Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 14
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 29 января 2015 г. N 25
"Подпрограмма N 3
государственной программы Сахалинской области
"Обеспечение населения Сахалинской области
качественным жильем на 2014 - 2020 годы",
утвержденной постановлением Правительства
Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 428
Развитие
предприятий промышленности строительных материалов и индустриального
домостроения Сахалинской области до 2020 года
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Сахалинской области до 2020 года |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство строительства Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
|
Цели подпрограммы |
1. Создание в Сахалинской области скоординированного с учетом возможностей и потенциала межрегиональной кооперации производства номенклатуры современных высококачественных конкурентоспособных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года. 2. Повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов. 3. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции |
Задачи подпрограммы |
1. Содействие и оказание интеллектуальной помощи в техническом перевооружении и модернизации действующих, а также в создании новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций в Сахалинской области, с переходом на более высокий уровень их технического оснащения. 2. Оказание содействия в развитии воспроизводства региональной минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы: 1 этап - 2014 - 2015 годы; 2 этап - 2016 - 2020 годы. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
нет |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
Для оценки реализации Подпрограммы используются следующие целевые индикаторы и показатели: 1. Ввод объектов промышленного назначения, 10259,1 кв. м. Значение индикатора по годам: 2013 год - 5963,1 кв. м; 2014 год - 1296,0 кв. м; 2015 год - 3000,0 кв. м. 2. Производство строительных материалов: 2.1. алюминиевые и пластиковые окна, тыс. кв. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 67 тыс. кв. м; 2015 год - 67 тыс. кв. м; 2016 год - 67 тыс. кв. м; 2017 год - 80 тыс. кв. м; 2018 год - 80 тыс. кв. м; 2019 год - 85 тыс. кв. м; 2020 год - 90 тыс. кв. м. 2.2. асфальтобетон, тыс. т. Значение индикатора по годам: 2014 год - 160.0 тыс. т; 2015 год - 165.0 тыс. т; 2016 год - 170.0 тыс. т; 2017 год - 175.0 тыс. т; 2018 год - 180.0 тыс. т; 2019 год - 190.0 тыс. т; 2020 год - 200.0 тыс. т. 2.3. мелкие стеновые материалы, млн. шт. усл. кирп. Значение индикатора по годам: 2014 год - 6.0 млн. шт. усл. кирп; 2015 год - 10.8 млн. шт. усл. кирп; 2016 год - 13.83 млн. шт. усл. кирп; 2017 год - 15.0 млн. шт. усл. кирп; 2018 год - 16.0 млн. шт. усл. кирп; 2019 год - 18.0 млн. шт. усл. кирп; 2020 год - 20.0 млн. шт. усл. кирп; 2.4. модульные домики, тыс. кв. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 26 тыс. кв. м; 2015 год - 30 тыс. кв. м; 2016 год - 30 тыс. кв. м; 2017 год - 30 тыс. кв. м; 2018 год - 30 тыс. кв. м; 2019 год - 30 тыс. кв. м; 2020 год - 30 тыс. кв. м. 2.5. сборный железобетон и бетон, тыс. куб. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 20 тыс. куб. м; 2015 год - 21 тыс. куб. м; 2016 год - 22.5 тыс. куб. м; 2017 год - 23 тыс. куб. м; 2018 год - 24 тыс. куб. м; 2019 год - 25 тыс. куб. м; 2020 год - 27 тыс. куб. м. 2.6. товарный бетон и раствор, тыс. куб. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 204 тыс. куб. м; 2015 год - 206 тыс. куб. м; 2016 год - 207 тыс. куб. м; 2017 год - 208 тыс. куб. м; 2018 год - 209 тыс. куб. м; 2019 год - 210 тыс. куб. м; 2020 год - 212 тыс. куб. м. 2.7. цемент, тыс. т. Значение индикатора по годам: 2014 год - 65.0 тыс. т; 2015 год - 70.0 тыс. т; 2016 год - 80.0 тыс. т; 2017 год - 100.0 тыс. т; 2018 год - 110.0 тыс. т; 2019 год - 120.0 тыс. т; 2020 год - 140.0 тыс. т. 3. Производство нерудных материалов: 3.1.песок строительный, тыс. куб. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 130 тыс. куб. м; 2015 год - 150 тыс. куб. м; 2016 год - 160 тыс. куб. м; 2017 год - 180 тыс. куб. м; 2018 год - 200 тыс. куб. м; 2019 год - 210 тыс. куб. м; 2020 год - 220 тыс. куб. м. 3.2. песчано-гравийная смесь, тыс. куб. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 145 тыс. куб. м; 2015 год - 150 тыс. куб. м; 2016 год - 165 тыс. куб. м; 2017 год - 175 тыс. куб. м; 2018 год - 185 тыс. куб. м; 2019 год - 190 тыс. куб. м; 2020 год - 195 тыс. куб. м. 3.3. щебень, тыс. куб. м. Значение индикатора по годам: 2014 год - 770 тыс. куб. м; 2015 год - 780 тыс. куб. м; 2016 год - 800 тыс. куб. м; 2017 год - 810 тыс. куб. м; 2018 год - 820 тыс. куб. м; 2019 год - 830 тыс. куб. м; 2020 год - 840 тыс. куб. м. 3.4 строительный камень, тыс. Значение индикатора по годам: 2013 год - 1050 тыс. 2015 год - 1080 тыс. 2016 год - 1150 тыс. 2017 год - 1250 тыс. 2018 год - 1350 тыс. 2019 год - 1480 тыс. 2020 год - 1580 тыс. 4. Объем использования вторичных ресурсов (техногенных и твердых бытовых) при производстве основных видов стройматериалов, тыс. т. 2014 год - 150.0 тыс. т; 2015 год - 150.0 тыс. т; 2016 год - 155.0 тыс. т; 2017 год - 160.0 тыс. т; 2018 год - 160.0 тыс. т; 2019 год - 165.0 тыс. т; 2020 год - 170.0 тыс. т. 5. Проведение ежегодных обучающих семинаров по вопросам применения строительных материалов и технологий в Сахалинской области - 1 раз в год |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Актуальность разработки Подпрограммы обусловлена необходимостью ускоренного развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Сахалинской области, обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу на рынке области, определения первоочередных мер для перестройки в короткий срок базовой структуры стройиндустрии Сахалинской области в целях выполнения государственной программы "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы" в части удовлетворения потребности в доступном жилье. При этом показатель доступности жилья должен определяться исходя из разумного сочетания цены, качества и скорости строительства и предусматривать высокие эксплуатационные характеристики строящегося жилья.
