На основании пункта 3 статьи 2, части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", частей 2, 5 - 17 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Сахалинской области (прилагается).
2. Утвердить Перечень должностных лиц министерства строительства Сахалинской области, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (прилагается).
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Председатель Правительства Сахалинской области |
В.Г. Щербина |
Порядок
осуществления государственного контроля (надзора) в области
долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов
недвижимости на территории Сахалинской области
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 9 августа 2016 г. N 397)
1. Общие положения
1.1. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Сахалинской области (далее - Порядок) разработан с целью установления порядка деятельности, требований к организации и осуществлению уполномоченным органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства на территории Сахалинской области, определения перечня должностных лиц указанного органа и их полномочий.
1.2. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства на территории Сахалинской области (далее - контроль (надзор) в области долевого строительства) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области - министерством строительства Сахалинской области (далее - Министерство).
1.3. Задачами контроля (надзора) в области долевого строительства являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
1.4. Контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется посредством:
а) организации и проведения мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства и лиц, деятельность которых связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Министерства;
б) организации и проведения проверок выполнения обязательных требований лицами, деятельность которых связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
в) принятия мер воздействия для пресечения и (или) устранения выявленных нарушений (направление предписания об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, производство по делам об административных правонарушениях) и иных мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) обращения в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, с заявлением о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц, связанных с нарушениями Федерального закона N 214-ФЗ;
е) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
1.5. Контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется Министерством в отношении деятельности лица, связанной с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляемой им до даты окончания последнего квартала, в течение которого действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный этим лицом с участником долевого строительства, или если у него имелись неисполненные обязательства по договору с участником долевого строительства, и завершается проверкой соответствующей ежеквартальной отчетности застройщика.
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства, подлежат включению в дело, формируемое Министерством.
1.6. В случае выявления при проведении проверки нарушений действующего законодательства, по которым принятие мер реагирования не входит в компетенцию Министерства, должностное лицо Министерства, выявившее указанные нарушения, направляет материалы проверки в правоохранительные и иные органы в соответствии с их компетенцией.
2. Полномочия должностных лиц Министерства, имеющих право на
осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства
2.1. Уполномоченные должностные лица Министерства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов сведения и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) проводить мероприятия по контролю, в том числе плановые и внеплановые документарные и (или) выездные проверки;
3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Министерства о назначении проверки входить в здания и другие служебные помещения организации, в отношении которой проводится выездная проверка, пользоваться необходимыми для проверки техническими средствами;
4) получать копии документов, заверенные подписью руководителя организации, и в случаях, предусмотренных законодательством, подписью главного бухгалтера или лиц, их замещающих, и оттиском печати субъекта проверки;
5) осуществлять копирование документов для приобщения к материалам проверки, проводить их исследования, а также испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
6) получать доступ к автоматизированным информационным системам субъекта проверки, в отношении которого проводится выездная проверка, в режиме просмотра и выборки необходимой информации;
7) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ.
2.2. Уполномоченные должностные лица Министерства при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании приказа Министерства в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министерства, копии документа о согласовании проведения проверки (если оно требуется);
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, проверка которого проводится, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, проверка которого проводится, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лица, проверка которого проводится, с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц, государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лиц, в отношении которых проведена проверка;
9) доказывать обоснованность своих действий (решений) при их обжаловании лицами, проверка которых проводится (проводилась), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
11) не требовать от лица, в отношении которого проводится проверка, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лица, в отношении которого назначена проверка, ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
2.3. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Министерства обязаны принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры воздействия для пресечения и (или) устранения выявленных нарушений:
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, юридических лиц, государства;
- принять меры, необходимые для привлечения виновных лиц к ответственности, установленной Федеральным законом N 214-ФЗ и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.4. Уполномоченные должностные лица Министерства при осуществлении полномочий по контролю (надзору) в области долевого строительства соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона N 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
3. Порядок организации и проведения мероприятий по контролю
соблюдения обязательных требований
3.1. К отношениям, связанным с осуществлением Министерством контроля (надзора) в области долевого строительства, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
3.2. Положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Министерства и лиц, деятельность которых связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Министерства, в том числе:
- получение и анализ ежеквартальной отчетности застройщиков;
- получение и анализ проектной декларации, изменений в проектную декларацию застройщика;
- получение и анализ обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- анализ соблюдения установленного срока исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданного Министерством.
3.3. В целях осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства Министерство в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ, частями 8 - 13 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
3.4. Основанием для проведения Министерством плановой проверки является истечение одного года с даты выдачи лицу, привлекающему денежные средства граждан для строительства, разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица на территории Сахалинской области.
3.5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) неисполнение в установленный срок лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, выданного Министерством предписания об устранении нарушения требований Федерального закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган);
2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) поступление в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет о фактах нарушений требований Федерального закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;
4) приказ Министерства о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти Сахалинской области в случае выявления нарушений обязательных требований Федерального закона N 214-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
5) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3.6. Проверка соблюдения обязательных требований включает в себя следующие действия:
- формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;
- организация проверок;
- проведение плановых и (или) внеплановых документарных и (или) выездных проверок;
- оформление результатов проверок;
- составление и направление предписаний об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, контроль за исполнением выданных предписаний.
