Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 8 апреля 2021 г. - Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 15 марта 2021 г. N 665-па
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Развитие системы образования на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной, региональной и муниципальной политики через реализацию государственной программы Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области", мероприятий национального проекта "Образование", комплексов мер по модернизации муниципальной системы общего образования.
Муниципальная программа "Развитие образования в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы" (далее - Программа) определяет цели, задачи и направления развития системы образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Программа разработана в целях повышения доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества и государства, создания условий для обеспечения реализации прав детей, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В условиях масштабных преобразований в социальной и экономической жизни муниципалитета к системе образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" предъявляются высокие требования:
- обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, способных повысить доступность и качество всех образовательных услуг;
- достижение соответствия содержания и качества образовательных услуг запросам населения и муниципального рынка труда;
- повышение эффективности управления системой образования, в том числе увеличение бюджетных расходов.
В системе образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" 86 муниципальных образовательных организаций различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников более 35 тыс. человек.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования города в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации данной сферы удовлетворяет общество.
1.1. В системе дошкольного образования
В 2019 году система дошкольного образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" включает 53 дошкольных образовательных организации.
В дошкольных образовательных организациях с детьми дошкольного возраста работают 1398 педагогов.
Посещают детские сады 13377 человек, из них в возрасте с 3 до 8 лет - 12293 человека. На данном этапе отсутствует очередность для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Показатель процента укомплектованности дошкольных организаций составляет 98% по причине не востребованности свободных мест в дошкольных организациях сельской местности (с. Синегорск, с. Санаторное). В дошкольных организациях города помимо услуг общеобразовательной направленности оказываются услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, а также функционируют группы оздоровительной направленности для детей, в том числе для детей с туберкулезной интоксикацией.
Несмотря на принятые меры, вопрос доступности качественного дошкольного образования для детей с 2 до 3 лет остается актуальным, потребность в обеспечении детей местами в детских садах по-прежнему превышает возможность существующей сети дошкольных организаций. Причины роста очередности определяется следующими факторами:
- увеличение рождаемости;
- приток населения из других муниципальных образований;
- увеличение миграционных процессов.
По состоянию на январь 2019 года численность детей, стоящих на регистрационном учете в электронной базе "Е-услуги. Образование", составляет 1059 детей.
Ежегодно наблюдается тенденция к увеличению контингента детей с ограниченными возможностями здоровья в предоставлении специального (коррекционного) образования в дошкольных образовательных организациях (в особенности тяжелые речевые нарушения, ДЦП, синдром Дауна и т. д.).
Статистические данные за три года (2017 - 2019 гг.) отражают следующее, количество детей дошкольного возраста по итогам заседаний территориальной психолого-медико-педагогической комиссии составляет в среднем 300 воспитанников. Из нуждающихся каждый год направляются в группы компенсирующей направленности лишь около 60% детей, по причине нехватки мест в группах компенсирующей направленности. Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений муниципального дошкольного образования, таким образом исходя из потребности проводится работа по открытию групп компенсирующей и комбинированной направленности в дошкольных организациях общеразвивающей направленности для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Сегодня в сфере развития дошкольного образования выделяется общая проблема обеспечения качества образования, соответствующего целям опережающего развития, современным стандартам, общественным запросам и потребностям устойчивого социально-экономического развития города. Ее решение зависит от преодоления целого ряда сдерживающих внутренних факторов:
- дефицит мест в дошкольных образовательных организаций, снижение комфортности пребывания в них за счет увеличения количества детей;
- износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных организаций, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, несоответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;
- отсутствие конкуренции на рынке образовательных услуг;
- нехватка специалистов для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
Ограничение доступа к дошкольному образованию выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Отсутствие свободных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, обостряет следующие социальные проблемы:
- невозможность устройства на работу социально активного населения - родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи;
- низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе.
Вложения в систему дошкольного образования признаны сегодня наиболее эффективными с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей (Подпрограмма N 1).
1.2. В системе общего образования
Система общего образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" представлена 31 общеобразовательной организацией, в которых обучается 24922 учащихся (902 класса-комплекта).
В общеобразовательных организациях осуществляют образовательный процесс 1365 педагогов.
Существующая в настоящий период сеть образовательных организаций городского округа "Город Южно-Сахалинск" обеспечивает преемственность и качество реализации образовательных программ на всех ступенях обучения.
В 2019 году 20267 обучающихся (81,6%) учреждений общего начального и основного образования обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам.
В настоящее время в городском округе "Город Южно-Сахалинск" обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
- сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения;
- система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания несовершеннолетних;
- достигнуты определенные успехи в оптимизации муниципальной сети организаций общего образования;
- реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
- ежегодно в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" предусматриваются средства на повышение заработной платы работников образовательных организаций.