Учитывая значительную капиталоемкость промышленности стройматериалов, Подпрограмма должна послужить начальным толчком к ее динамичному и устойчивому развитию, создав стартовые условия, которые обеспечат привлечение инвестиционных ресурсов.
В этой связи, требуется постоянно проводить протекционистскую политику по отношению к отрасли развития строительной индустрии Сахалинской области и созданию таких условий, которые бы позволяли местным предприятиям промышленности эффективно функционировать в условиях обостряющейся конкуренции выпускаемой продукции.
Подпрограмма основана на реальном анализе условий и ресурсов развития строительной индустрии Сахалинской области, обладающей достаточным потенциалом, который необходимо рационально использовать.
При подготовке оценки современного состояния производства и потребления основных видов строительных материалов в Сахалинской области, а также прогноза развития промышленности строительных материалов до 2020 года использовалась информация, полученная от органов исполнительной власти Сахалинской области, муниципальных образований Сахалинской области, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области, крупных, средних и значимых малых предприятий, выпускающих строительные материалы на территории региона.
Кроме того, использовалась информация инвесторов о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств по выпуску строительных материалов.
В качестве исходных данных для оценки и прогноза объёмов производства и потребления строительных материалов были использованы следующие основные показатели: объёмы работ, выполненных по виду деятельности "Строительная индустрия", объёмы и структура жилья, вводимого в эксплуатацию, регионального производства строительных материалов, с учетом численности населения в Сахалинской области.
В Подпрограмме рассматриваются основные (базовые) строительные материалы, изделия и конструкции, от наличия которых, в первую очередь, зависит возможность увеличения объемов строительства в Сахалинской области, в том числе и жилищного.
Базовым в строительной индустрии Сахалинской области по-прежнему остается производство:
- инертных материалов,
- сборного бетона и железобетона,
- товарного бетона и раствора,
- производство оконных блоков из пластиковых профилей,
- асфальтобетона.
Производство перечисленных видов стройматериалов является наиболее капиталоемким и с длительными сроками окупаемости. Для строительства новых и модернизации действующих предприятий требуются большие финансовые средства, окупаемость которых по ряду предприятий составляет более шести лет.
Основным стимулом, определяющим темпы развития предприятий промышленности строительных материалов, является формирование действенного механизма предоставления земельных участков для строительства промышленных объектов, что позволит обеспечить загрузку мощностей и спрос на продукцию предприятий строительной индустрии.
С началом действия областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года" на территории Сахалинской области наблюдается ежегодный рост объемов жилищного строительства, достигаемый также и за счет ввода объектов индивидуального жилищного строительства.
В информационной таблице 1 приведены объемы ввода и структура жилищного строительства на территории Сахалинской области в период 2011 - 2013 годов.
Таблица 1
Объемы ввода и структура
жилищного строительства на территории
Сахалинской области в период 2011 - 2013 годов
(тыс. кв. м)
Типы домов по конструктивным системам |
Объем введенного в эксплуатацию жилья |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|
Монолитно-каркасные и сборно-каркасные |
150,7 |
155,0 |
181,0 |
Деревянные |
2,04 |
1,44 |
1,45 |
Смешанные системы |
86,46 |
82,97 |
108,72 |
Итого: |
239,2 |
239,41 |
291,17 |
Увеличение темпов строительства жилья и повышение качества строительства возможно только при условии развития базы промышленности строительных материалов.
Нынешнее состояние промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Сахалинской области характеризуется следующими проблемами:
- низким уровнем загруженности производственных мощностей предприятий стройиндустрии;
- высоким уровнем износа основных производственных фондов;
- низким техническим и технологическим уровнем отдельных производств;
- высокой энергоемкостью предприятий стройиндустрии.
- неудовлетворительной транспортной составляющей, ухудшающей мобильность строительства;
- низкой конкурентоспособностью региональной строительной продукции, выпускаемой на устаревшем и энергозатратном оборудовании;
К числу основных сдерживающих факторов развития отрасли относятся:
- высокий уровень инфляции;
- высокий уровень издержек производства строительных материалов;
- рост стоимости строительных материалов;
- низкий уровень кредитования предприятий стройиндустрии;
- низкий спрос на некоторые виды строительных материалов.