3.7. Объектом проверки является деятельность, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Сахалинской области.
3.8. Предметом проверок (мероприятий по контролю) является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе обязательных требований:
- к наличию и соответствию проектной декларации требованиям законодательства об участии в долевом строительстве, проектной и разрешительной документации, экспертному заключению;
- к порядку размещения и (или) представления проектной декларации, внесения изменений в проектную декларацию;
- к основаниям привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), связанного с возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости;
- к договорам участия в долевом строительстве (соответствию заключенных с участниками долевого строительства договоров требованиям Федерального закона N 214-ФЗ);
- к соблюдению порядка передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства;
- к ежеквартальной отчетности застройщика, представляемой в Министерство (срокам представления ежеквартальной отчетности застройщика, составу и достоверности сведений, представляемых в составе отчетности);
- к порядку учета и отражения на счетах бухгалтерского учета привлеченных денежных средств, в том числе наличию аналитического учета активов и обязательств, обеспечивающего получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи;
- к целевому использованию застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства;
- к соблюдению застройщиком нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности (норматива обеспеченности обязательств, норматива целевого использования средств, норматива безубыточности);
- других обязательных требований.
3.9. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства устанавливаются административным регламентом.
3.10. Решения и действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Министерства при проведении мероприятий по контролю могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок раскрытия информации о результатах проводимых
проверок соблюдения обязательных требований, об эффективности
государственного контроля (надзора) в области долевого строительства
Министерство размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующую информацию о своей деятельности:
а) ежегодный план проведения плановых проверок (информация размещается в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок);
б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (ежеквартально);
в) ежегодные доклады об осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства и эффективности такого контроля (надзора) (первый квартал года, следующего за отчетным периодом);
г) тексты рекомендаций и информацию, способствующие выполнению обязательных требований (по мере необходимости).
5. Порядок взаимодействия Министерства с органами государственной
власти и местного самоуправления при осуществлении контроля (надзора)
в области долевого строительства
5.1. При реализации полномочий по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства Министерство взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов участников долевого строительства.
5.2. Задачами взаимодействия Министерства с органами государственной власти и местного самоуправления являются:
- укрепление законности и правопорядка;
- защита прав и законных интересов участников долевого строительства;
- соблюдение гарантий защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства;
- повышение эффективности контроля (надзора) в области долевого строительства.
5.3. Взаимодействие Министерства с органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется в следующих формах, не противоречащих законодательству, в том числе:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам регулирования отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, контроля (надзора) в области долевого строительства;
2) информирование о лицах, нарушающих требования законодательства Российской Федерации в области долевого строительства;
3) информирование о результатах проводимых проверок, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, состоянии соблюдения обязательных требований;
4) подготовка предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
5) создание совместных координационных и совещательных органов с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций, в том числе для разработки документов по вопросам организации и осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства, мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, повышения квалификации специалистов;
6) проведение совместных информационно-консультационных мероприятий, посвященных соблюдению обязательных требований и порядку участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для граждан и организаций;
7) обмен информацией.
5.4. При осуществлении своих полномочий Министерство в рамках взаимодействия:
а) получает от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
б) получает от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
в) получает от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);
г) уведомляет органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о вступлении в силу решения суда о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, или приостановлении осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
5.5. Принципами взаимодействия Министерства и органов государственной власти, местного самоуправления являются:
- соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
- проведение проверок в строгом соответствии с компетенцией Министерства, органов государственной власти и местного самоуправления;
- независимость и самостоятельность должностных лиц Министерства, органов государственной власти и местного самоуправления при реализации их полномочий.
5.6. Министерство осуществляет взаимодействие с объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, гражданами путем участия в совместных совещаниях, работе "круглых столов", конференциях с целью защиты прав и законных интересов участников долевого строительства, обмена информацией, выработки единого подхода к правоприменительной практике в сфере долевого строительства.
Перечень
должностных лиц министерства строительства Сахалинской области,
уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в
области долевого строительства многоквартирных домов и (или)
иных объектов недвижимости
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 9 августа 2016 г. N 397)
Министр
Первый заместитель министра
Начальник отдела правового и кадрового обеспечения
Референт отдела правового и кадрового обеспечения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Сахалинской области от 9 августа 2016 г. N 397 "Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Сахалинской области"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru) 10 августа 2016 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 августа 2016 г.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 сентября 2021 г. N 391 настоящий документ признан утратившим силу с 29 сентября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Сахалинской области от 16 апреля 2019 г. N 178
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2019 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 29 июня 2018 г. N 304
Изменения вступают в силу с 2 июля 2018 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 14 июня 2018 г. N 259
Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 24 июля 2017 г. N 345
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления