В соответствии с подпунктами 3,4 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжением Правительства Сахалинской области от 05 декабря 2016 года N 626-р "О разработке ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.sakhalin.gov.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
Д.В. Нестеров |
Ведомственная целевая программа
"Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год"
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 12 января 2017 г N 1)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия
в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности
на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год"
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжение Правительства Сахалинской области от 05.12.2016 N 626-р "О разработке ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год" |
Ответственный исполнитель Программы |
Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области |
Соисполнители Программы |
Отсутствуют |
Участники Программы |
Областные казенные учреждения центры занятости населения (далее - ОКУ центры занятости); работодатели (по согласованию); работники, находящиеся под риском увольнения; граждане, ищущие работу |
Цель Программы |
Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы |
Задачи Программы |
Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в целях их трудоустройства; стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год не выше 0,8% от численности экономически активного населения. 2. Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, - 77 человек. 3. Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, трудоустроенных на временные работы, - не менее 60 человек. 4. Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, организовавших собственное дело, - 5 человек |
Сроки реализации Программы |
2017 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
Программа финансируется за счет средств областного бюджета Сахалинской области. Объем финансирования Программы составляет 15000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Численность граждан, принявших участие в Программе, - 142 человека, в том числе: 1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка 77 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. 2. Организация временного трудоустройства не менее 60 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. 3. Содействие в организации самозанятости 5 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Реализация Программы позволит: - повысить конкурентоспособность работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, посредством их профессионального обучения и организации стажировки; - поддержать занятость работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - не допустить роста напряженности на рынке труда |
1. Содержание
проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В 2016 году Сахалинская область сохранила положительную динамику социально-экономического развития. За январь-октябрь 2016 года объем валового регионального продукта, по оценке, составил 106% к январю-октябрю 2015 года, объем промышленного производства - 105,8%. В нефтегазовом комплексе - стратегической отрасли островной экономики зафиксировано увеличение объемов. Добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 15,2 млн. тонн, прирост на 7,5%, добыча газа увеличилась на 1,7% и составила 23,9 млрд. куб. метров. Угольными предприятиями области добыто 5,8 млн. тонн угля, что в 1,6 раза выше января-октября 2015 года. Улов рыбы и морепродуктов возрос на 19,7%. Выпуск продукции сельского хозяйства составил 8,4 млрд. рублей, или 111,2%, что связано с увеличением производства мяса в 1,2 раза. Запущен ряд новых крупных производств в сельском хозяйстве, что позволило увеличить долю местной продукции на островном рынке и решать задачи по импортозамещению в аграрном секторе.
В целом, драйверами экономического роста Сахалинской области являются нефтегазовый, топливно-энергетический, рыбопромышленный комплексы. В области сформирована карта инвестиционных проектов, в которую вошли 63 проекта из 10 отраслей различной степени проработки от бизнес-идеи до проектов, находящихся на завершающем этапе инвестиционной фазы. Созданы 2 территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Горный воздух" на территории МО городской округ "Город Южно-Сахалинск" и "Южная" на территориях городской округ "Город Южно-Сахалинск", "Анивский городской округ" и "Томаринский городской округ". Направлены предложения по созданию ТОСЭР "Курилы".
Запланированные к реализации инвестиционные проекты и планы позволят создать новые рабочие места в сельском хозяйстве, нефтегазовой, угольной, рыбной промышленности, сферах туризма и спорта, строительстве, транспорте.
Динамичное развитие экономики, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, а также дополнительные меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Сахалинской области, способствуют стабильному функционированию рынка труда региона.
Так, по данным выборочных обследований населения, проведенных Сахалинстатом в августе-октябре 2016 года, численность экономически активного населения области составила 282,7 тыс. человек, что на 0,8 тыс. человек меньше аналогичного периода 2015 года, из них занято в экономике 266,7 тыс. человек (94,3%). По сравнению с аналогичным периодом 2015 годом: уровень занятости населения повысился на 0,6 п.п.с 69,4% до 70,0%; общая численность безработных граждан (по МОТ) составила 16,0 тыс. человек; уровень безработицы (по МОТ) составил 5,7%, что на 0,1 п.п. больше, чем в соответствующем периоде 2015 года.
Потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости, по состоянию на 01 декабря 2016 года составила 19,9 тыс. вакансий (на 01 декабря 2015 года - 20,1 тыс.). В числе заявленных вакансий 14,1 тыс. - для иностранных работников. В структуре вакансий преобладают рабочие профессии - 72,2%. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) составил 0,2 единицы, что соответствует значению на 01 декабря 2015 года.
