Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фрид Е.К, судей Грибанова Ю.Ю, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Борисенко Е.Н. об истребовании земельного участка из незаконного владения, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) обратилось в суд с иском к Борисенко Е.Н. об истребовании земельного участка из незаконного владения.
В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку земельный участок входит в состав военного городка К-1, который использовался Министерством обороны РФ в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаимных расчетах связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28.05.1997, и указан в Приложении N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. В соответствии со ст. 2 Соглашения, Украина передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой структуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе, указанные в Приложении N 2.
Кроме того, Постановлением Правительства г. Севастополя от 14.11.2014 N 483 утвержден порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства. Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, к фактическому использованию которого ЧФ РФ приступил до вступления Республики Крым в состав РФ, на основании вышеуказанного Соглашения, к фактическому использованию которого приступили Вооруженные силы Украины, используемое МО РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ, для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, а также планируемое к использованию МО РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства. Военный городок К-1 фактически использовался Вооруженными силами РФ, на момент заключения указанного Соглашения, и передача в собственность земельного участка N площадью 472 кв.м, расположенного в пределах землепользования ОК ДСК "Арзу" (ДНТ "Арзу"), совершена в нарушение норм ст. 8, ст. 118 Земельного Кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка ВС РФ.
Предусмотренная Распоряжением Кабмина Украины от 21.12.2005 N 555-р комиссия для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в Приложении N 2 к Соглашению не завершила инвентаризацию земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, однако правовой статус спорного земельного участка подпадал под действие ст. 77 Земельного Кодекса Украины и ст. 93 Земельного Кодекса РФ - с отнесением к категории земли обороны, и не мог быть передан в собственность ответчика. Также указывает на то, что 20.03.2015 издано Распоряжение Правительством Севастополя N 195-РП о передаче в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства имущества, в том числе, военного городка К-1. 25.03.2015 между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны РФ подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса. Согласно акту осмотра от 17.04.2019 N 11 земельного участка военного городка К-1, установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1, о чем стало известно истцу из указанного акта, а также при оформлении правоустанавливающих документов на военный городок К-1.
Представитель ФГКУ "Крымское ТУИО", также принимающий участие в деле в качестве 3-го лица на стороне истца, пояснил, что на основании различных индивидуально-правовых актов принятых в 50-60е годы прошлого века, органами власти УССР, Севастополя и Крыма, земельный участок N площадью 1133, 0594 га на котором находится обслуживающий кооператив "Дачно-строительный кооператив "Арзу", отведен Черноморскому флоту СССР, а в последующем был передан Черноморскому флоту РФ в пользование на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997, со ссылкой на приложение 2. Согласно акту приема передачи имущества к Распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП земельный участок, относящийся к имуществу военного городка К-1, в составе которого находятся земельные участки граждан - членов кооператива, в том числе и участок ответчика, передан федеральному государственному казенному учреждению "Крымское ТУИО" МО РФ единым имущественным комплексом. Земельный участок выбыл из собственности г. Севастополя вопреки воле собственника (воли государственных органов), в нарушение норм законодательства действовавшего на момент возникновения спорных отношений по распоряжению земельным участком, поэтому подлежит истребованию из чужого незаконного владения, при этом ответчик не может считаться добросовестным приобретателем земельного участка.
Представители Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительства г. Севастополя, ДИЗО г. Севастополя, будучи своевременно и надлежаще извещенными о явке в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика, представляющий также интересы 3-го лица, ДНТ "Арзу" в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в его удовлетворении, указал на то, что ответчик является добросовестным приобретателем земельного участка, является собственником земельного участка на основании решения органа местного самоуправления - Качинского поселкового Совета г..Севастополя от 14.09.2007 N 542. За ответчиком зарегистрировано право собственности, доказательств выбытия земельного участка из собственности истца не представлено, поскольку земельный участок ответчика на момент его первоначального предоставления в собственность был не сформирован, в собственности истца не находился, равно как не представлено доказательств нахождения земельного участка в собственности города Севастополя на момент его передачи МО РФ. Помимо этого ответчик указывал, что истцом пропущен срок исковой давности, который, должен исчисляться с 20.03.2015, с момента акта приема - передачи имущественного комплекса - военного городка К-1 в федеральную собственность, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Законность выделения земельного участка ОК ДСК "Арзу", а также его членам подтверждена государственной экспертизой землеустроительной документации от 02.04.2007 N 1444/04, кроме того письмом Министерства Обороны РФ 1997 года - отдела морской инженерной службы от 21.05.1997 года указано на то, что вопрос границ земель используемых Черноморским флотом не входит в компетенцию 1997 ОМИС, а относится к компетенции Управления земельных ресурсов г..Севастополя.