Тем не менее анализ состояния системы образования относительно требований инновационного социально-экономического развития Сахалинской области в целом и муниципального образования "Городской округ "Город Южно-Сахалинск" в частности позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) неполное соответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
2) недостаточное соответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
3) недостаточное использование современных образовательных технологий;
4) 31,3% учащихся в 2018-2019 уч. году в Южно-Сахалинске обучается во вторую смену (Подпрограмма N 1).
1.3. В системе воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей
В городском округе "Город Южно-Сахалинск" воспитательная деятельность образовательных учреждений направлена на формирование высокой социальной активности личности, утверждение в общественном сознании духовно-нравственных ценностей, взглядов, воспитание личности гражданина-патриота.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Указом Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" в городском округе "Город Южно-Сахалинск" создан муниципальный опорный центр дополнительного образования детей на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дворец детского (юношеского) творчества города Южно-Сахалинска" для создания условий по обеспечению в городском округе эффективной системы межведомственного взаимодействия участников образовательных отношений в сфере дополнительного образования детей по реализации современных востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей.
В школах города функционируют органы ученического самоуправления, в работу которых вовлечены более тысячи учащихся. На базе образовательных учреждений функционируют 143 детских общественных объединений.
В образовательных учреждениях сложилась система воспитательной работы. Между тем вопросы формирования и развития воспитательной системы школы остаются актуальными в деятельности социальной сферы города Южно-Сахалинска.
Основными условиями успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их воспитание в семье, оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в жизнеустройстве после окончания образовательного учреждения профессионального образования.
Ежегодно в городе Южно-Сахалинске до 63% от вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи (опека, усыновление, возвращение родителям). В 2019 году в городе Южно-Сахалинске насчитывается 623 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 409 воспитываются в семьях приемных родителей, 20 - в опекунских семьях, 194 - усыновлены (удочерены).
Для обеспечения успешной социализации детей указанной категории необходимо реализовать дополнительный комплекс мер, направленных на решение этой проблемы (Подпрограмма N 1).
1.4. В развитии кадрового потенциала
В городском округе "Город Южно-Сахалинск" активно формируются современный корпус педагогов и управленцев системы образования, новая профессиональная культура. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике.
В системе образования городского округа трудятся 2960 педагогических работников. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами составляет 75,9%.
В образовательных организациях наиболее востребованы учителя начальных классов, истории, физики, русского языка и литературы, английского языка, географии, физической культуры, математики, музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций, преподаватели вокала, фортепиано, тренеры по спортивной и художественной гимнастике.
Дефицит кадров в сфере образования по сравнению с 2013 годом увеличился на 6,5%. Проблема обеспечения кадрами решается за счет увеличения учебной нагрузки на работающих специалистов и привлечения их к работе по совместительству. Из числа работающих педагогов в дошкольных организациях 15%, а в школах 30% имеют внутреннее и внешнее совместительство.
Важным фактором, определяющим динамику обновления кадрового корпуса, является уровень заработной платы педагогов. Повышение заработной платы педагогов стало одной из целей, реализуемых с 2011 года, проекта модернизации региональной системы общего образования.
В настоящее время 585 специалистов сферы образования нуждаются в предоставлении жилья, 127 из них - молодые специалисты.
Выражен возрастной дисбаланс в образовательных организациях: доля педагогов пенсионного возраста составляет 40%. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля молодых учителей в возрасте до 30 лет составляет 11,7% (таблица N 2). Увеличение доли работников пожилого возраста происходит как вследствие ухода молодых специалистов из отрасли, так и в результате недостаточного их притока в отрасль, т. е. нежелания выпускников профессиональных образовательных учреждений работать в образовательных организациях, особенно в отдаленных от города районах и сельской местности.
Неуклонно увеличивается удельный вес работников образования, имеющих высшее образование. В настоящее время высшее образование имеют 91,1% педагогов от их общего количества.
За последние 3 года 90% педагогического состава города повысили свою квалификацию.
Качественным показателем профессионального уровня работников является аттестация кадров. Доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, составляет 65%.
Анализ ситуации показывает, что в сфере развития кадрового потенциала системы образования городского округа существуют следующие проблемы:
- низкий статус профессии педагога;
- снижение профессионального уровня педагогических работников;
- дефицит высококвалифицированных педагогических и управленческих кадров;
- недостаточная социальная защищенность педагогических работников, в том числе молодых специалистов (недостаточный уровень оплаты труда, отсутствие жилья);
- старение кадров, низкая доля молодых специалистов в структуре учреждений образования (Подпрограмма N 2).
1.5. В системе организации питания
Сохранение и укрепление здоровья является одним из основных факторов развития в данном стратегическом направлении развития города Южно-Сахалинска.
Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, именно питание занимает ведущее место.
Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде и оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Результаты профилактических осмотров последних лет показывают, что заболеваемость детей и подростков в группе алиментарно зависимых заболеваний, несмотря на незначительное снижение, остается на достаточно высоком уровне.
Согласно статистическому анализу, проведенному ГБУЗ "Южно-Сахалинская детская городская поликлиника", среди заболеваний детей 0-17 лет на первом месте стоят болезни органов дыхания, инфекционные болезни, в том числе органов пищеварения, а также ортопедическая и неврологическая патологии. Отмечается тенденция к росту патологии зрения у школьников. Основными причинами врачи называют несбалансированность школьного питания, нарушение режима питания, недостаток овощей и фруктов.
Анализ системы организации детского и школьного питания показывает, что в последние годы наблюдаются определенные позитивные изменения в ее организации: существенно изменился и расширился ассортимент блюд, в рацион питания включены витаминизированные продукты, йодированная соль, идет постоянная работа над совершенствованием перспективных 10-дневных меню с учетом использования современного технологического оборудования, региональных особенностей и предпочтений детей, физиологических потребностей детей разных возрастных категорий.
Организация рационального и доступного горячего питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания здоровья ребенка и повышения эффективности обучения.
За последние 5 лет организация питания учащихся в общеобразовательных организациях значительно улучшена: охват учащихся горячим питанием увеличился до 77%, охват питанием учащихся, включая все виды обслуживания, до 92%.
Учреждения образования являются местом ежедневной активной деятельности детей. Организация учащихся и воспитанников в коллективы, их длительное пребывание в школах и детских садах позволяет эффективно осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость реализации комплекса программных мероприятий, направленных на улучшение структуры здорового питания детей и подростков в рамках образовательного учреждения.
Очевидно, что в современных условиях организация здорового детского питания должна найти достойное место в реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, а также в реализации Стратегического плана развития города Южно-Сахалинска (Подпрограмма N 3).
1.6. В системе организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи
По данным наблюдений не все дети школьного возраста городского округа в каникулярный период имеют возможность получить организованный, содержательный досуг. Отдохнуть в загородных оздоровительных учреждениях на материке или просто выехать с родителями в отпуск имеют возможность не все дети, поэтому перед администрацией городского округа стоит важная задача - создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей в каникулярный период, организовать полноценный содержательный досуг, отвлечь от улицы, что в свою очередь будет способствовать решению одной из основных задач стратегии развития городского округа - формирование областного селитебного центра, призванного обеспечить условия для комфортного, безопасного проживания и проведение активной демографической политики в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
По данным реестра организаций отдыха, оздоровления и занятости детей, в настоящее время в Сахалинской области действует 6 стационарных оздоровительных учреждений, которые могут организовать оздоровление и досуг для 3090 детей. И этого недостаточно для организации полноценного отдыха и занятости детей и подростков в каникулярный период. Компенсировать существующий недостаток загородных стационарных оздоровительных учреждений для детей призваны альтернативные формы организации каникулярного отдыха и занятости - лагеря дневного пребывания, профильные лагеря, создающиеся в каникулярный период в учреждениях образования, культуры, спорта.
В летний период 2018 года на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" было открыто 89 лагерей различного профиля, которые своей деятельностью охватили 6160 детей (26,7% от численности детей школьного возраста). Общая численность несовершеннолетних, охваченных организованным отдыхом, оздоровлением и трудовой занятостью в каникулярный период при учреждениях образования, культуры, спорта и молодежной политики, в 2018 году составила 19800 детей школьного возраста, в том числе: детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), - 3000 детей.
Количество и охват детей такой альтернативной формой отдыха и занятости, как многодневные туристские походы, ежегодно неуклонно снижается. Кроме этого отмечается крайне незначительная динамика по увеличению количества охваченных трудовой занятостью несовершеннолетних, также в форме лагерей труда и отдыха. Это прямым образом сказывается на возможности организовать летний отдых и занятость как можно большему количеству детей.
Существующей сети альтернативных форм отдыха и занятости недостаточно, и это отрицательно сказывается на удовлетворении потребности населения в организации каникулярного отдыха детей.
Поэтому одна из основных задач, которую необходимо решать программными методами - сохранение и расширение существующей сети альтернативных форм отдыха и занятости детей и обеспечение безопасных условий организации отдыха и занятости детей в каникулярный период.
Основной причиной недостаточного количества альтернативных форм организации отдыха детей в каникулярный период является слабая материально-техническая база, имеющаяся в учреждениях. Поэтому одной из задач, которую призвана решить данная Программа, является укрепление материально-технической базы оздоровительных лагерей при учреждениях образования, культуры, спорта.
Практика организации каникулярного отдыха детей и подростков выявила еще одну проблему, которую необходимо решать - слабая информированность населения (потенциального потребителя услуги) о функционировании лагерей дневного пребывания, загородных стационарных оздоровительных учреждений и других альтернативных форм отдыха и занятости детей, подростков.
Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач.
Остальные риски должны быть минимизированы организацией мониторинга достижения результатов Программы (Подпрограмма N 4).
1.7. В обеспечении безопасности образовательных организаций
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности: санитарно-эпидемиологическую, пожарную, электрическую, антитеррористическую, экологическую, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Данные предписаний Роспотребнадзора и Госпожнадзора за последние три года свидетельствуют о том, что обеспечение безопасности образовательного процесса в образовательных организациях города требуют особого внимания в части исполнения требований, предъявляемых надзорными органами к пожарной и санитарной безопасности.
В настоящее время материально-техническое состояние учреждений системы образования города Южно-Сахалинска изношенностью основных фондов (здания, сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение безопасности учреждений системы образования.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных организаций очевидна. Она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой (Подпрограмма N 5).
1.8. В бюджетной системе
В условиях сложившейся экономической ситуации важно оптимизировать использование ресурсов (персонала, оборудования, помещений и так далее) в процессе деятельности учреждения, при этом выбор наиболее эффективной формы организации бухгалтерского учета приобретает особую актуальность.
Для оптимизации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в муниципальных организациях, подведомственных Департаменту образования администрации города Южно-Сахалинска, ведение бухгалтерского учета передано в МКУ ЦБУО.
МКУ ЦБУО в соответствии с заключенными договорами о бухгалтерском обслуживании осуществляет:
- открытие и ведение текущих и лицевых счетов, выполнение операций по ним;
- подготовку к проведению инвентаризации финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также участие в инвентаризациях;
- сдачу необходимой налоговой, статистической и иной отчетности;
- контроль за исполнением муниципальных контрактов, формирование отчетности по исполнению муниципальных контрактов;
- начисление заработной платы работникам, а также расчет налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- выполнение и оформление кассовых операций;
- иные действия, предусмотренные нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность учреждений.
Услуги, оказываемые МКУ ЦБУО, осуществляются на безвозмездной основе.
В систему обслуживания МКУ ЦБУО входит 71 организация:
- 45 муниципальных дошкольных образовательных организаций;
- 23 муниципальных общеобразовательных организаций;
- 1 муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования;
- Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска;
- муниципальное казенное учреждение "Эксплуатационно-хозяйственная служба учреждений образования".
В настоящее время все учреждения обеспечены лицензионным программным обеспечением, внедрены единые стандарты бюджетного учета, унифицированы бухгалтерские проводки, практически внедрены все необходимые отраслевые модули для полноценного качественного учета и составления отчетности. (Подпрограмма N 6).
1.9. В строительстве, реконструкции и проведении капитальных ремонтов образовательных организаций
За последние годы в городском округе "Город Южно-Сахалинск" проведена большая работа и достигнуты положительные результаты в развитии образования, включая укрепление материально-технической базы объектов образования. Однако недостаток финансирования на проведение капитальных ремонтов привел к высокому моральному и физическому износу инфраструктуры сферы образования. Кроме того, технологическая отсталость объектов в настоящее время не позволяет выполнять современные требования, включая противопожарные, санитарные нормы, требования энергосбережения и энергоэффективности.
В городе Южно-Сахалинске основные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются в 86 образовательных организациях, из них:
- общеобразовательные организации - 31;
- дошкольные общеобразовательные организации - 53;
- организации дополнительного образования - 2.
Введение нового Федерального стандарта общего образования, который определяет условия получения качественного образования, требует значительного увеличения площадей зданий образовательных организаций.
Условиями, способствующими обеспечению безопасности и комфортности общеобразовательных учреждений, является ввод новых объектов общего образования, соответствующих новым, современным условиям.
В 90-е годы прошлого столетия строительство школ в городском округе "Город Южно-Сахалинск" не велось.
В настоящее время в ведении муниципальных общеобразовательных организаций всех типов находятся 34 здания и сооружения учебного и хозяйственного назначения, общей площадью 174370 кв. м. При этом третья часть школьных зданий построена в 50-70-е годы прошлого столетия и имеет износ зданий более 50%.
Из 31 общеобразовательной организации на сегодняшний момент требуют капитального ремонта 24 общеобразовательных организаций, в 2 образовательных организациях отсутствуют спортивные залы, в 5 организациях организовано привозное питание, в 12 организациях отсутствует актовый зал.
Архитектурная недоступность инфраструктуры образовательных организаций затрудняет доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам образования. Для существующих зданий старого типа возможно только выполнение ограниченных мероприятий по доступности по принципу "разумного приспособления". Проблема обеспечения полной доступности может решаться только вводом новых зданий, соответствующих современным требованиям. (Подпрограмма N 7).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.