В январе-ноябре 2016 года в службу занятости за содействием в поиске работы обратилось 29,5 тыс. граждан (104,5% к уровню 2015 года), из них признаны безработными 6,0 тыс. человек, или на 1,1% больше, чем за 11 месяцев 2015 года.
В начале года (январь - апрель) и в конце года (с октября месяца) отмечается ежегодный сезонный рост числа обращений граждан в службу занятости в целях поиска подходящей работы, связанный с окончанием основного объема временных и сезонных работ в строительстве, рыболовстве, сельском и лесном, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Сравнительная характеристика рынка труда в январе - ноябре 2016 года
Наименование показателей |
На 01.01. |
На 01.02. |
На 01.03. |
На 01.04. |
На 01.05. |
На 01.06. |
На 01.07. |
На 01.08. |
На 01.09. |
На 01.10. |
На 01.11. |
На 01.12. |
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости, человек, из них: |
3474 |
4081 |
4270 |
4382 |
4543 |
4704 |
3577 |
3523 |
3225 |
2906 |
3371 |
3690 |
Численность зарегистрированных безработных граждан, человек |
2060 |
2217 |
2444 |
2265 |
2292 |
1916 |
1702 |
1673 |
1503 |
1326 |
1401 |
1597 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
0,74 |
0,80 |
0,88 |
0,82 |
0,83 |
0,70 |
0,62 |
0,60 |
0,54 |
0,47 |
0,49 |
0,56 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, единиц |
18,4 |
18,7 |
21,7 |
21,9 |
23,6 |
24,0 |
23,4 |
22,9 |
21,2 |
21,1 |
21,6 |
19,9 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну вакансию), единиц |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
В период с 01 января 2016 года по 01 марта 2016 года численность безработных граждан, состоящих на учете в ОКУ центрах занятости, увеличилась на 18,6%, уровень регистрируемой безработицы возрос на 0,14 п.п. с 0,74% до 0,88%. С апреля по сентябрь т.г. отмечалось снижение числа безработных в 1,7 раза (с 2265 чел. до 1326 чел.), с октября - рост (с 01.10.2016 по 01.12.2016 увеличение на 271 чел., или на 20,4%).
По состоянию на 01 декабря 2016 года на учете в органах службы занятости состояли 3,7 тыс. ищущих работу граждан, в их числе 1,6 тыс. безработных, что на 7,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,57% против 0,61% - на начало декабря 2015 года (по России - 1,1%, по ДФО - 1,5%).
Вместе с тем сохраняется дифференциация среди муниципальных образований по уровню безработицы, спросу на рабочую силу. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда г. Южно-Сахалинска, Анивского, Корсаковского, Долинского, Курильского, Ногликского, Холмского, Южно-Курильского городских округов. В то же время в отдельных муниципальных образованиях, сельских населенных пунктах уровень безработицы значительно выше среднеобластного показателя: в Макаровском городском округе - 3,3%, Александровск-Сахалинском - 1,8%, Смирныховском - 1,3%, Томаринском - 1,0%, Углегорском - 1,0%.
Кроме того, на одно вакантное место претендовали два и более незанятых граждан в Макаровском, Поронайском, Александровск-Сахалинском, Южно-Курильском городских округах.
На рынке труда области сохраняется дефицит рабочей силы по отдельным видам экономической деятельности. Наибольшую потребность в кадрах испытывают предприятия строительной отрасли, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, учреждения здравоохранения и образования, особенно в сельской местности. Сохранение территориального и профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, несоответствие объемов и профилей подготовки кадров потребностям рынка труда, практической подготовки граждан требованиям работодателей усиливает структурный характер региональной безработицы и негативно влияет на интенсивность трудоустройства ищущих работу граждан.
На ряде предприятий области проводятся организационно-штатные мероприятия, структурные преобразования и оптимизация численности.
Ставится задача максимально сохранить квалифицированные кадры на предприятиях, при необходимости перераспределить трудовые ресурсы между видами экономической деятельности.
По данным еженедельного мониторинга, по состоянию на 01 декабря 2016 года 359 организаций области (2,0% от числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Сахалинской области) представили сведения о планируемом высвобождении 4087 работников, что на 544 человека (11,7%) меньше, чем на аналогичную дату 2015 года.
