Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
города Южно-Сахалинска
от 11.07.2019 N 1898-па
Паспорт муниципальной программы "Развитие культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы"
Наименование программы |
Развитие культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы |
|
Ответственный исполнитель программы |
Департамент культуры администрации города Южно-Сахалинска |
|
Соисполнители программы |
Муниципальные организации, подведомственные Департаменту культуры администрации города Южно-Сахалинска, МКУ "Управление капитального строительства", Администрация города Южно-Сахалинска |
|
Обоснование разработки программы |
Постановление Правительства Сахалинской области от 31.07.2013 N 394 "Об утверждении государственной программы "Развитие сферы культуры в Сахалинской области"; постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 12.02.2019 N 81-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
|
Цель программы |
Наиболее полное удовлетворение растущих культурных потребностей населения |
|
Задачи программы |
1) сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации; 2) пополнение и обеспечение сохранности библиотечного фонда документов; 3) обеспечение развития социально-культурной деятельности; 4) повышение качества бухгалтерского учета финансовой деятельности Учредителя и муниципальных учреждений; 5) поддержка творческих коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в городском округе "Город Южно-Сахалинск"; 6) укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры; 7) укрепление и развитие кадрового потенциала в сфере культуры |
|
Целевые индикаторы и показатели программы |
1) удовлетворенность населения качеством предоставления услуг в сфере культуры, %; 2) количество присужденных премий учреждениям культуры, дополнительного образования и творческим коллективам, единиц; 3) предоставление выплат отдельным категориям граждан работающим в учреждениях культуры, %; 4) доля детей городского округа, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей, %; 5) доля специалистов с профильным образованием, %; 6) обеспечение исполнения расходных обязательств учреждений дополнительного образования и учреждений культуры не менее чем на 95% от утвержденных параметров бюджета, % |
|
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на 6 лет с 2020 по 2025 годы |
|
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования: 13 810 585,4 тыс. рублей, из них: - за счет средств областного бюджета: 183 276,7 тыс. рублей, в том числе: 2020 г. - 161 962,7 тыс. рублей; 2021 г. - 4 262,8 тыс. рублей; 2022 г. - 4 262,8 тыс. рублей; 2023 г. - 4 262,8 тыс. рублей; 2024 г. - 4 262,8 тыс. рублей; 2025 г. - 4 262,8 тыс. рублей; - за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" - 13 450 208,7 тыс. рублей, в том числе: 2020 г. - 1 652 768,7 тыс. рублей; 2021 г. - 1 704 690,6 тыс. рублей; 2022 г. - 3 113 526,6 тыс. рублей; 2023 г. - 2 715 803,8 тыс. рублей; 2024 г. - 2 177 698,8 тыс. рублей; 2025 г. - 2 085 720,2 тыс. рублей; - приносящая доход деятельность: 177 100,0 тыс. рублей |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
1) удовлетворенность населения качеством предоставления услуг в сфере культуры до 90%; 2) количество присужденных премий учреждениям культуры, дополнительного образования и творческим коллективам - не менее 4 премий ежегодно; 3) предоставление выплат отдельным категориям граждан работающим в учреждениях культуры до 100%; 4) увеличение доли детей городского округа, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей с 8% до 8,9%; 5) увеличение доли специалистов с профильным образованием с 53% до 57%; 6) обеспечение исполнения расходных обязательств учреждений дополнительного образования и учреждений культуры не менее чем на 95% от утвержденных параметров бюджета - не менее 95% |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Культура играет важную роль в социально-экономическом развитии городского округа "Город Южно-Сахалинск", формировании духовно-нравственного аспект а личности, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения.
Деятельность администрации города направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного управления культурными процессами, протекающими на территории города, с учетом интересов и запросов населения города, анализа состояния отрасли "Культура" и тенденций ее развития.
Существующая сеть муниципальных учреждений города Южно-Сахалинска, предоставляющих услуги населению в сфере культуры и искусства, создавалась, преимущественно, в 60-70-е годы XX века на основе действовавших в то время требований к зданиям, оборудованию, численности персонала. Нынешнее состояние сети характеризуется недостаточным единообразием учреждений, оказывающих одни и те же услуги без учёта изменившихся потребностей населения. Сфера культуры городского округа остро нуждается в дополнительных площадях для размещения.
