Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика текущего состояния, основные
проблемы и прогноз развития сферы туризма
Долинский район в современных границах образован 5 июня 1946 года. Располагается в юго-восточной части острова, общая площадь территории составляет 2441,6 кв. километров.
На севере Долинский район граничит с Макаровским, на западе - с Томаринским и Холмским районами, на юге - с территорией городских округов "Город Южно-Сахалинск" и Корсаковский район. С востока границей Долинского района служит побережье Охотского моря, залив Терпения (протяженность - 186 км), в долине рек Найба, Белой, Большой Такой, Эверон, Излучной, Фирсовки.
Долинский район имеет сообщение с другими районами железнодорожным и автомобильным транспортом. Здесь проходят в меридиональном направлении железнодорожная линия Южно -Сахалинск - Ноглики и автодорога областного значения Южно -Сахалинск -Оха - Москальво.
Расстояние от г. Долинска до областного центра - г. Южно - Сахалинска - 42 км
Муниципальное образование городской округ "Долинский" создано в административно - территориальных границах Долинского района.
На 01.01.2015 г. территория района включает в себя 13 населенных пунктов: город Долинск, села Арсентьевка, Быков, Взморье, Сокол, Углезаводск, Фирсово, Покровка, Октябрьское, Ручьи, Сосновка, Советское и Стародубское.
Численность населения на начало 2015 года составляла 24,3 тыс. человек, в том числе, городского - 11,7 тыс. человек, сельского - 12,6 тыс.человек. Доля округа в численности населения области - 5,0%.
Средняя плотность населения - 10,2 чел./кв. км, что выше среднеобластной в 1,78 раза (5,7 чел./кв. км) и на пятом месте среди районов области.
Природа Долинского района своеобразна. На территории раскинулись три величественных горных хребта: Сусунайский, Долинский и Шренка. Самой высокой их вершиной является гора Рудановского (924 метра над уровнем моря), где начинается и самая протяженная река Найба- русло общей длиной в 119 километров. Побережье Охотского моря в восточной части района изобилует красивейшими местами. Порой высота береговых уступов достигает 50 метров. Наиболее крупное озеро - "Лебяжье" - лагунного происхождения. "Лебяжье" и окружающие его мелкие озера служат местом обитания водоплавающих птиц. Растительный мир района очень многообразен. Склоны гор покрыты темнохвойными пихтово-еловыми и смешанными лесами. На высоте 600-900 метров их сменяют березняки и заросли курильского бамбука. Горные тундры на водоразделах хребтов покрыты рододендроном золотистым и багульником. В лесных угодьях рек Найбы и Фирсовки, на склонах Сусунайского хребта встречаются редкие, занесенные в Красную книгу растения.
Можно увидеть корейский кедр, древовидную аралию, японскую вишню, элеутерококк и многие другие растения.
Природа создала все условия для сбора на территории Долинского района дикоросов: ягод, грибов, лекарственных трав, растений, употребляемых в пищу. Разнообразен и богат животный мир района. В лесных угодьях обитают - бурый медведь, заяц-беляк, выдра, енотовидная собака, лиса, горностай, ласка, белка, американская норка и бурундук. В реках и заболоченных водоемах водятся выдра и ондатра. В лесах, долинах и на болотах широко представлены разнообразные пернатые. Весной и осенью через территорию района пролегают пути перелета гусей, лебедей, нырковых и речных уток.
Благодаря большой протяженности района вдоль морского побережья, а также многочисленности нерестовых рек, главным богатством района является рыба ценных пород. Необычайно высоким нерестовым потенциалом отличаются реки Бахура, Анна и Сима. Они служат природной колыбелью для горбуши, кеты и симы, тайменя, азиатской корюшки, кунджи, мальмы и красноперки. Прибрежные воды Охотского моря богаты сельдью и навагой, колючим и волосатым крабом, травяным чилимом. На территории Долинского района расположены три памятника природы. Это - реликтовая роща дуба курчавого на морском побережье, вблизи села Стародубское, водопад Медвежий на реке Сима и река Анна. Природно-климатические условия являются благоприятными для проживания населения, развития различных отраслей экономики.
МО ГО "Долинский" обладают хорошим потенциалом для развития экологического, охотничьего, рыболовного туризма в сочетании со спортивным и экстремальным, но из-за слаборазвитой инфраструктуры этот потенциал слабо реализуется.
Перспективно строительство туристической базы на озере Лебяжьем, а также обустройство пляжа на морском побережье и на "теплых" озерах в селе Стародубское.
Разработан инвестиционный проект "Туристический спортивный комплекс "Стародубский рубеж"" (далее - Проект). Земельный участок для строительства комплекса в размере 4 га, расположен на побережье Охотского моря, в 2-х километрах юго-восточнее с. Стародубское. Проект предусматривает 420 миллионов рублей, создание 140 рабочих мест и окупаемость за 5 лет.
Территория МО ГО "Долинский" в той или иной степени обладает уникальными туристическими ресурсами, в большинстве своем относящимися к природным, поэтому перспективна для развития туризма. Но, безусловно, необходимо расставлять приоритеты, очередность их развития.
Востребованность развития внутреннего туризма продиктована крайне важным аспектом - использованием местного турресурса населением района для отдыха и рекреации, а также гражданами России из других регионов.
Отсутствие инфраструктуры пляжного, бальнеологического, экологического, экстремального (для молодежи) туризма порождает равнодушие населения к окружающей среде, что проявляется в виде загрязнения территорий активного отдыха. Также отсутствует интерес частного бизнеса к развитию территорий с наибольшей посещаемостью, к их обустройству и созданию мини-кластеров для комплексного предоставления услуг.
Географически близкое расположение к странам АТР создает выгодные условия для привлечения туристов из этих регионов..
Таким образом, следует выделить основные проблемы туристской сферы, решение которых требует программного подхода:
1) инвестиции в этот сектор экономики практически отсутствуют;
2) комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации;
3) слабая маркетинговая политика по продвижению турпродукта на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в средствах массовой информации о туристском потенциале района;
4) моральный и физический износ существующей материальной базы коллективных средств размещения;
5) неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения, туалетов, сувенирных магазинов, оборудованных мест отдыха на туристских маршрутах района;
6) неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия;
Наиболее эффективный подход к решению указанных проблем - использование программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь мероприятий, различных по срокам, ресурсам.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
- разрозненные действия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед ними задач в области туризма;
- распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Программе задач с использованием программно-целевого метода.
Требуемый уровень конкурентоспособности туристского рынка района в долгосрочной перспективе не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества в реализации туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности района, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
Программно-целевой метод необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации решения определенных подпрограммой проблем.
При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации подпрограммы будет способствовать решению ряда важнейших задач по появлению дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
- значимость проблемы развития туристской отрасли;
- широкая сфера приложения и влияния целевых результатов Программы, их высокая социально-экономическая значимость;
- межотраслевой характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
- необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам, для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности мероприятиями;
- необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения.
Существует несколько вариантов решения поставленных задач программными методами:
1) финансирование комплекса мероприятий по формированию и продвижению туристского продукта и стимулирование привлечения инвестиций для инфраструктурного развития туристской индустрии организационными методами. Недостатки этого варианта решения: возможное несовпадение планов частных инвесторов с концептуальной основой развития туризма в регионе, несбалансированность денежных потоков частных инвесторов, регионального и муниципальных бюджетов;
2) выделение и финансирование наиболее перспективных проектов с возможностью формирования туристско-рекреационных зон и туристских кластеров, что дает возможность привлечения средств областного бюджета и средств внебюджетных источников, в сочетании с проведением комплекса мероприятий по формированию и продвижению туристского продукта района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.