Фактически уволены по ликвидации, сокращению численности или штата 2538 человек (62,1% от общей численности работников, предполагаемых к высвобождению; 4,7% от среднесписочной численности работников), из них 400 чел. (15,8%) получатели страховой пенсии. Трудоустроено 916 человек (36,1%), 771 - обратился в ОКУ центры занятости населения, 130 - признаны безработными. Предполагаются к высвобождению 1549 человек.
Наибольшее высвобождение произошло в организациях государственного управления и обеспечения военной безопасности - 753 чел. (29,7%), в социальной сфере - 402 чел. (15,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 288 чел. (11,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 264 чел. (10,4%).
Так, переведены в структуру МВД по Сахалинской области работники федеральной миграционной службы и управления по контролю за оборотом наркотиков (237 чел. и 51 чел.). Укрупняются предприятия жилищно-коммунального хозяйства во всех муниципальных образованиях области. Оптимизация численности работников отмечается в государственных и муниципальных организациях, социальной сфере. В период с января по ноябрь 2016 года по области уволено по сокращению штата 134 банковских работника.
На 01 декабря 2016 года 4 организации заявили о 49 работниках, находящихся в простое (ФГУ "Администрация морских портов Сахалина" г. Корсакова- 3, ОАО "Северо-Курильская база сейнерного флота" - 10, ООО "Санрайз" г. Северо-Курильска- 18, Сахалинский мостостроительный отряд ОАО "Дальмостострой" г. Южно-Сахалинска - 18).
Вместе с тем, в 2017 году имеются предпосылки ухудшения ситуации на рынке труда, предполагающие увеличение числа безработных в связи с возможностью закрытия нерентабельных производств (ООО "Сахалинуголь-6" - 487 чел., ООО "Обогатительные процессы" - 149 чел. в Углегорском муниципальном районе), сокращением объемов производства в отдельных организациях строительной сферы (ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" - 290 чел., из них 251 - в Охинском, 39 - в Ногликском городском округе), ликвидацией войсковых частей (в/ч N 59313 -77 - 146 чел. в Смирныховском городском округе).
В составе работников, находящихся под риском высвобождения, 50% - трудоспособное население, 50% - граждане пенсионного возраста, из них большинство пенсионеры - льготники, которые продолжат трудовую деятельность.
В 2017 году ситуация на рынке труда зависит от развития экономики, доступности кредитов для крупного и малого бизнеса, оказания мер государственной поддержки предприятиям, расширения инвестиций и реализации заявленных проектов, включая проекты в рамках территорий опережающего развития.
По прогнозным данным численность трудовых ресурсов в 2017 году сохранится в пределах 339,0 тыс. человек. Вместе с тем продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста с 284,0 тыс. человек в 2015 году до 279,9 тыс. человек - в 2017 году. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 48% с 20,6 тыс. до 30,5 тыс. человек, моложе трудоспособного возраста сохранится на уровне 2015 года и составит 0,3 тыс. человек.
Восполнение трудовых ресурсов предполагается за счет вовлечения в трудовую деятельность отдельных категорий населения, в том числе инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих малолетних детей, других групп населения, не участвующих в трудовых процессах, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы, квалифицированных специалистов из других регионов, соотечественников, проживающих за рубежом.
Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в области осуществляется с учетом перспективных потребностей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного трудоустройства российских граждан.
По данным прогноза баланса трудовых ресурсов численность занятых в экономике Сахалинской области граждан в 2016 году, по оценке, составит 285,6 тыс. человек, что на 0,1% больше по сравнению с 2015 годом, в 2017 году увеличится по сравнению с 2016 годом на 0,3% и составит 286,4 тыс. человек. Основная численность жителей региона по-прежнему будет занята в таких отраслях экономики, как торговля (20,4%), транспорт и связь (9,8%), строительство (9,2%).
На фоне прогнозируемого роста темпов производства, реализации инвестиционных проектов, создания новых рабочих мест будет наблюдаться рост численности занятых в следующих видах деятельности: "Рыболовство, рыбоводство" (на 13,5%), "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" (на 4,6%), "Добыча полезных ископаемых" (на 2,5%).
При условии снижения объемов производства и ухудшения экономических условий прогнозируется снижение численности занятых в 2017 году по сравнению с 2015 годом по видам деятельности: "Строительство" (на 8,7%), "Финансовая деятельность" (на 9,7%), "Государственное управление и обеспечение военной безопасности" (на 3,0%).
