Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 7 декабря 2020 г. N 3682-па
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Развитие системы образования на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной, региональной и муниципальной политики через реализацию государственной программы Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области", мероприятий национального проекта "Образование", комплексов мер по модернизации муниципальной системы общего образования.
Муниципальная программа "Развитие образования в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы" (далее - Программа) определяет цели, задачи и направления развития системы образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Программа разработана в целях повышения доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества и государства, создания условий для обеспечения реализации прав детей, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В условиях масштабных преобразований в социальной и экономической жизни муниципалитета к системе образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" предъявляются высокие требования:
- обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, способных повысить доступность и качество всех образовательных услуг;
- достижение соответствия содержания и качества образовательных услуг запросам населения и муниципального рынка труда;
- повышение эффективности управления системой образования, в том числе увеличение бюджетных расходов.
В системе образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" 86 муниципальных образовательных организаций различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников более 35 тыс. человек.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования города в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации данной сферы удовлетворяет общество.
1.1. В системе дошкольного образования
В 2019 году система дошкольного образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" включает 53 дошкольных образовательных организации.
В дошкольных образовательных организациях с детьми дошкольного возраста работают 1398 педагогов.
Посещают детские сады 13377 человек, из них в возрасте с 3 до 8 лет - 12293 человека. На данном этапе отсутствует очередность для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Показатель процента укомплектованности дошкольных организаций составляет 98% по причине не востребованности свободных мест в дошкольных организациях сельской местности (с. Синегорск, с. Санаторное). В дошкольных организациях города помимо услуг общеобразовательной направленности оказываются услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, а также функционируют группы оздоровительной направленности для детей, в том числе для детей с туберкулезной интоксикацией.
Несмотря на принятые меры, вопрос доступности качественного дошкольного образования для детей с 2 до 3 лет остается актуальным, потребность в обеспечении детей местами в детских садах по-прежнему превышает возможность существующей сети дошкольных организаций. Причины роста очередности определяется следующими факторами:
- увеличение рождаемости;
- приток населения из других муниципальных образований;
- увеличение миграционных процессов.
По состоянию на январь 2019 года численность детей, стоящих на регистрационном учете в электронной базе "Е-услуги. Образование", составляет 1059 детей.
Ежегодно наблюдается тенденция к увеличению контингента детей с ограниченными возможностями здоровья в предоставлении специального (коррекционного) образования в дошкольных образовательных организациях (в особенности тяжелые речевые нарушения, ДЦП, синдром Дауна и т. д.).
Статистические данные за три года (2017 - 2019 гг.) отражают следующее, количество детей дошкольного возраста по итогам заседаний территориальной психолого-медико-педагогической комиссии составляет в среднем 300 воспитанников. Из нуждающихся каждый год направляются в группы компенсирующей направленности лишь около 60% детей, по причине нехватки мест в группах компенсирующей направленности. Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений муниципального дошкольного образования, таким образом исходя из потребности проводится работа по открытию групп компенсирующей и комбинированной направленности в дошкольных организациях общеразвивающей направленности для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Сегодня в сфере развития дошкольного образования выделяется общая проблема обеспечения качества образования, соответствующего целям опережающего развития, современным стандартам, общественным запросам и потребностям устойчивого социально-экономического развития города. Ее решение зависит от преодоления целого ряда сдерживающих внутренних факторов:
- дефицит мест в дошкольных образовательных организаций, снижение комфортности пребывания в них за счет увеличения количества детей;
- износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных организаций, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, несоответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;
- отсутствие конкуренции на рынке образовательных услуг;
- нехватка специалистов для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
Ограничение доступа к дошкольному образованию выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Отсутствие свободных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, обостряет следующие социальные проблемы:
- невозможность устройства на работу социально активного населения - родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи;
- низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе.
Вложения в систему дошкольного образования признаны сегодня наиболее эффективными с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей (Подпрограмма N 1).
1.2. В системе общего образования
Система общего образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" представлена 31 общеобразовательной организацией, в которых обучается 24922 учащихся (902 класса-комплекта).
В общеобразовательных организациях осуществляют образовательный процесс 1365 педагогов.
Существующая в настоящий период сеть образовательных организаций городского округа "Город Южно-Сахалинск" обеспечивает преемственность и качество реализации образовательных программ на всех ступенях обучения.
В 2019 году 20267 обучающихся (81,6%) учреждений общего начального и основного образования обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам.
В настоящее время в городском округе "Город Южно-Сахалинск" обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
- сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения;
- система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания несовершеннолетних;
- достигнуты определенные успехи в оптимизации муниципальной сети организаций общего образования;
- реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
- ежегодно в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" предусматриваются средства на повышение заработной платы работников образовательных организаций.