Без комплексного решения основных проблем, сложившихся в отрасли промышленности строительных материалов на территории Сахалинской области, неизбежен инерционный характер ее развития, который будет характеризоваться дальнейшим снижением или отсутствием темпов роста производства строительных материалов.
На уровень производства строительных материалов существенное влияние оказывает также высокая степень износа основных фондов, в том числе машин и оборудования, что повышает себестоимость выпускаемой продукции и делает ее менее конкурентоспособной по сравнению как с выпускаемой продукцией в соседних регионах, так и с импортными аналогами.
Консервация неэффективных, энергоемких и затратных технологий на фоне прогнозируемого роста цен на ресурсы (сырьевые, энергетические) будут ослаблять экономику предприятий стройиндустрии и формировать многочисленные макроэкономические, технологические, экологические риски. Повышение инвестиционного потенциала промышленности строительных материалов Сахалинской области и ее конкурентоспособности снизят зависимость строительных материалов от ввоза на территорию области. На данный период зависимость от внешних поставок строительных материалов определяет нестабильность развития производства материалов на территории области.
Производство строительных материалов тесно связано с темпами развития строительного комплекса, потребности которого являются основным индикатором для развития всех видов строительных материалов.
Выпуском строительных материалов и изделий, добычей и переработкой нерудных строительных материалов в настоящее время занимается более 100 предприятий области, из них более 60 процентов приходится на долю города Южно-Сахалинска.
Основным в строительной индустрии Сахалинской области по-прежнему остается выпуск инертных материалов, сборного бетона и железобетона, товарного бетона и раствора, производство оконных блоков из пластиковых профилей, асфальтобетона и т.д.
Загрузка имеющихся в области мощностей предприятий промышленности строительных материалов в 2012 - 2013 годах составляла от 40 до 70%.
На сегодняшний день производство цемента на территории Сахалинской области осуществляется одним предприятием, начавшим выпуск цемента "сухим" способом производства в конце 2011 года. На расчетный объем выпуска планируется перейти к 2020 году.
В Сахалинской области производством стеновых материалов занимаются 4 предприятия, выпускающих стеновые блоки из ячеистого бетона, шлакоблоки, пеноблоки, а также мелкие и крупные бетонные и стеновые блоки. Производства стеновых материалов постепенно снижается. Строительство в районе с. Дальнего завода по выпуску автоклавного газобетона мощностью 100 тысяч кубометров в год позволит увеличить производство стеновых материалов и закрыть потребности региона в данной продукции.
В 2013 году общий объем производства стеновых материалов в Сахалинской области составил 3,7 млн. штук условного кирпича и по сравнению с 2012 годом уменьшился на 12,5 процента.
В Сахалинской области насчитывается 9 крупных и средних предприятий, производящих железобетонные изделия и конструкции.
В 2013 году объем производства конструкций и изделий сборных железобетонных составлял 19,2 тыс. куб. метров, и по сравнению с 2012 годом прирост составил 108,3 процента.
Производство деревянных домов заводского изготовления и комплектов деталей для стандартных домов со стенами из местных строительных материалов в последние годы активно развивается. Наиболее распространенными технологиями являются строительство домов из массивной древесины, каркасное и панельное деревянное домостроение.
В 2013 году произведено 16,1 тыс. кв. метров изделий для деревянных домов, по сравнению с 2012 годом прирост составил 117 процентов.
В 2013 году выпуск товарного бетона и раствора составил 202,8 тыс. куб. метров, и по сравнению с 2012 годом прирост составил 115,8 процента.
Прогноз объемов и структуры жилищного строительства, а соответственно и развития производства строительной индустрии и строительных материалов основаны на анализе динамики, объемов и структуры роста жилья за последние годы, основных направлениях социально-экономического развития Сахалинской области, с учетом существующих обязательств по улучшению жилищных условий различных категорий граждан.
В соответствии с прогнозом и принятыми обязательствами определены ежегодные объемы ввода жилья в Сахалинской области в период до 2020 года (информационная таблица 2).
Таблица 2
Ежегодные планируемые объемы
ввода жилья в сахалинской области (тыс. кв. м)
Наименование показателя жилищного строительства |
Планируемые объемы ввода жилья в Сахалинской области по годам |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Объем ввода жилья всего, из них: |
300 |
310 |
320 |
320 |
320 |
320 |
320 |
многоэтажное |
40 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
малоэтажное |
260 |
265 |
275 |
275 |
275 |
275 |
275 |
Для решения проблемы обеспеченности строительного рынка области недостающими строительными материалами, а также с целью использования местных сырьевых ресурсов, Правительством Сахалинской области совместно с предприятиями стройиндустрии и инвесторами решаются вопросы по реализации ряда инвестиционных предложений, таких как:
- строительство завода по производству керамического кирпича мощностью 20 млн. штук в год в Долинском районе (с участием средств китайского инвестора ООО "Новый Восток");
- в районе с. Дальнего инвестором ООО "РОССТРОЙ" организовано строительство завода по выпуску автоклавного газобетона мощностью 100 тысяч кубометров в год и цеха по производству изделий из бетона по немецкой технологии "HESS" производительностью 650 тыс. изделий в год, что позволит удовлетворить потребность строительных организаций и частных застройщиков в экологически чистом, недорогом, обладающим отличными теплотехническими характеристиками строительном материале;
- в сентябре 2011 года введен в эксплуатацию цех по производству цемента на территории муниципального образования ГО "Город Южно-Сахалинск" (инициатор проекта ООО "ПСК "Бетон-Сервис") мощностью 150 тысяч тонн цемента в год совместно с китайской компанией ООО "Горная компания Лунсин". Работа в данном направлении продолжается.
