Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Пигалевой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" о признании частично недействующим пункта 14 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан" по апелляционной жалобе акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" на решение Оренбургского областного суда от 26 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения: представителей административного истца - "данные изъяты" представителя Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов - "Номер" представителя Правительства Оренбургской области - "данные изъяты" представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области - "данные изъяты", заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установила:
постановлением Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан" (далее - Постановление N 357-п) утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 мая 2016 года и в газете "Оренбуржье" 2 июня 2016 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 07 марта 2019 года N135 - п в постановление Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357 - п внесены изменения, в приложении к Постановлению N 357-п подпункт "а" пункта 14 изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении рассчитывается по следующей формуле:
С1 = ((Т1 * N в /10) + (Т1 * N д /10)) - ((Т2в * N в /10) + (Т2д * N д /10)), где
С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;
Т1 - размер экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области;
Т2В - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (взрослый билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области;
Т2Д - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (детский билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;
NВ - фактический пассажирооборот (взрослые);
NД - фактический пассажирооборот (дети от 5 до 7 лет)"
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12 марта 2019 года.
Данный документ вступил в силу после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
АО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" (далее АО "Башкортостанская ППК") обратилось в Оренбургский областной суд с административным иском, в котором просит суд признать недействующим в части пункт 14 приложения к Постановлению Правительства Оренбургской области от 25 мая 2016 года N357 - п "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан".
Административный истец полагает, что в приведенной в оспариваемом пункте приложения к Постановлению N357 - п формуле обозначение и условия применения деления полученного результата на 10 фактически не определены. Кроме этого, не определено, какой именно при расчете субсидии должен быть использован размер экономически обоснованного тарифа Т1, при том, что постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года N1035 - п установлены два экономически обоснованных уровня тарифов: в размере 7, 18 руб./1 пасс - км и в размере 71, 80 руб./10 пасс - км. Истец также полагает, что в случае применения в указанной формуле Т2В и Т2Д возникает неопределенность использования деления полученного результата на 10, тогда как тариф, оплачиваемый пассажирами при осуществлении поездок, не был установлен на 10 пасс-км и применяется в соответствии с тарифными зонами, протяженность между которыми не равна 10 км.
С учетом изложенного административный истец полагает, что вышеуказанный пункт Приложения к Постановлению N 357-п в указанной части содержит правовую неопределенность, вызывает неоднозначное понимание и трудности в применении.
Решением Оренбургского областного суда от 26 июня 2020 года в удовлетворении заявленных исковых требований АО "Башкортостанская ППК" было отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней АО "Башкортостанская ППК" просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В суде апелляционной инстанции представители административного истца доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители административных ответчиков и заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы считали необоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статьи 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ).
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 3 статьи 5 Закона N 147-ФЗ, пункты 3 и 6 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее также Положение N 643), пункты 1, 3, 4 и 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 950.
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357-п утвержден оспариваемый по настоящему административному делу Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан.
В материалы дела представлен договор N 2 от 27 февраля 2020 года об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, заключенный между Министерством строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (заказчик) и АО "Башкортостанская ППК" (исполнитель), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, а заказчик осуществляет возмещение потерь в доходах исполнителя, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан, на основании заключаемых на каждый последующий год в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357 - п договоров о предоставлении субсидий.
Правительство Оренбургской области, заключая в лице министерства строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области такой договор, приняло обязательство по компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.
Такие обязательства субъекта Российской Федерации в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, подлежащими исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357-п в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 07 марта 2019 года N 135-п размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, рассчитывается по следующей формуле:
С1 = ((Т1 * NВ / 10) + (Т1 * NД / 10)) - ((Т2В * NВ / 10) + (Т2Д * NД / 10)), где:
С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;
Т1 - размер экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области;
Т2В - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (взрослый билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области;
Т2Д - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (детский билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;
NВ - фактический пассажирооборот (взрослые);
NД - фактический пассажирооборот (дети от 5 до 7 лет).
Приведенную формулу расчета субсидии административный истец оспаривает, полагая, что нормативным актом не определено какой размер экономически обоснованного уровня тарифов подлежит применению при расчете субсидии и не приведено обоснование деления полученного результата на 10.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года 1035-пп "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области" (вместе с "Таблицами стоимости проезда пассажиров в пригородном сообщении", "Тарифными зонами в разрезе пригородных маршрутов, железнодорожных пассажирских станций и остановочных пунктов") установлены экономически обоснованные уровни тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области для акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" в размере - 7, 18 руб./1 пасс.-км, 71, 80 руб./10 пасс.-км.
Вопреки доводам истца, изложенным в апелляционной жалобе, суд обоснованно пришел к выводу, что трудностей в применении формулы, приведенной в подпункте "а" пункта 14 постановления N357-п, не возникает, поскольку для расчета субсидии используется Т1 - размер экономического обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области.
Деление полученного результата на 10 обусловлено тем, что в расчете используется размер экономического обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области на 10 пасс-км.
Необходимость указания экономически обоснованного тарифа из расчета на 10 пасс.-км обусловлена тем, что в формуле расчета субсидии используется тариф для населения, который, в свою очередь, является зонным, т.е. установлен за 1 зону, протяжённость которой равна 10 км.
Таким образом, указание экономически обоснованного тарифа из расчета на 10 пасс.-км обусловлена применением во второй части формулы (после знака "-") тарифов, установленных для населения, из расчета протяженности зоны 10 км, что необходимо для приведения в соответствие всех показателей формулы.
В соответствии с пунктом 23 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 473 (далее - Правила) на территории Оренбургской области при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении установлен зонный тариф в виде фиксированной ставки за тарифную зону. При этом обязанности и порядка установления протяженности тарифной зоны действующими Правилами не определено.
Тарифные зоны определяются в соответствии с приложением N 3 "Тарифные зоны в разрезе пригородных маршрутов, железнодорожных пассажирских станций и остановочных пунктов" к постановлению N 1035- пп.
Таким образом, поскольку регулируемый тариф для населения (Т2В и Т2Д) берется из расчета протяженности зоны в 10 км, следовательно, и экономически обоснованный тариф берется в расчете на 10 пасс.-км.
Протяженность зоны равна 10 км. Указанная протяженность сложилась в Оренбургской области исторически. Ее установление в данной протяженности является правом субъекта Российской Федерации и права компании не нарушает.
Кроме того установленные Правительством Оренбургской области экономически обоснованные уровни тарифов на 1 пасс.-км и на 10 пасс.-км. недействующими не признаны.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии угрозы нарушения прав административного истца действием оспариваемых положений нормативного правового акта и о соответствии этих положений критерию формальной определенности.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Вопреки доводам жалобы оспариваемые нормы отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности правовых норм, то есть являются в достаточной степени определенными по своему содержанию.
Установив, что пункт 14 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N357-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан" в оспариваемой редакции не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления АО "Башкортостанская ППК".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и о принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления АО "Башкортостанская ППК", - оставлению без удовлетворения.
Кроме этого, судебная коллегия принимает во внимание, что в случае, если реальные затраты АО "Башкортостанская ППК" превышают размер предоставляемых правительством Оренбургской области субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием, то АО "Башкортостанская ППК" вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 26 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу и может быть обжаловано в течении шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.