Тем не менее анализ состояния системы образования относительно требований инновационного социально-экономического развития Сахалинской области в целом и муниципального образования "Городской округ "Город Южно-Сахалинск" в частности позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) неполное соответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
2) недостаточное соответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
3) недостаточное использование современных образовательных технологий;
4) 31,3% учащихся в 2018-2019 уч. году в Южно-Сахалинске обучается во вторую смену (Подпрограмма N 1).
1.3. В системе воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей
В городском округе "Город Южно-Сахалинск" воспитательная деятельность образовательных учреждений направлена на формирование высокой социальной активности личности, утверждение в общественном сознании духовно-нравственных ценностей, взглядов, воспитание личности гражданина-патриота.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Указом Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" в городском округе "Город Южно-Сахалинск" создан муниципальный опорный центр дополнительного образования детей на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дворец детского (юношеского) творчества города Южно-Сахалинска" для создания условий по обеспечению в городском округе эффективной системы межведомственного взаимодействия участников образовательных отношений в сфере дополнительного образования детей по реализации современных востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей.
В школах города функционируют органы ученического самоуправления, в работу которых вовлечены более тысячи учащихся. На базе образовательных учреждений функционируют 143 детских общественных объединений.
В образовательных учреждениях сложилась система воспитательной работы. Между тем вопросы формирования и развития воспитательной системы школы остаются актуальными в деятельности социальной сферы города Южно-Сахалинска.
Основными условиями успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их воспитание в семье, оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в жизнеустройстве после окончания образовательного учреждения профессионального образования.
Ежегодно в городе Южно-Сахалинске до 63% от вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи (опека, усыновление, возвращение родителям). В 2019 году в городе Южно-Сахалинске насчитывается 623 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 409 воспитываются в семьях приемных родителей, 20 - в опекунских семьях, 194 - усыновлены (удочерены).
Для обеспечения успешной социализации детей указанной категории необходимо реализовать дополнительный комплекс мер, направленных на решение этой проблемы (Подпрограмма N 1).
1.4. В развитии кадрового потенциала
В городском округе "Город Южно-Сахалинск" активно формируются современный корпус педагогов и управленцев системы образования, новая профессиональная культура. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике.
В системе образования городского округа трудятся 2960 педагогических работников. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами составляет 75,9%.
В образовательных организациях наиболее востребованы учителя начальных классов, истории, физики, русского языка и литературы, английского языка, географии, физической культуры, математики, музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций, преподаватели вокала, фортепиано, тренеры по спортивной и художественной гимнастике.
Дефицит кадров в сфере образования по сравнению с 2013 годом увеличился на 6,5%. Проблема обеспечения кадрами решается за счет увеличения учебной нагрузки на работающих специалистов и привлечения их к работе по совместительству. Из числа работающих педагогов в дошкольных организациях 15%, а в школах 30% имеют внутреннее и внешнее совместительство.
Важным фактором, определяющим динамику обновления кадрового корпуса, является уровень заработной платы педагогов. Повышение заработной платы педагогов стало одной из целей, реализуемых с 2011 года, проекта модернизации региональной системы общего образования.
В настоящее время 585 специалистов сферы образования нуждаются в предоставлении жилья, 127 из них - молодые специалисты.
Выражен возрастной дисбаланс в образовательных организациях: доля педагогов пенсионного возраста составляет 40%. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля молодых учителей в возрасте до 30 лет составляет 11,7% (таблица N 2). Увеличение доли работников пожилого возраста происходит как вследствие ухода молодых специалистов из отрасли, так и в результате недостаточного их притока в отрасль, т. е. нежелания выпускников профессиональных образовательных учреждений работать в образовательных организациях, особенно в отдаленных от города районах и сельской местности.
Неуклонно увеличивается удельный вес работников образования, имеющих высшее образование. В настоящее время высшее образование имеют 91,1% педагогов от их общего количества.
За последние 3 года 90% педагогического состава города повысили свою квалификацию.
Качественным показателем профессионального уровня работников является аттестация кадров. Доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, составляет 65%.
Анализ ситуации показывает, что в сфере развития кадрового потенциала системы образования городского округа существуют следующие проблемы:
- низкий статус профессии педагога;
- снижение профессионального уровня педагогических работников;
- дефицит высококвалифицированных педагогических и управленческих кадров;
- недостаточная социальная защищенность педагогических работников, в том числе молодых специалистов (недостаточный уровень оплаты труда, отсутствие жилья);
- старение кадров, низкая доля молодых специалистов в структуре учреждений образования (Подпрограмма N 2).
1.5. В системе организации питания
Сохранение и укрепление здоровья является одним из основных факторов развития в данном стратегическом направлении развития города Южно-Сахалинска.
Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, именно питание занимает ведущее место.
Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде и оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Результаты профилактических осмотров последних лет показывают, что заболеваемость детей и подростков в группе алиментарно зависимых заболеваний, несмотря на незначительное снижение, остается на достаточно высоком уровне.
Согласно статистическому анализу, проведенному ГБУЗ "Южно-Сахалинская детская городская поликлиника", среди заболеваний детей 0-17 лет на первом месте стоят болезни органов дыхания, инфекционные болезни, в том числе органов пищеварения, а также ортопедическая и неврологическая патологии. Отмечается тенденция к росту патологии зрения у школьников. Основными причинами врачи называют несбалансированность школьного питания, нарушение режима питания, недостаток овощей и фруктов.
Анализ системы организации детского и школьного питания показывает, что в последние годы наблюдаются определенные позитивные изменения в ее организации: существенно изменился и расширился ассортимент блюд, в рацион питания включены витаминизированные продукты, йодированная соль, идет постоянная работа над совершенствованием перспективных 10-дневных меню с учетом использования современного технологического оборудования, региональных особенностей и предпочтений детей, физиологических потребностей детей разных возрастных категорий.
Организация рационального и доступного горячего питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания здоровья ребенка и повышения эффективности обучения.
За последние 5 лет организация питания учащихся в общеобразовательных организациях значительно улучшена: охват учащихся горячим питанием увеличился до 77%, охват питанием учащихся, включая все виды обслуживания, до 92%.
Учреждения образования являются местом ежедневной активной деятельности детей. Организация учащихся и воспитанников в коллективы, их длительное пребывание в школах и детских садах позволяет эффективно осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость реализации комплекса программных мероприятий, направленных на улучшение структуры здорового питания детей и подростков в рамках образовательного учреждения.
Очевидно, что в современных условиях организация здорового детского питания должна найти достойное место в реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, а также в реализации Стратегического плана развития города Южно-Сахалинска (Подпрограмма N 3).
1.6. В системе организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи
По данным наблюдений не все дети школьного возраста городского округа в каникулярный период имеют возможность получить организованный, содержательный досуг. Отдохнуть в загородных оздоровительных учреждениях на материке или просто выехать с родителями в отпуск имеют возможность не все дети, поэтому перед администрацией городского округа стоит важная задача - создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей в каникулярный период, организовать полноценный содержательный досуг, отвлечь от улицы, что в свою очередь будет способствовать решению одной из основных задач стратегии развития городского округа - формирование областного селитебного центра, призванного обеспечить условия для комфортного, безопасного проживания и проведение активной демографической политики в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
По данным реестра организаций отдыха, оздоровления и занятости детей, в настоящее время в Сахалинской области действует 6 стационарных оздоровительных учреждений, которые могут организовать оздоровление и досуг для 3090 детей. И этого недостаточно для организации полноценного отдыха и занятости детей и подростков в каникулярный период. Компенсировать существующий недостаток загородных стационарных оздоровительных учреждений для детей призваны альтернативные формы организации каникулярного отдыха и занятости - лагеря дневного пребывания, профильные лагеря, создающиеся в каникулярный период в учреждениях образования, культуры, спорта.
В летний период 2018 года на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" было открыто 89 лагерей различного профиля, которые своей деятельностью охватили 6160 детей (26,7% от численности детей школьного возраста). Общая численность несовершеннолетних, охваченных организованным отдыхом, оздоровлением и трудовой занятостью в каникулярный период при учреждениях образования, культуры, спорта и молодежной политики, в 2018 году составила 19800 детей школьного возраста, в том числе: детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), - 3000 детей.
Количество и охват детей такой альтернативной формой отдыха и занятости, как многодневные туристские походы, ежегодно неуклонно снижается. Кроме этого отмечается крайне незначительная динамика по увеличению количества охваченных трудовой занятостью несовершеннолетних, также в форме лагерей труда и отдыха. Это прямым образом сказывается на возможности организовать летний отдых и занятость как можно большему количеству детей.
Существующей сети альтернативных форм отдыха и занятости недостаточно, и это отрицательно сказывается на удовлетворении потребности населения в организации каникулярного отдыха детей.
Поэтому одна из основных задач, которую необходимо решать программными методами - сохранение и расширение существующей сети альтернативных форм отдыха и занятости детей и обеспечение безопасных условий организации отдыха и занятости детей в каникулярный период.
Основной причиной недостаточного количества альтернативных форм организации отдыха детей в каникулярный период является слабая материально-техническая база, имеющаяся в учреждениях. Поэтому одной из задач, которую призвана решить данная Программа, является укрепление материально-технической базы оздоровительных лагерей при учреждениях образования, культуры, спорта.