По состоянию на 01.01.2019 обеспеченность населения муниципальными учреждениями культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" составляет:
- библиотеками - 62,5%;
- культурно-досуговыми учреждениями - 50%;
- школами искусств - 70%;
- парками - 50%.
Сохраняется потребность создания новых отраслевых учреждений в условиях увеличения населения микрорайонов (Хомутово, Луговое, Дальнее, Санаторное, Новая Деревня). Ряд учреждений располагается в приспособленных зданиях (хореографический центр "Мечта", городские отделы ЦБС, ДМШ N 1), часть учреждений не имеет собственных зданий (Южно-Сахалинский камерный оркестр, Ансамбль современной народной песни "Русский терем", ДК "Дальненский").
В городском округе "Город Южно-Сахалинск" сеть муниципальных учреждений, предоставляющих населению услуги в области культуры, состоит из 39 учреждений (20 - юридические лица): Южно-Сахалинская централизованная библиотечная система, имеющая 2 центральных библиотеки и 18 отделов-библиотек, 9 культурно-досуговых учреждений, городской парк культуры и отдыха, 2 профессиональных творческих коллектива, 7 учреждений дополнительного образования детей. Кроме этого, в отрасли "Культура" функционирует МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений культуры".
Культурно-просветительные учреждения: |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Библиотеки |
20 |
20 |
20 |
|
ПКиО им. Ю. Гагарина |
1 |
1 |
1 |
|
Дома культуры |
8 |
9 |
9 |
|
Профессиональные коллективы |
|
|
|
|
Южно-Сахалинский камерный оркестр |
1 |
1 |
1 |
|
Ансамбль современной народной песни "Русский терем" |
1 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
31 |
32 |
32 |
|
Учреждения дополнительного образования: |
|
|
|
|
Школы искусств |
3 |
3 |
3 |
|
Детские музыкальные школы |
3 |
3 |
3 |
|
Детская художественная школа |
1 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
7 |
7 |
7 |
|
ВСЕГО: |
38 |
39 |
39 |
|
Централизованная бухгалтерия |
1 |
1 |
1 |
Требуют капитального ремонта и благоустройства территорий 28% зданий учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства.
Как следствие, материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения области.
Численность работающих в учреждениях культуры (штатных работников, без совместителей и сезонных работников) на 31.12.2018 составляет 810 чел. в том числе:
|
2017 год |
2018 год |
Всего работающих в учреждениях культуры: |
803 |
810 |
учреждения дополнительного образования, в том числе: |
|
|
- всего работающих; |
309 |
314 |
- из них, руководители и специалисты по основной деятельности |
177 |
198 |
культурно-досуговые, концертные учреждения и библиотеки, в том числе: |
|
|
- всего работающих; |
494 |
496 |
- из них, руководители и специалисты по основной деятельности |
236 |
237 |
На сегодняшний день средний возраст специалистов по основной деятельности в подведомственных учреждениях культуры составляет 43 года (2017 год - 41 год), в учреждениях дополнительного образования в области искусств городского округа "Город Южно-Сахалинск" средний возраст педагогических работников - 43,8 года (2017 - 44,3).
Высшее профильное образование имеют 53% работников, среднее профессиональное - 35%.
Почетное звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации имеют 8 работников отрасли, 14 работников имеют региональные почетные звания: Заслуженный работник культуры Сахалинской области - 4 человека; Заслуженный педагог Сахалинской области - 10 человек.
В 2018 году остается проблема укомплектованности штатами учреждений сферы культуры. Руководители учреждений культуры решают проблему нехватки кадров, привлекая молодых специалистов - выпускников Сахалинского колледжа искусств, сотрудничая с ОКУ "Центр занятости населения". На официальных сайтах подведомственных учреждений, Департамента культуры и в сети Интернет размещена информация об имеющихся вакансиях. В муниципальных учреждениях отраслевого образования существует кадровый дефицит специалистов с высшим профессиональным образованием в области музыкального искусства (фортепиано, струнных, духовых, ударных инструментов), в централизованной библиотечное системе - специалистов с библиотечным образованием.
