Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В, при секретаре Воропаевой Е. С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Баркина А.А.
на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 17 июня 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Баркина А.А. к Отделу социальной защиты населения района Строгино СЗАО г. Москвы, УВД по СЗАО г. Москвы о признании решения незаконным отказать, установила:
Баркин А.А. обратился в Хорошевский районный суд г. Москвы с иском к Отделу социальной защиты населения района Строгино СЗАО г. Москвы, УВД по СЗАО г. Москвы о признании решения незаконным, назначении ежемесячной компенсационной выплаты, ссылаясь на то, что он обратился в Отдел социальной защиты населения района Строгино СЗАО г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги как жителю Москвы, достигшему возраста 60 лет, однако в услуге было отказано в связи с отсутствием регистрации на территории г. Москвы. Полагая отказ незаконным и необоснованным обратился в суд.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Баркин А.А.
Проверив материалы дела, выслушав истца Баркина А.А, представителя ответчика УСЗН СЗАО г. Москвы Мухину И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы N 19 от 26 сентября 2018 года "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения" право на дополнительные меры социальной поддержки с 01 января 2019 года приобретают жители города Москвы, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2018 г. N 1713-ПП "О получении статуса жителями города Москвы в целях предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, установленных в связи с изменениями федерального законодательства в части повышения пенсионного возраста" в целях реализации Закона города Москвы от 26 сентября 2018 г. N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения" установлено, что предоставление дополнительных мер социальной поддержки осуществляется после присвоения гражданам соответствующего статуса.
Данным Постановлением также утвержден Порядок присвоения гражданам статуса в целях предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом города Москвы от 26 сентября 2018 г. N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения".
Согласно п. 1.1. Порядок разработан в целях обеспечения предоставления дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом города Москвы от 26 сентября 2018 г. N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения", и определяет правила обращения граждан, имеющих место жительства в городе Москве, за присвоением статуса в целях предоставления указанных дополнительных мер социальной поддержки в соответствующих информационных системах города Москвы (далее также - статус в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки), порядок рассмотрения заявлений о присвоении статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что для присвоения статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее - заявители), обращаются не ранее дня достижения ими возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства в городе Москве с письменным заявлением о присвоении статуса, оформляемым по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Одновременно с заявлением о присвоении статуса заявителем представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, содержащий сведения о месте жительства заявителя в городе Москве (в случае если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства в городе Москве, в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет на основании соответствующего договора функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) (п. 2.2.).
Согласно пункту 3.5 для определения права на присвоение статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки УСЗН города Москвы запрашивает в государственных органах, организациях и их территориальных подразделениях, в том числе с использованием межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения: сведения о месте жительства заявителя в городе Москве (в случае если ГБУ МФЦ города Москвы осуществляет на основании соответствующего договора функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель, за исключением случаев проживания заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы), а именно один из следующих документов - единый жилищный документ, выписку из домовой книги, копию финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения.
Согласно п. 3.6. Порядка основаниями для отказа в присвоении статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки, в том числе, являются: представление заявителем документов, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и информации, необходимых для присвоения статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки; отсутствие права на присвоение статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Баркин А.А, родившийся ************* г, обратился **************** года в Отдел социальной защиты населения района Строгино УСЗН СЗАО г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги как жителю Москвы, достигшему возраста 60 лет, однако Отделом социальной защиты населения района Строгино СЗАО города Москвы вынесено решение об отказе в предоставлении государственной функции N**************** от 31.10.2019г, поскольку, несмотря на принятые ответчиком в соответствии с указанным Порядком меры для получения сведений о месте жительства истца в г. Москве, в рамках межведомственного взаимодействия получена информация об отсутствии у Баркина А.А. регистрации на территории г. Москвы.
Согласно выписке из домовой книги от 30.10.2019г, Баркин А.А. по решению суда 10.07.2013 г. снят с регистрационного учета по адресу: г. Москва, *******************. Собственником данной квартиры является Л, имеющая регистрацию по указанному адресу.
В соответствии с п. 33 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
Разрешая спор, суд с учетом приведенных нормативных положений и установленных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на дополнительные меры социальной поддержки, поскольку он не зарегистрирован по месту жительства в г. Москве, кроме того, истцом ответчику не представлено и доказательств постоянного проживания в г. Москве на момент обращения с указанным заявлением, тогда как проживание в г. Москве является необходимым и обязательным условием для предоставления дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с названным Постановлением.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что основным документом гражданина Российской Федерации является паспорт, подтверждающий личность гражданина Российской Федерации и адрес его места жительства, а в паспорте у истца имеются сведения о его регистрации в г. Москве по адресу: ********************, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку приводился в суде первой инстанции, и суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие сведений в паспорте гражданина Российской Федерации о снятии с регистрационного учета не свидетельствует о наличии регистрации в городе Москве заявителя, так как основанием снятия с регистрационного учета по месту жительства явилось решение суда, отсутствие отметки в паспорте при наличии документа о снятии с учета свидетельствует лишь о недобросовестности действий истца, не представившего в регистрирующий орган паспорт гражданина Российской Федерации для проставления отметки о снятии с регистрационного учета.
Довод апелляционной жалобы Баркина А.А. о том, что суд первой инстанции не удовлетворил его ходатайство об обязании ответчика УВД по СЗАО г. Москвы предоставить доказательства, подтверждающие его регистрацию в г. Москве по ул. ********************, либо его снятие с регистрационного учета по указанному адресу, также не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку факт отсутствия регистрации Баркина А.А. по данному адресу подтвержден выпиской из домовой книги.
При указанных обстоятельствах несостоятелен и довод апелляционной жалобы истца о том, что суд не исследовал решение суда, на основании которого он выписан, и не дал оценки подлинности данной записи.
Тот факт, что в 2020 году истец вновь приобрел постоянную регистрацию в г. Москве не свидетельствует о незаконности принятого решения, учитывая, что оно было вынесено в 2019 году и не лишает истца права вновь обратиться к ответчику с соответствующим заявлением.
Иные доводы апелляционной жалобы Баркина А.А. сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 17 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баркина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.