Практика организации каникулярного отдыха детей и подростков выявила еще одну проблему, которую необходимо решать - слабая информированность населения (потенциального потребителя услуги) о функционировании лагерей дневного пребывания, загородных стационарных оздоровительных учреждений и других альтернативных форм отдыха и занятости детей, подростков.
Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач.
Остальные риски должны быть минимизированы организацией мониторинга достижения результатов Программы (Подпрограмма N 4).
1.7. В обеспечении безопасности образовательных организаций
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности: санитарно-эпидемиологическую, пожарную, электрическую, антитеррористическую, экологическую, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Данные предписаний Роспотребнадзора и Госпожнадзора за последние три года свидетельствуют о том, что обеспечение безопасности образовательного процесса в образовательных организациях города требуют особого внимания в части исполнения требований, предъявляемых надзорными органами к пожарной и санитарной безопасности.
В настоящее время материально-техническое состояние учреждений системы образования города Южно-Сахалинска изношенностью основных фондов (здания, сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение безопасности учреждений системы образования.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных организаций очевидна. Она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой (Подпрограмма N 5).
1.8. В бюджетной системе
В условиях сложившейся экономической ситуации важно оптимизировать использование ресурсов (персонала, оборудования, помещений и так далее) в процессе деятельности учреждения, при этом выбор наиболее эффективной формы организации бухгалтерского учета приобретает особую актуальность.
Для оптимизации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в муниципальных организациях, подведомственных Департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска, ведение бухгалтерского учета передано в МКУ ЦБУО.
МКУ ЦБУО в соответствии с заключенными договорами о бухгалтерском обслуживании осуществляет:
- открытие и ведение текущих и лицевых счетов, выполнение операций по ним;
- подготовку к проведению инвентаризации финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также участие в инвентаризациях;
- сдачу необходимой налоговой, статистической и иной отчетности;
- контроль за исполнением муниципальных контрактов, формирование отчетности по исполнению муниципальных контрактов;
- начисление заработной платы работникам, а также расчет налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- выполнение и оформление кассовых операций;
- иные действия, предусмотренные нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность учреждений.
Услуги, оказываемые МКУ ЦБУО, осуществляются на безвозмездной основе.
В систему обслуживания МКУ ЦБУО входит 71 организация:
- 45 муниципальных дошкольных образовательных организаций;
- 23 муниципальных общеобразовательных организаций;
- 1 муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования;
- Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска;
- муниципальное казенное учреждение "Эксплуатационно-хозяйственная служба учреждений образования".
В настоящее время все учреждения обеспечены лицензионным программным обеспечением, внедрены единые стандарты бюджетного учета, унифицированы бухгалтерские проводки, практически внедрены все необходимые отраслевые модули для полноценного качественного учета и составления отчетности. (Подпрограмма N 6).
1.9. В строительстве, реконструкции и проведении капитальных ремонтов образовательных организаций
За последние годы в городском округе "Город Южно-Сахалинск" проведена большая работа и достигнуты положительные результаты в развитии образования, включая укрепление материально-технической базы объектов образования. Однако недостаток финансирования на проведение капитальных ремонтов привел к высокому моральному и физическому износу инфраструктуры сферы образования. Кроме того, технологическая отсталость объектов в настоящее время не позволяет выполнять современные требования, включая противопожарные, санитарные нормы, требования энергосбережения и энергоэффективности.
В городе Южно-Сахалинске основные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются в 86 образовательных организациях, из них:
- общеобразовательные организации - 31;
- дошкольные общеобразовательные организации - 53;
- организации дополнительного образования - 2.
Введение нового Федерального стандарта общего образования, который определяет условия получения качественного образования, требует значительного увеличения дополнительных площадей.
Условиями, способствующими обеспечению безопасности и комфортности общеобразовательных учреждений, является ввод новых объектов общего образования, соответствующих новым, современным условиям.
В 90-е годы прошлого столетия строительство школ в городском округе "Город Южно-Сахалинск" не велось.
В настоящее время в ведении муниципальных общеобразовательных организаций всех типов находятся 34 здания и сооружения учебного и хозяйственного назначения, общей площадью 25428,5 кв. м. При этом третья часть школьных зданий построена в 50-70-е годы прошлого столетия и имеет износ зданий более 50%.
Из 31 общеобразовательной организации на сегодняшний момент требуют капитального ремонта 29 общеобразовательных организаций, в 2 образовательных организациях отсутствуют спортивные залы, в 5 организациях организовано привозное питание, в 13 организациях отсутствует актовый зал.
Архитектурная недоступность инфраструктуры образовательных организаций затрудняет доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам образования. Вместе с тем под данными условиями зачастую имеется в виду только наличие в образовательном учреждении пандуса, оборудованного перилами. (Подпрограмма N 7).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.