Спад производства в отдельных отраслях экономики, вызванный экономическим кризисом, оказывает влияние на сферу занятости региона, может привести к снижению спроса на рабочую силу и, как следствие, росту напряженности на рынке труда.
Под влиянием негативных процессов увеличится численность обращающихся в службу занятости граждан, ищущих работу, по причинам сокращения численности или штата работников, окончания трудовых договоров, включая граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы: инвалидов, молодежи, граждан пенсионного возраста.
По прогнозной оценке, в 2017 году численность безработных граждан (по МОТ) может увеличиться до 18,2 тыс. человек, или на 2,2%, в условиях положительных тенденций в экономике - до 17,6 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных возрастет до 2,0 - 2,2 тыс. человек в среднегодовом исчислении, уровень регистрируемой безработицы - до 0,8%.
Правительством Сахалинской области придается первостепенное значение выработке мер, позволяющих максимально снизить воздействие кризиса на экономику и социальную сферу региона. Разработан и реализуется антикризисный План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона в 2016 году и на плановый 2017 год (далее - План), утвержденный распоряжением Правительства Сахалинской области от 22.04.2016 N 189-р.
Мероприятия Плана направлены на стабилизацию работы в ключевых секторах экономики области, снижение напряженности и достижение сбалансированности рынка труда, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности и поддержку: местных товаропроизводителей, работающих в интересах насыщения товарами внутреннего рынка и замещения импортной продукции; экспортно-ориентированных производств в нефтегазовом комплексе, угольной, рыбной и лесной отраслях; малого и среднего бизнеса.
Предполагается оказание мер государственной поддержки отдельным социально значимым и системообразующим предприятиям в строительной отрасли, промышленности строительных материалов, сельском хозяйстве, рыбохозяйственном комплексе, пищевой и перерабатывающей промышленности.
В антикризисный План включены мероприятия активной политики, а также дополнительные мероприятия, реализуемые в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы". В их числе: субсидированные общественные работы в муниципальных образованиях с уровнем безработицы, превышающим среднеобластной показатель; содействие трудоустройству незанятых инвалидов на субсидированные рабочие места; содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи на квотированные рабочие места.
Настоящая Программа станет частью антикризисных мер и включает следующие мероприятия:
- опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- содействие в организации самозанятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Мероприятие "Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" направлено на развитие трудовых ресурсов Сахалинской области, которые станут источником пополнения новых и перспективных рынков труда. Участниками мероприятия станут работники организаций, находящиеся под риском увольнения, в режиме неполной занятости (неполного рабочего времени, находящиеся в простое, в отпусках без сохранения заработной платы), а также граждане, ищущие работу.
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников также будут организованы в организациях, испытывающих временные трудности и имеющих перспективы экономического развития.
Так, ООО "Солнцевский угольный разрез" запланирован к реализации в 2017 году инвестиционный проект по увеличению объёмов добычи бурого угля на Солнцевском месторождении на участке недр "Южный".Реализация проекта предполагает модернизацию производственных мощностей угольного разреза путем ввода в эксплуатацию высокопроизводительного горнотранспортного оборудования с увеличением объемов добычи угля до 5 млн. тонн в год. Для реализации проекта будет создано 281 рабочее место.
Среднесписочная численность ООО "Солнцевский угольный разрез" составляет 994 человека. В ближайшей перспективе организация испытывает потребность в водителях Камаза, Белаза, высококвалифицированных водителях погрузчика, машинистах экскаватора, машинистах бульдозера общей численностью 77 человек.
Мероприятие "Организация временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" направлено на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области путем обеспечения временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, удовлетворение потребностей муниципальных образований и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер.
Приоритетными направлениями временных работ являются:
- работы по эксплуатации и реконструкции жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурного назначения;
- озеленение и благоустройство территорий;
- работы по строительству автомобильных дорог, их ремонт и содержание.
Временные рабочие места планируется создать на предприятиях Охинского городского округа (ГБУЗ "Охинская ЦРБ", АО "Охинский хлебокомбинат", Охинский филиал АО "ТРУД" и других), Углегорский муниципальный район (ООО "Ремонтные механические мастерские", ООО "Солнцевский угольный разрез", МУП "Шахтерсккомсервис", МУП "Городской жилищный комплекс Углегорского городского поселения" и других), Ногликский городской округ (МУП "Управляющая организация "Ноглики", ООО "Жилсервис "Ноглики" и других) и т.д.