Увеличение потребности в цементе связано не только с планируемым возрастанием объёмов производства сборных железобетонных конструкций, панелей и конструкций для домостроения, товарного бетона, строительного раствора, но и с планируемым возрастанием качества бетона, его прочности, водонепроницаемости, долговечности. Для снижения удельного расхода вяжущего вещества при изготовлении таких композиционных материалов планируется увеличение объёмов внедрения эффективных методов регулирования их свойств (использование модифицирующих добавок, акватехнологий и т.п.).
Перечень строительных материалов и изделий, производимых на территории Сахалинской области, указан в информационной таблице 3.
Перечень строительства новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, планируемых до 2020 года, представлен в информационной таблице 4.
Развитие производства строительных материалов в области позволит в полном объеме обеспечить потребность строительного комплекса области в сборном железобетоне, штучных стеновых материалах (кирпич), товарном бетоне и нерудных строительных материалах.
Учитывая важность проблемы с обеспечением землей строящихся предприятий, на основе запросов в муниципальные образования была выявлена общая площадь земельных участков, пригодных для строительства новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на территории Сахалинской области. Их площадь составляет ориентировочно 130 гектаров. Частичная обеспеченность участков инженерной инфраструктурой составляет ориентировочно 67,6 процента, не обеспеченные инженерной инфраструктурой земельные участки - 30 процентов, полностью обеспеченные инженерной инфраструктурой земельные участки - 2,4 процента.
В Сахалинской области на территории населенных пунктов сохранились неэксплуатируемые производственные базы и территории производственного назначения. В зависимости от направления производства и технологически необходимой производственной площади возможно подобрать наиболее благоприятные земельные участки для развития промышленности строительных материалов.
Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области оказывается своевременная помощь в рассмотрении вопросов по предоставлению в пользование необходимых земельных участков.
Перечень земельных участков, пригодных для строительства новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, находящихся в федеральной, государственной и иной собственности, представлен в информационной таблице 5.
Анализ реального состояния и использования минерально-сырьевой базы строительных материалов свидетельствует о том, что разведанные месторождения и сосредоточенные в них запасы в пространственном отношении на территории области распределены весьма неравномерно. Так, в связи с незначительными разведанными запасами или полным их отсутствием, дефицит в строительных песках и ПГС испытывают Долинское, Макаровское, Невельское, Томаринское, Углегорское и Холмское муниципальные образования, в качественном строительном камне, пригодном для производства морозостойкого щебня, - Смирныховское, Поронайское, Невельское, Анивское, Александровск-Сахалинское муниципальные образования.
Фонд резервных месторождений (нераспределенный фонд) с реальными для отработки запасами более 1 млн. куб. м весьма ограничен и представлен 7 месторождениями, в том числе 2 месторождениями строительных песков, расположенными в Томаринском (с запасами 2923 тыс. куб. м кат. A + B + C1) и Углегорском (814 тыс. куб. м кат. A + B + C1) районах, 1 месторождением песчано-гравийной смеси в Поронайском районе (с запасами 8343 тыс. куб. м кат. A + B + C1 и 8069 тыс. куб. м кат. C2), 4 месторождениями строительных камней: в Холмском (с запасами 9591 тыс. куб. м кат. A + B + C1 и 66860 тыс. куб. м кат. C2), Тымовском (2190 тыс. куб. м кат. A + B + C1 и 1830 тыс. куб. м кат. C2), Поронайском (Вахрушевское - 3013 тыс. куб. м кат. A + B + C1 и 697 тыс. куб. м кат. C2 и участок Восточный - 1267 тыс. куб. м кат. A + B + C1) районах.
Вместе с тем, состояние резервных месторождений строительных материалов свидетельствует о том, что их количество и объем запасов недостаточны для перспективного развития строительной индустрии. Кроме того, месторождения, разведанные в 60-70 годы прошлого столетия, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к качеству минерального сырья, а запасы, подсчитанные без учета действующих в настоящее время природоохранных ограничений, являются, в большинстве случаев, завышенными. Соответственно, такие месторождения не пользуются спросом у предпринимателей. К примеру, на участие в объявленном министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области аукционе по предоставлению права пользования участком недр "Промысловый-Центральный" для добычи песчано-гравийной смеси в Поронайском районе с запасами 12,5 млн. куб. м не было подано ни одной заявки.
Улучшить ситуацию с обеспеченностью строительным камнем Охинского и Ногликского муниципальных образований, а также песком юга Сахалина позволит реализуемая в настоящее время аналитическая ведомственная целевая программа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области "Геологическое изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) Сахалинской области на 2009 - 2011 гг.". Согласно предварительным данным прирост запасов песка по результатам работ оценен в 9,4 млн. , возможности прироста оцениваются в десятки миллионов кубов, что может покрыть потребность в песке всего юга Сахалина. В разработке находится участок недр Горловское месторождение аргиллитов, расположенный в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск". В последнее время предприниматели Углегорского муниципального района рассматривают возможность разработки Шахтерского месторождению аргиллитов и Шахтерского месторождения глин. В случае успешной реализации проекта можно ожидать ежегодную добычу в объеме порядка 500 тыс. куб. м.