В 2018 году на работу в муниципальные учреждения, подведомственные Департаменту культуры принято 11 молодых специалистов (2017 г. - 10) по основной деятельности, в том числе: 4 специалиста с высшим профессиональным образованием, 7 специалистов со средним профессиональным образованием.
Приход молодых специалистов в отрасль культуры недостаточен, особой социальной непривлекательностью, по мнению молодежи, являются культурно-досуговые учреждения, прежде всего, расположенные в сельских территориях городского округа.
В 2019 году остается острой проблема обеспеченности жильем специалистов, работающих в учреждениях культуры. В настоящее время 59 специалистов сферы культуры не имеют жилья (снимают квартиры или проживают у родственников).
С 2007 года развитие сферы культуры реализуется на основании целевых муниципальных программ: "Развитие сферы культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2007 - 2010 годы", утвержденная решением городского Собрания от 27.06.2007 N 749/35-07-3; "Развитие сферы культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 22.07.2010 N 1358; "Развитие сферы культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2014 - 2016 годы", утвержденная постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 23.07.2013 N 1289, муниципальная программа "Развитие культуры в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2021 годы", утвержденная постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 20.08.2014 N 1528-па. Государственная поддержка сферы культуры городского округа по комплексной модернизации отрасли через содержательное, инфраструктурное и технологическое обновление деятельности государственных и муниципальных учреждений осуществлялась в рамках исполнения мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие сферы культуры Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.07.2013 N 394.
Однако при имеющихся общих положительных тенденциях, в муниципальных учреждениях культуры и искусства сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет потребности населения: значительная степень износа материально-технической базы учреждений (зданий, оборудования, реквизита и т. д.), дефицит квалифицированных кадров (необеспеченность жильем, недостаточный приток молодых кадров), несоблюдение нормативов комплектования библиотечных фондов.
Решение проблем, сложившихся в сфере культуры, поспособствует улучшению качества жизни населения городского округа, сохранению системы культурных ценностей, сокращению миграционного оттока.
Решить проблемы можно с использованием программно-целевого метода для достижения поставленных целей, так как это длительный непрерывный по времени процесс, требующий продолжительного системного и компетентного подхода осуществления действий программных мероприятий. Муниципальной программой предусмотрено строительство (реконструкция), приобретение объектов недвижимого имущества, проведение капитальных ремонтов зданий и помещений, подготовка и проведение праздников, фестивалей, конкурсов, оснащение учреждений специализированным оборудованием, мебелью, средствами безопасности в свете современных повышенных требований, проведение мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, постоянное пополнение книжного фонда муниципальных библиотек, повышение заработной платы работникам культуры.
2. Приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы, описание основных целей и задач муниципальной программы
Политика в сфере культуры на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" увязана с приоритетами и целями государственной культурной политики федерального и регионального уровней, установленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", документах стратегического планирования регионального и муниципального уровней.
На муниципальном уровне Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" является создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования экономико-географических, социохозяйственных и административно-политических ресурсов города, области, региона в долгосрочной перспективе.
Размещение на самой окраине России определяет существенный социокультурный дискомфорт, который испытывают сахалинцы, в сравнении с жителями европейских регионов стран. За годы рыночных преобразований экономические и культурные связи с "материнской" стороной были существенно сокращены. В силу высоких транспортных тарифов отсутствует реальная возможность посещения большей частью населения Сахалинской области культурных центров России.
В то же время особенность географического расположения г. Южно-Сахалинска позволяет осуществлять широкие международные контакты в сфере культуры и искусства - диалог со странами АТР и, прежде всего, Японией, Республикой Корея, Китаем, имеющими древнюю культуру.
Стали традиционными ежегодные гастрольные поездки в эти страны сахалинских профессиональных коллективов: Южно-Сахалинского камерного оркестра, ансамбля современной народной песни "Русский терем". Осуществляются совместные фестивальные проекты "Культурная столица", "Русский дом", в том числе с участием детей. Продолжают укрепляться побратимские связи. Растут контакты в области культуры и искусства: проводятся международные форумы, обмены делегациями жителей, художественными коллективами, выставками.
Целью культурной политики в городском округе "Город Южно-Сахалинск" должно стать развитие творчества, инноваций и социального благополучия, формирование ценностных установок личности и социальных групп.
Основной целью Программы является наиболее полное удовлетворение растущих культурных потребностей населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" качеством предоставления услуг в сфере культуры.