Также ответчик отмечал, что в составе технической документации по землеустройству для выделения земельного участка под кооператив, имеется план земельного участка отводимого под дачно-строительный кооператив "Арзу", согласованный в 2006 году начальником гарнизона "Кача", командиром войсковой части 49311, начальником штаба ВВС ЧФ, утвержденный начальником Военно-воздушных Сил ЧФ РФ 20.05.2006, что также свидетельствует о том, что земельный участок ответчика входящий в состав ДСК "Арзу", в состав земель военного городка (имущественного комплекса) не входил.
Кроме того, в 1994, 1995, 1997 годах органами государственной власти Украины, командованием Черноморским флотом РФ, после составления технической документации N 129 в/ч 49311, из землепользования войсковой части, военного городка К-1 изымались земельные части различной площади, поскольку фактически не использовались, находились в береговой, рекреационной зонах. Истцом не учтены положения ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", о том, что документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными органами, признаются без ограничения срока их действия и дополнительного подтверждения.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований МО РФ к Борисенко Е.Н. об истребовании земельного участка из незаконного владения отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене вступивших в законную силу постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Истец поясняет, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что земельный участок передан в собственность ответчика на основании решения органа местного самоуправления, истцом не доказана незаконность приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, не представлено доказательств вхождения данного земельного участка в состав земель военного городка К-1 на момент предоставления в собственность ответчику. Однако податель жалобы считает, что на момент предоставления в частную собственность ответчику, спорный земельный участок фактически являлся частью военного городка N К-1. МО РФ не согласно с выводами судов об отсутствии доказательств отнесения земельного участка к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. В силу требований действующего, на момент принятия решения от 14 сентября 2007 года N 542, законодательства Украины, Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладал соответствующей компетенцией и не имел правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N К-1, относящейся к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации. Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений. Истец считает неверным вывод судов о том, что сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения, принятого с превышением компетенции, не может являться достаточным основанием для лишения ответчика прав в отношении земельного участка.
Также суды необоснованно отклонили ходатайство истца о назначении и проведении судебной землеустроительной экспертизы, что нарушило его права, предусмотренные ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ). Поскольку юридически значимым по данному делу обстоятельством является местоположение земельного участка истца и факта наложения на него земельного участка ответчика, без проведения землеустроительной экспертизы в данном случае решение суда нельзя признать законным и обоснованным. В связи с указанными нарушениями заявитель просит отменить постановленные по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах содержащихся в поданной жалобе доводов, в отсутствие извещенных в порядке ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, но неявившихся лиц, участвующих в деле, не представивших доказательств уважительности неявки в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные постановления по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
В силу положений статей 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участка из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу ФКЗ РФ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденному Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года N 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года N 512-ЗС.
Из материалов дела следует, на основании договора аренды от 03 июля 2007 года земельный участок общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенный в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, передан в аренду ДСК "Арзу" сроком на 50 лет.
Ответчику Борисенко Е.Н, как члену ОК "ДСК "Арзу", передан в собственность земельный участок N, площадью 472 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", целевой назначение: для индивидуального дачного строительства, 14.02.2008 Главным управлением земельных ресурсов в городе Севастополя выдан государственный акт на право собственности на земельный участок.
Кроме того, ответчиком получен кадастровый паспорт с присвоением категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение дачного хозяйства, 14.06.2016 получено свидетельство о государственной регистрации права собственности, право собственности зарегистрировано в ЕГРН РФ управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, что подтверждается материалами регистрационного дела, выпиской из ЕГРН.
Согласно государственного акта о праве собственности на земельный участок от 14.02. 2008, материалов технической документации на спорный земельный участок, кадастрового паспорта земельного участка, усматривается что земельный участок расположен в границах Нахимовского района, землепользования ОК "ДСК "Арзу" предоставленного для индивидуального дачного строительства (согласно ст. 19 ЗК Украины) согласно договору аренды земельного участка от 03.07.2007 N на основании решения Качинского поселкового Совета N 414 от 25.05.2007.
Решением Качинского поселкового Совета от 07 июля 2011 года N 219 расторгнут договор аренды вышеуказанного земельного участка, заключенного между Качинским поселковым советом и ДСК "Арзу", передан в собственность ДСК "Арзу" земельный участок общей площадью 1, 6261 га для эксплуатации и обслуживания земель общего пользования кооператива, согласно представленного кадастрового плана.