В течение 2017 года планируется создать 60 временных рабочих мест при финансовой поддержке за счет средств областного бюджета.
Указанный перечень в период реализации Программы может быть дополнен или изменен с учетом мониторинга высвобождения работников с предприятий Сахалинской области, в том числе заявленных сведений о введении режима неполного рабочего времени, приостановке производства, направлении работников в вынужденные отпуска.
Мероприятие "Содействие в организации самозанятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" направлено на предоставление дополнительной возможности занятости граждан, в том числе предполагаемых и высвобожденных с организаций Сахалинской области, а также создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Основная задача реализации данного мероприятия - обеспечение необходимой поддержки и содействия гражданам в организации предпринимательской деятельности, оказание помощи в обучении их основам предпринимательства и профессиям, позволяющим открыть собственное дело.
Особое внимание будет уделено гражданам, предполагающим организацию собственного дела, в приоритетных видах деятельности - в сфере предоставления услуг (бытовых, транспортных, юридических и других) населению, в развитии сельского хозяйства ( "Дальневосточный гектар") и других.
В течение 2017 года при финансовой поддержке за счет средств областного бюджета будет оказано содействие в организации самозанятости 5 работникам организаций, находящимся под риском увольнения, и гражданам, ищущим работу.
Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость разработки Программы, для реализации которой необходима скоординированная деятельность областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей.
На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски.
К внешним рискам, влияющим на достижение цели Программы, относится:
- ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников, рост напряженности на рынке труда;
- недостаточность объемов финансирования из областного бюджета Сахалинской области.
Внутренние риски реализации Программы могут быть обусловлены недостаточной гибкостью Программы к изменению социально-экономических условий Сахалинской области.
Система мер управления рисками предусматривает:
- проведение мониторинга хода реализации Программы, эффективности реализуемых мероприятий Программы с целью принятия мер оперативного реагирования на негативные процессы, возникающие на рынке труда и в сфере занятости населения;
- своевременное внесение предложений по корректировке Программы при необходимости, предусматривающих снижение последствий внешних и внутренних рисков, и поиск путей решения возникающих проблем;
- перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с возникающими приоритетами в сфере развития рынка труда и содействия занятости населения;
- межведомственное взаимодействие участников Программы.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы.
Достижение поставленной в Программе цели предусматривает решение следующих задач:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в целях их трудоустройства;
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
По итогам реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
- недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 0,8% в среднегодовом исчислении;
- опережающее профессиональное обучение и стажировка 77 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- организация временного трудоустройства не менее 60 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- содействие в организации самозанятости 5 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Мероприятия Программы будут реализованы в 2017 году.
3. Система программных мероприятий
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется реализацией следующих мероприятий Программы.
3.1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, направлены на повышение их профессиональной конкурентоспособности в целях дальнейшего трудоустройства как в своей организации, так и в других организациях. Особенная роль при этом отводится обеспечению необходимыми кадрами рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционных проектов.
Данное мероприятие будет осуществляться посредством организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (далее - профессиональное обучение) работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Для реализации указанной задачи определен перечень организаций, которые будут осуществлять профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в образовательных организациях.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Приоритетное право участия в данном мероприятии имеют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, инвалиды и члены семей с низкими доходами.
Опережающее профессиональное обучение позволит обеспечить сохранение занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, или последующее трудоустройство, в том числе на другие рабочие места в той же организации. Работодатели смогут за счет организации переподготовки и повышения квалификации данных работников сохранить кадровый потенциал предприятия либо обеспечить замещение вакантных должностей квалифицированными работниками. Работники, находящиеся под риском увольнения, и граждане, ищущие работу, смогут повысить свою мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.
Выбор поставщика образовательных услуг будет осуществляться с учетом ряда ключевых параметров: наличие лицензии направо ведения образовательной деятельности, стоимость и качество обучения, расположение учебных заведений приближено к месту проживания обучающихся и другое.