В рамках осуществления мероприятий Подпрограммы разрабатываются предложения по развитию промышленности строительных материалов на территории Александровск-Сахалинского района:
- разработка карьера по добыче песчано-гравийной смеси в районе с. Арково-берег Александровск-Сахалинского района, годовой объем добычи 35 тыс. куб. м (разной фракции);
- разработка карьера в районе с. Дуэ по добыче базальта с линией по дроблению, с годовым объемом добычи до 65 тыс. куб. м, в т.ч. 45 тыс. куб. м дробленого щебня и 20 тыс. куб. м базальтового камня. Разрешенная добыча составляет более 800 камня.
Для продолжения работ в данном направлении подготовлена и направлена на утверждение аналитическая ведомственная целевая программа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области "Геологическое изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) Сахалинской области на 2012 - 2014 гг.". В рамках данной программы предусматривается осуществить поиски, оценку и изучение строительного камня с целью восполнения выбывших запасов и их прироста для удовлетворения нужд строительной индустрии МО "Невельский район" и МО городской округ "Город Южно-Сахалинск", поиски общераспространенных полезных ископаемых в северо-западной части Сахалина, где в настоящее время нет ни одного разведанного месторождения и действующего карьера, составить и издать книгу "Недра Сахалинской области", для привлечения инвестиций в важнейшие отрасли горнодобывающей промышленности Сахалинской области. Значительные запасы песка и песчано-гравийной смеси имеются в Корсаковском, Поронайском и Охинском районах, хотя в небольших количествах эти полезные ископаемые распространены повсеместно.
Среди добросовестных пользователей, обеспечивающих своевременное геологическое изучение и рациональную разработку недр, такие стабильно работающие предприятия, как ООО СП "СУ-4" и "ФСК", ЗАО "Востокдорстрой", ООО "Перевал", ООО "Труд-Сахалин", ЗАО "Гидрострой", ОАО "Сахалиннеруд", ООО "Карьер Охотский", ЗАО "Амфиболит".
По состоянию на 1 января 2013 года в Сахалинской области действует 144 лицензии на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых с целью геологического изучения и добычи.
В 2013 году фактический объем добычи составил: песка - 128,1 тыс. куб. м, скального грунта и строительного камня - 1005,7 тыс. куб. м, песчано-гравийной смеси - 229,5 тыс. куб. м. Максимальный объем добычи песка пришелся на МО Корсаковский городской округ, скального грунта и строительного камня на МО "Макаровский городской округ", песчано-гравийной смеси на МО "Городской округ Ногликский" и городской округ "Охинский".
Сведения о количестве предоставленных в пользование участках недр по видам полезных ископаемых и их остаточных запасах в разрезе муниципальных образований приведены в информационной таблице 6
Таблица 6.
Сведения о количестве
предоставленных в пользование участков недр
и остаточных запасах полезных ископаемых
Полезное ископаемое |
Количество участков недр, предоставленных в пользование |
Суммарный остаток запасов по состоянию на 01.01.2013 в тыс. куб. м |
Примечание |
МО городской округ "Александровск-Сахалинский район" | |||
Песчано-гравийная смесь |
1 |
86 |
|
Строительный камень |
1 |
824 |
|
МО "Анивский городской округ" | |||
Песчано-гравийная смесь |
2 |
195,8 |
|
Песок |
3 |
1210 |
|
Торф |
3 |
2137 |
|
Скальный грунт |
2 |
1787 |
|
Строительный камень |
1 |
15902 |
Участок удален от потребителя |
МО городской округ "Долинский" | |||
Строительный камень |
8 |
10392 |
|
Скальный грунт |
1 |
583 |
|
Песок |
1 |
40 |
|
Торф |
1 |
2166 |
|
Глина |
1 |
1902 |
|
МО Корсаковский городской округ | |||
Песок |
3 |
1204 |
|
Строительный камень |
1 |
0 |
|
МО "Курильский городской округ" | |||
Строительный камень |
4 |
6964 |
|
Песок |
1 |
663 |
|
МО "Макаровский городской округ" | |||
Строительный камень |
8 |
20094 |
|
Песчано-гравийная смесь |
2 |
708 |
|
Песок |
1 |
125 |
|
МО "Невельский городской округ" | |||
Скальный грунт |
2 |
1391 |
|
Песок |
2 |
365 |
|
МО "Городской округ Ногликский" | |||
Строительный камень |
5 |
6831 |
|
Скальный грунт |
5 |
5402 |
|
Песчано-гравийная смесь |
9 |
2729 |
|
Песок |
4 |
537 |
|
МО городской округ "Охинский" | |||
Песок |
16 |
3282 |
|
Скальный грунт |
1 |
866 |
|
Строительный камень |
1 |
11546 |
|
МО Поронайский городской округ | |||
Строительный камень |
4 |
6858 |
|
Песок |
1 |
150 |
|
МО "Северо-Курильский городской округ" | |||
Строительный камень |
1 |
0 |
|
МО городской округ "Смирныховский" | |||
Песчано-гравийная смесь |
7 |
1370 |
|
Песок |
1 |
18 |
|
Строительный камень |
1 |
1355 |
|
МО "Томаринский городской округ" | |||
Строительный камень |
3 |
8686 |
|
Скальный грунт |
1 |
400 |
|
МО "Тымовский городской округ" | |||
Строительный камень |
3 |
1857 |
|
Скальный грунт |
2 |
19824 |
|
Торф |
2 |
1210 |
|
Песок |
1 |
329 |
|
МО "Углегорский муниципальный район" | |||
Строительный камень |
2 |
12758 |
|
Песчано-гравийная смесь |
1 |
13 |
|
Торф |
1 |
2318 |
|
МО "Холмский городской округ" | |||
Строительный камень |
3 |
8918 |
|
Песок |
1 |
172 |
|
МО "Южно-Курильский городской округ" | |||
Строительный камень |
5 |
1200 |
|
Песок |
3 |
147,9 |
|
Песчано-гравийная смесь |
3 |
1275 |
|
МО городской округ "Город Южно-Сахалинск" | |||
Строительный камень |
3 |
27348 |
|
Скальный грунт |
1 |
3897 |
|
Глина |
1 |
5395 |
|
Песчано-гравийная смесь |
1 |
47 |
|
По мере уточнения отраслевых прогнозов на среднесрочную перспективу и изменения внешних условий социально-экономического развития Сахалинской области, влияющих на изменения конечных результатов, данные показатели подлежат корректировке.