Решением Качинского поселкового Совета от 14 сентября 2007 года N 542 утверждена техническая документация по землеустройству, удостоверяющая право на земельные участки для индивидуального дачного строительства в границах землепользования ОК "ДСК "Арзу", которая согласована начальником ЧФ РФ.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок К-1.
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ подписан акт приёма-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Согласно акту осмотра ФККУ "Крымское ТУИО" N 11 от 17 апреля 2019 года земельных участков военного городка К-1, расположенных по адресу: "адрес", установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что земельный участок передан в собственность Борисенко Е.Н. на основании решения органа местного самоуправления, истцом не доказана незаконность приобретения Борисенко Е.Н. права собственности на спорный земельный участок, не представлено доказательств вхождения данного земельного участка в состав земель военного городка К-1 на момент его предоставления в собственность ответчика.
Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
Согласно заключению Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от 22 декабря 2006 года при рассмотрении материалов согласования места расположения земельного участка, ориентировочной площадью 10 га, для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, установлено, что испрашиваемый ОК "ДСК "Арзу" земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет. Согласно справке Севастопольского городского филиала ГП "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) на основании положений статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов утверждено заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 02 апреля 2007 года N 1444/07, согласно которому проект землеустройства N07-003 по отводу земельного участка ОК "ДСК "Арзу" площадью 10, 0 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства оценен положительно и отвечает нормативно-технической документации. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача.
Согласно письму 1997 Отделения морской инженерной службы (ОМИС) МО РФ от 21 мая 2007 года N 1231 вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию 1997 ОИМС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов города Севастополя.
План земельного участка, отводимого под дачно-строительный кооператив, ориентировочной 10, 0 га согласован в мае 2006 года с начальником Военно-Воздушных сил Черноморского флота, начальником штаба ВВС ЧФ, начальником гарнизона Кача, командиром войсковой части 49311. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
С учетом всех обстоятельств по делу, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь положениями статей 301, 302 ГК РФ, статей 81, 116, 118 149 Земельного кодекса Украины (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), статьи 12 ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", статьей 6.1, 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что земельный участок передан в собственность Борисенко Е.Н. на основании решения органа местного самоуправления, незаконность приобретения права собственности на спорный земельный участок, а также вхождение его в состав земель военного городка К-1 на момент предоставления в собственность истцом не доказана.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент издания распоряжения Качинского поселкового Совета 14 сентября 2007 года) земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
Согласно статьи 2 Закона Украины "Об использовании земель обороны" войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участка передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины, особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяется Кабинетом министров Украины.
В силу части 3 статьи 2 Закона Украины "Об использовании земель обороны" размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Как видно из дела, инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота РФ, указанных в приложении N2 к Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота, предусмотренная распоряжением Кабинета министров Украины от 21 декабря 2005 N 555-р. не была завершена.
Следовательно, доказательства предоставления истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 года при инвентаризации земель войсковой части N Черноморского флота, под расположение военного городка К-1 в соответствии с положениями Земельного кодекса Украины, установления границ земельного участка военного городка К-1 в материалах дела отсутствуют. Документы, на которые ссылается истец в обосновании обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка К-1, содержат неоднозначную информацию о составе и площади земельного участка военного городка К-1.
Так, согласно приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота в пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указан "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Поскольку в приложении N2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138, 53 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1, 2 К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138, 54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка К-1.
Перечень имущества военного городка К-1 согласно приложению N2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка К-1, указанному в приложение N1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП.
Более того, судом апелляционной инстанции правомерно обращено внимание на то, что распоряжением Севастопольской городской администрации N 75-р от 27.09.1995 "Об изменении категории земель при перераспределении земельных участков между войсковой частью 49311, совхоз им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача", прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45, 0 га, указанный земельный участок переведен из земель обороны в земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Севастопольского городского Совета N 932 от 05 мая 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК "Арзу".
Учитывая изложенное, в связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им. П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 ЧФ РФ на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
В связи с изложенным при отсутствии достоверных сведений о наложении границ земельных участков сторон следует признать обоснованными выводы судов о нецелесообразности назначения по делу землеустроительной экспертизы. Соответствующие доводы кассационной жалобы истца были предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания, поскольку иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
При установленных обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 января 2020 года оставить без изменений, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.