Для достижения данной цели Программой предусмотрено решение следующих задач.
Для достижения данной цели Программой предусмотрено решение следующих задач.
Задача 1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации.
Направлением выполнения данной задачи является:
- Основное мероприятие 1. Популяризация и сохранение памятников истории и культуры как объектов наследия (памятников истории и культуры).
Задача 2. Пополнение и обеспечение сохранности библиотечного фонда документов.
Для решения данной задачи предусматривается реализация следующего мероприятия:
- Основное мероприятие 2. Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания посетителей библиотеки.
Задача 3. Обеспечение развития социально-культурной деятельности.
Решение данной задачи предполагается осуществлять по следующим направлениям:
- Основное мероприятие 3. Организация концертной деятельности учреждений культуры;
- Основное мероприятие 4. Организация досуга на территории городского округа;
- Основное мероприятие 5. Предоставление дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования;
- Мероприятие 7.1. Поддержка традиционной и современной культуры, в том числе гастрольная и фестивальная деятельность;
- Мероприятие 7.2. Подготовка, организация экспозиций (выставок), презентаций, ярмарок;
- Мероприятие 7.3. Организация и проведение мероприятий в сфере культуры;
- Мероприятие 7.5. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей, продвижение талантливых детей и молодежи
- Основное мероприятие 9. Предоставление услуг в сфере организации и проведения в городском округе "Город Южно-Сахалинск" праздничных мероприятий, оказание услуг по созданию благоприятной среды проживания и жизнедеятельности населения;
- Основное мероприятие 11. Проведение независимой оценки качества оказания услуг муниципальными организациями культуры городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Задача 4. Повышение качества бухгалтерского учета финансовой деятельности Учредителя и муниципальных учреждений.
Направлениями выполнения данной задачи являются:
- Основное мероприятие 6. Организация бухгалтерского учета финансовой деятельности Учредителя и подведомственных Учредителю муниципальных учреждений.
Задача 5. Поддержка творческих коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
Для решения данной задачи предусматривается реализация следующего мероприятия:
- Мероприятие 7.4. Предоставление премий в сфере культуры и искусства: Решение Городской Думы города Южно-Сахалинска "О премиях Городской Думы города Южно-Сахалинска в сфере культуры".
Задача 6. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры.
В рамках решения данной задачи предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- Основное мероприятие 8. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры.
Задача 7. Укрепление и развитие кадрового потенциала в сфере культуры, управление реализацией муниципальной программы.
Направлениями выполнения данной задачи являются:
- Основное мероприятие 10. Развитие кадрового потенциала в сфере культуры.
Участниками Программы определены муниципальные учреждения культуры и отраслевого образования, подведомственные Департаменту культуры администрации города Южно-Сахалинска; творческие коллективы и организации, осуществляющие деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Выполнение указанных задач будет осуществляться в условиях решения проблем, сложившихся в сфере культуры городского округа. Вместе с тем, предполагается, что к концу реализации Программы будут созданы условия для протекционирования новых проектов и технологий, культурных индустрий и кластерных структур в качестве альтернативы устаревшей и негибкой сети бюджетных учреждений.
Решение поставленных задач предполагает увеличение доли расходов консолидированного бюджета городского округа на культуру в общем объеме расходов бюджета с целью минимизации рисков в реализации Программы.
3. Прогноз конечных результатов Программы
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы должно стать достижение следующих показателей:
- удовлетворенность населения качеством предоставления услуг в сфере культуры до 90%;
- количество присужденных премий учреждениям культуры, дополнительного образования и творческим коллективам - 4 премии ежегодно;
- предоставление выплат отдельным категориям граждан работающим в учреждениях культуры до 100%;
- увеличение доли детей городского округа, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей с 8% до 8,9%;
- увеличение доли специалистов с профильным образованием с 53% до 57%;
- обеспечение исполнения расходных обязательств учреждений дополнительного образования и учреждений культуры не менее чем на 95% от утвержденных параметров бюджета - не менее 95%.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа планируется к реализации в течение 2020 - 2025 годов. Этапы реализации отсутствуют.
5. Перечень мероприятий Программы
Состав мероприятий, конкретизирующих основные мероприятия Программы, а также обобщенная характеристи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.