Производство строительных материалов является также уникальным утилизатором техногенных отходов как в качестве исходного сырья, так и в качестве топливосодержащих отходов.
Это дает возможность одновременно производить строительные материалы и решать проблему оздоровления окружающей среды. В настоящее время на территории Сахалинской области накоплено свыше 3 млн. тонн золошлаковых материалов, которые реализуются на рынке, как операторами самих электростанций, так и компаниями, специализирующимися в этой специфической сфере потребления. Использование золошлаков в Сахалинской области в настоящее время находится на крайне низком уровне (в среднем менее 2 процентов годового выхода золошлаковых материалов).
После строительства завода по производству блоков из автоклавного газобетона планируется расход золы от 20 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год, в зависимости от реализации блоков.
Техногенные и твердые бытовые отходы, пригодные для производства строительных материалов, изделий и конструкций на территории Сахалинской области, представлены в информационной таблице 7.
Раздел 2. Цели и задачи подпрограммы
В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25 апреля 2011 г. N ВП-П9-23пр и Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, утвержденной приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2010 г. N 262, разработана региональная Подпрограмма по развитию выпуска строительных материалов с учетом возможностей и потенциала региональной строительной индустрии, с проведением работы по предоставлению для этих целей, при необходимости, земельных участков.
Приоритетные задачи региональной Подпрограммы в рамках социально-экономического развития Сахалинской области определены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р, на основании которых планируется добиться стимулирования развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов за счет новых технологий в строительстве и новых строительных материалов.
Целями Подпрограммы являются:
- создание в Сахалинской области скоординированного с учетом возможностей и потенциала межрегиональной кооперации производства номенклатуры современных высококачественных конкурентоспособных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года;
- повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов;
- стимулирование развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, новых технологий в строительстве и новых строительных материалов.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Произвести техническое перевооружение и модернизацию действующих, а также создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций в Сахалинской области.
2. Обеспечить производство основных видов строительных материалов на базе имеющихся в Сахалинской области минерально-сырьевых ресурсов.
Подпрограммой в число приоритетных объектов включены проекты по строительству завода по производству блоков из автоклавного газобетона, цеха по производству изделий из бетона по немецкой технологии "HESS" производительностью 650 тыс. изделий в год в с. Дальнем, строительство кирпичного завода в Долинском районе с участием китайских инвестиций производительностью 20 млн. шт. условного кирпича.
Раздел 3. Прогноз конечных результатов подпрограммы
В сфере развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций будут созданы условия, направленные на снятие ключевых ограничений, на развитие комплекса предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, в том числе за счет:
1. Обеспечения потребностей рынка в строительных материалах по количеству, ассортименту и качеству, позволяющих гарантировать возведение прогнозируемых объемов жилищного, социально-культурного строительства, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года.
2. Значительного повышения инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий по производству строительных материалов и смежных отраслей.
3. Ускорения технологической модернизации и обновления основных фондов предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций и смежных отраслей.
4. Снижения энергоемкости производства строительных материалов, изделий и конструкций.
5. Повышения рациональности использования природных ресурсов при производстве строительных материалов за счет использования в качестве вторичного сырья для производства строительных материалов отходов производства и потребления, снижения энергозатрат при эксплуатации объектов недвижимости.
6. За счёт ввода новых, обновления и расширения действующих производственных мощностей прогнозируется следующее:
Планируемые мощности по выпуску основных строительных материалов возрастут, в том числе: цемент - в 2,1 раза; нерудные строительные материалы - на 24,8%; мелкие стеновые материалы - в 1,8 раза, выпуск бетона - на 15%, сборного железобетона - на 35%, алюминиевые и пластиковые блоки на 45%.
Раздел 4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализацию Подпрограммы предусматривается осуществить в 2 этапа:
1-й этап - 2014 - 2015 годы.
2-й этап - 2016 - 2020 годы.