Реализацию опережающего профессионального обучения планируется осуществлять на основании договора, заключенного между ОКУ центром занятости населения и работодателем (или организацией, трудоустраивающей работника после прохождения опережающего профессионального обучения), о предоставлении субсидии на условиях возмещения затрат на организацию опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Предполагается реализация данного мероприятия в двух формах:
- работодатели имеют возможность организовать профессиональное обучение и стажировку работников, находящихся под риском увольнения, в целях их дальнейшего трудоустройства (перевод на другое рабочее место) на предприятии по полученной профессии (специальности);
- работодатели, реализующие инвестиционные проекты, программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала и (или) проекты, направленные на импортозамещение, имеют возможность организовать профессиональное обучение и стажировку работников других предприятий, находящихся под риском увольнения, и в дальнейшем гарантируют их занятость путем заключения с работниками соответствующих договоров с последующим закреплением (трудоустройством) на предприятии. Также работодатели, испытывающие устойчивую потребность в квалифицированных рабочих кадрах, могут организовывать профессиональное обучение граждан, ищущих работу, посредством заключения с ними ученических договоров на получение образования с последующим закреплением (трудоустройством) на предприятии.
Финансирование опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, осуществляется из средств бюджета Сахалинской области.
В период профессионального обучения и стажировки гражданам выплачивается стипендия в размере минимальной заработной платы, установленной в Сахалинской области на 2017 год.
Оплата за наставничество будет составлять 1/2 минимальной заработной платы, установленной в Сахалинской области на 2017 год.
Обучение носит интенсивный краткосрочный характер. Его продолжительность устанавливается профессиональными программами и не должна превышать 6 месяцев. Профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, заканчивается их аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями, и выдачей документов установленного образца.
Опережающее профессиональное обучение осуществляется по очной, вечерней формам обучения, оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, устанавливается Правительством Сахалинской области.
3.2. Организация временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
Реализация мероприятия по организации временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, осуществляется:
- в виде создания временных рабочих мест для граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между ОКУ центром занятости населения и работодателем о предоставлении субсидии на условиях возмещения затрат на оплату труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- в виде сохранения рабочих мест для граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между ОКУ центром занятости населения и работодателем на условиях возмещения затрат на оплату труда работников организаций, находящихся под риском увольнения;
- в виде создания временных рабочих мест для граждан, ищущих работу, высвобожденных с предприятий Сахалинской области, - на основании договоров, заключенных между ОКУ центром занятости населения и работодателем, создающим временные рабочие места, на условиях возмещения затрат на оплату труда работников.
Для участия в общественных и временных работах граждан, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, заключается трудовой договор на условиях совместительства.
Приоритетное право участия в данном мероприятии имеют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, инвалиды и члены семей с низкими доходами.
Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на оплату труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, устанавливается Правительством Сахалинской области.
3.3. Содействие в организации самозанятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
Реализация мероприятия по содействию в организации самозанятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, осуществляется на основании договоров, заключенных между ОКУ центром занятости населения и гражданином.
При реализации данного мероприятия гражданам оказывается единовременная финансовая помощь на безвозмездной и безвозвратной основе на цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности, за счет средств областного бюджета.
Порядок и размер финансовой помощи работникам организаций, находящимся под риском увольнения, и гражданам, ищущим работу, в организации самозанятости устанавливается Правительством Сахалинской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета Сахалинской области.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2017 году составит 15000,0 тыс. рублей.
Численность участников, предполагаемые объемы финансирования из бюджета Сахалинской области дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, в 2017 году приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
В зависимости от изменения ситуации на рынке труда возможна корректировка по численности участников и объемам финансирования между мероприятиями в пределах общего объема финансирования Программы.
5. Механизм реализации Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является агентство по труду и занятости населения Сахалинской области.
Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо принять для реализации Программы, представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, виды работ) могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации в организациях и изменения ситуации на рынке труда муниципальных образований Сахалинской области.
Объем расходов бюджета Сахалинской области на реализацию мероприятий Программы предусмотрен Законом Сахалинской области от 19.12.2016 N 112-ЗО "Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области осуществляет: мониторинг и контроль за ходом выполнения Программы; организацию выполнения мероприятий Программы; подготовку информации и отчетов для Правительства Сахалинской области о выполнении Программы; подготовку предложений по корректировке Программы и механизма ее реализации; контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, с целью своевременного выполнения в полном объеме мероприятий Программы.
6. Оценка результативности реализации Программы
Для обеспечения оценки степени достижения цели и решения поставленных задач Программы применяется комплекс показателей (индикаторов) (приложение N 3 к настоящей Программе).
Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении N 4 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Дополнительные мероприятия в
сфере занятости населения, направленные
на снижение напряженности на рынке
труда Сахалинской области, на 2017 год",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 12 января 2017 г. N 1
Распределение финансовых средств
на реализацию мероприятий Программы
N пп. |
Наименование мероприятия |
Численность участников, человек |
Средства областного бюджета, тыс. рублей |
1. |
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу |
77 |
10712,1 |
2. |
Организация временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу |
60 |
3 985,4 |
3. |
Содействие в организации самозанятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу |
5 |
298,0 |
|
На оказание услуг по перечислению финансовой помощи |
|
4,5 |
|
Итого |
142 |
15000,0 |
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Дополнительные мероприятия в сфере
занятости населения, направленные на
снижение напряженности на рынке
труда Сахалинской области, на 2017 год",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 12 января 2017 г. N 1
Перечень
нормативных правовых актов, которые необходимо принять
для реализации Программы
N пп. |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
1. |
Постановление Правительства Сахалинской области |
О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы" |
Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области |
2017 год |
2. |
Постановление Правительства Сахалинской области |
О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 13.02.2014 N 65 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на возмещение затрат, возникающих в рамках реализации государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы" |
Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области |
2017 год |
3. |
Постановление Правительства Сахалинской области |
Об утверждении Порядка предоставления финансовой помощи работникам организаций, находящимся под риском увольнения, и гражданам, ищущим работу, в организации самозанятости |
Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области |
2017 год |
Приложение N 3
к ведомственной целевой программе
"Дополнительные мероприятия в сфере
занятости населения, направленные на
снижение напряженности на рынке труда
Сахалинской области, на 2017 год",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 12 января 2017 г. N 1
Сведения
о показателях (индикаторах) результативности Программы
N пп. |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значение показателя (индикатора) в 2017 году |
1. |
Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год |
% |
0,8 |
2. |
Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку |
человек |
77 |
3. |
Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, трудоустроенных на временные работы |
человек |
60 |
4. |
Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, организовавших собственное дело |
человек |
5 |
Приложение N 4
к ведомственной целевой программе
"Дополнительные мероприятия в сфере
занятости населения, направленные на
снижение напряженности на рынке труда
Сахалинской области, на 2017 год",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 12 января 2017 г. N 1
Методика
оценки эффективности Программы
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности Программы осуществляется по мероприятиям, включенным в Программу.
1.2. Оценка эффективности Программы определяется на основе степени достижения плановых значений индикаторов (показателей), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню расходов.
2. Расчет показателей эффективности Программы
2.1. Степень достижения планового значения индикатора (показателя) рассчитывается по следующим формулам:
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения i-го индикатора (показателя) Программы;
- значение i-го индикатора (показателя) Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение i-го индикатора (показателя) Программы.
Если > 1 то значение СДi принимается равным 1.
На основе степени достижения плановых значений каждого индикатора (показателя) Программы рассчитывается средняя арифметическая величина степени достижения плановых значений индикаторов Программы по следующей формуле:
, где:
- степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Программы;
- число индикаторов (показателей) в Программе.
2.2. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, в общем количестве мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году, по следующей формуле:
, где:
- степень реализации мероприятий Программы;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
2.3. Степень соответствия запланированному уровню расходов оценивается как отношение кассовых расходов областного бюджета, произведенных в отчетном году, к их плановым значениям по следующей формуле:
,где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов Программы;
- кассовые расходы на реализацию Программы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию программы в отчетном году.
2.4. Интегральный показатель эффективности Программы рассчитывается по следующей формуле:
,где:
- интегральный показатель эффективности j-й Программы;
- степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) j-й Программы;
- степень реализации мероприятий j-й Программы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов j-й Программы.
3. Оценка показателей эффективности Программы
Интегральный показатель эффективности Программы, а также показатели, указанные в пунктах 2.1 - 2.3 настоящей Методики, оцениваются согласно значениям:
- высокий уровень эффективности, если значение составляет более 0,95;
- средний уровень эффективности, если значение составляет от 0,90 до 0,95;
- низкий уровень эффективности, если значение составляет от 0,83 до 0,90.
В остальных случаях эффективность Программы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Сахалинской области от 12 января 2017 г. N 1 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области, на 2017 год"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.sakhalin.gov.ru) 13 января 2017 г., в газете "Губернские ведомости" от 12 апреля 2017 г. N 62
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Сахалинской области от 30 октября 2018 г. N 514
Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 25 декабря 2017 г. N 600
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2017 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 29 сентября 2017 г. N 460