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 г. N 815 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.