На первом этапе основные усилия и ресурсы промышленности будут сконцентрированы:
- на развитии финансовых рынков и развитии рынков собственности (планируются структурные изменения секторов экономики и рынка труда, запуск проектов по производству и реализации новых товаров и услуг);
- на модернизации оборудования действующих предприятий по производству основных видов стройматериалов;
- на модернизации оборудования на предприятиях строительной индустрии;
- на проведении подготовительных работ (приобретение права на владение участками земли, получение лицензий на доразведку и разработку полезных ископаемых, разрешений на строительство предприятий по производству строительных материалов и необходимой инфраструктуры, проведение проектных и иных работ, обеспечивающих строительство новых предприятий по производству стройматериалов).
На втором этапе планируется:
- достигнуть обеспечения основными видами продукции промышленности строительных материалов до 100 процентов от объема потребности строительства Сахалинской области;
- освоить импортозамещающие производства и увеличить выпуск конкурентоспособных на внутреннем рынке строительных материалов;
- расширить ассортимент эффективных и экологически чистых строительных материалов;
- сохранить существующие рабочие места и создать новые для повышения занятости населения;
- увеличить реальное поступление налогов в бюджет Сахалинской области за счет создания новых предприятий.
Раздел 5. Перечень мероприятий подпрограммы
В рамках реализации Подпрограммы министерство строительства Сахалинской области оказывает содействие предприятиям строительной индустрии в реализации инновационных программ и проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществляют координацию деятельности предприятий в области производства строительных материалов.
Долгосрочные целевые программы Сахалинской области и ведомственные целевые программы в рамках Подпрограммы не реализуются.
Раздел 6. Характеристика мер правового регулирования подпрограммы
На момент подготовки Подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей Подпрограммы не требуется.
Стимулирование и поддержка предприятий стройиндустрии Сахалинской области будет осуществляться в рамках действующей нормативно-правовой базы на региональном уровне:
- Закон Сахалинской области N 16-ЗО от 31 марта 2010 года.
Законом предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности в Сахалинской области в виде:
1) льгот по налогам для субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты (субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты на территории Сахалинской области, устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций в виде понижения ставок по указанным налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет);
2) бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями (бюджетные инвестиции, предоставляются на основании договоров об участии Сахалинской области в собственности субъектов инвестиций, заключенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации между Правительством Сахалинской области и юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями);
3) организационного и информационного сопровождения инвестиционных проектов (является целенаправленной деятельностью органа исполнительной власти Сахалинской области, ответственного за развитие соответствующего сектора экономики, и направлено на развитие инвестиционной деятельности в Сахалинской области).
Существующие нормативные акты позволят предприятиям строительной индустрии развивать существующие направления своей деятельности на территории Сахалинской области.
Раздел 7. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Целевые показатели и индикаторы Подпрограммы увязаны в соответствии со стратегическими документами, утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации и действующими в сфере строительного комплекса.
Перечень показателей Подпрограммы носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на развитие строительного комплекса.
Для Подпрограммы предусмотрены отдельные показатели и индикаторы.
Перечень целевых показателей Подпрограммы представлен в таблице 8.
Основными направлениями Подпрограммы являются:
- модернизация предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;
- реконструкция и перевооружение предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций;
- строительство новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;
- использование техногенных отходов и твердых бытовых отходов для производства строительных материалов, изделий и конструкций.
Мероприятия Подпрограммы сформированы с целью минимизации затрат, вызванных:
- высокой капиталоемкостью производственной и транспортно-логистической инфраструктуры и связанным с этим удорожанием расходов на производство и транспортировку готовой продукции от места ее производства до мест ее потребления;
- высоким уровнем концентрации производства в центральной части области, а также сезонностью загрузки предприятий.
Для оценки реализации Подпрограммы используются следующие целевые индикаторы и показатели:
1. Ввод объектов промышленного назначения, 10 259,1 кв. м.
Значение индикатора по годам:
2013 год - 5 963,1 кв. м.
2014 год - 1 296,0 кв. м.
2015 год - 3 000,0 кв. м.
2. Производство строительных материалов:
2.1. алюминиевые и пластиковые окна, тыс. кв. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 67 тыс. кв. м;
2015 год - 67 тыс. кв. м;
2016 год - 67 тыс. кв. м;
2017 год - 80 тыс. кв. м;
2018 год - 80 тыс. кв. м;
2019 год - 85 тыс. кв. м;
2020 год - 90 тыс. кв. м.
2.2. асфальтобетон, тыс. т.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 160.0 тыс. т;
2015 год - 165.0 тыс. т;
2016 год - 170.0 тыс. т;
2017 год - 175.0 тыс. т;
2018 год - 180.0 тыс. т;
2019 год - 190.0 тыс. т;
2020 год - 200.0 тыс. т.
2.3. мелкие стеновые материалы, млн. шт. усл. кирп.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 6.0 млн.шт. усл.кирп;
2015 год - 10.8 млн.шт. усл.кирп;
2016 год - 13.83 млн.шт. усл.кирп;
2017 год - 15.0 млн.шт. усл.кирп;
2018 год - 16.0 млн.шт. усл.кирп;
2019 год - 18.0 млн.шт. усл.кирп;
2020 год - 20.0 млн.шт. усл.кирп.
2.4. модульные домики, тыс. кв. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 26 тыс. кв. м;
2015 год - 30 тыс. кв. м;
2016 год - 30 тыс. кв. м;
2017 год - 30 тыс. кв. м;
2018 год - 30 тыс. кв. м;
2019 год - 30 тыс. кв. м;
2020 год - 30 тыс. кв. м.
2.5. сборный железобетон и бетон, тыс. куб. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 20 тыс. куб. м;
2015 год - 21 тыс. куб. м;
2016 год - 22.5 тыс. куб. м;
2017 год - 23 тыс. куб. м;
2018 год - 24 тыс. куб. м;
2019 год - 25 тыс. куб. м;
2020 год - 27 тыс. куб. м.
2.6. товарный бетон и раствор, тыс. куб. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 204 тыс. куб. м;
2015 год - 206 тыс. куб. м;
2016 год - 207 тыс. куб. м;
2017 год - 208 тыс. куб. м;
2018 год - 209 тыс. куб. м;
2019 год - 210 тыс. куб. м;
2020 год - 212 тыс. куб. м.
2.7. цемент, тыс. т.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 65.0 тыс. т;
2015 год - 70.0 тыс. т;
2016 год - 80.0 тыс. т;
2017 год - 100.0 тыс. т;
2018 год - 110.0 тыс. т;
2019 год - 120.0 тыс. т;
2020 год - 140.0 тыс. т.
3. Производство нерудных материалов:
3.1. песок строительный, тыс. куб. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 130 тыс. куб. м;
2015 год - 150 тыс. куб. м;
2016 год - 160 тыс. куб. м;
2017 год - 180 тыс. куб. м;
2018 год - 200 тыс. куб. м;
2019 год - 210 тыс. куб. м;
2020 год - 220 тыс. куб. м.
3.2. песчано-гравийная смесь, тыс. куб. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 145 тыс. куб. м;
2015 год - 150 тыс. куб. м;
2016 год - 165 тыс. куб. м;
2017 год - 175 тыс. куб. м;
2018 год - 185 тыс. куб. м;
2019 год - 190 тыс. куб. м;
2020 год - 195 тыс. куб. м.
3.3. щебень, тыс. куб. м.
Значение индикатора по годам:
2014 год - 770 тыс. куб. м;
2015 год - 780 тыс. куб. м;
2016 год - 800 тыс. куб. м;
2017 год - 810 тыс. куб. м;
2018 год - 820 тыс. куб. м;
2019 год - 830 тыс. куб. м;
2020 год - 840 тыс. куб. м.
3.4. строительный камень, тыс. .
Значение индикатора по годам:
2013 год - 1050 тыс. ;
2015 год - 1080 тыс. ;
2016 год - 1150 тыс. ;
2017 год - 1250 тыс. ;
2018 год - 1350 тыс. ;
2019 год - 1480 тыс. ;
2020 год - 1580 тыс. .
4. Объем использования вторичных ресурсов (техногенных и твердых бытовых) при производстве основных видов стройматериалов, тыс. т.
2014 год - 150.0 тыс. т;
2015 год - 150.0 тыс. т;
2016 год - 155.0 тыс. т;
2017 год - 160.0 тыс. т;
2018 год - 160.0 тыс. т;
2019 год - 165.0 тыс. т;
2020 год - 170.0 тыс. т.
5. Проведение ежегодных обучающих семинаров по вопросам применения строительных материалов и технологий в Сахалинской области - 1 раз в год.
Дополнительным эффектом реализации Подпрограммы станет создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в развитие производства строительных материалов потенциальных инвесторов.
Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации Подпрограммы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Достижение указанных результатов в значительной степени повысит привлекательность территории Сахалинской области для проживания и, соответственно, будет способствовать социально-экономическому развитию региона в целом.
Раздел 8. Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов Подпрограммы формируется за счет анализа соответствия результатов Подпрограммы поставленным задачам.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы представлены в виде целевых показателей, которые опираются на следующие обобщенные итоговые характеристики развития отрасли в Сахалинской области:
- обеспечение потребностей рынка в производстве основных видов строительных материалах по количеству, ассортименту и качеству, позволяющих гарантировать возведение прогнозируемых объемов жилищного, социально-культурного строительства, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года на базе имеющихся в Сахалинской области минерально-сырьевых ресурсов;
- значительное повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий по производству строительных материалов и смежных отраслей;
- ускорение технологической модернизации и обновление основных фондов предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций и смежных отраслей;
- снижение энергоемкости производства строительных материалов, изделий и конструкций;
- повышение рациональности использования природных ресурсов при производстве строительных материалов за счет использования в качестве вторичного сырья для производства строительных материалов отходов производства и потребления, снижения энергозатрат при эксплуатации объектов недвижимости.
Раздел 9. Ресурсное обеспечение подпрограммы государственной программы
Источниками финансирования Подпрограммы являются внебюджетные средства.
Раздел 10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности Подпрограммы разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 в редакции постановления Правительства Сахалинской области от 22.10.2014 N 511 (далее - Порядок реализации государственных программ).
Оценка эффективности Подпрограммы государственной программы производится ежегодно. Основанием для оценки являются данные, включаемые в формы мониторинга реализации Подпрограммы в порядке и сроки, установленные Порядком реализации государственных программ.
Оценка эффективности Подпрограммы определяется на основе степени достижения плановых значений индикаторов (показателей), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню расходов, интегрального показателя эффективности Подпрограммы на основе следующих формул:
1. Степень достижения планового значения индикатора (показателя):
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
- степень достижения планового значения i-го и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.