Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи на базе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Брянской области", с использованием вебконференц-связи с помощью ресурса "Скайп" 9 ноября 2020 года гражданское дело по иску Михайлова Сергея Викторовича к Сагалакову Леониду Алексеевичу, Шкуриндиной Ирине Михайловне, Черненок Татьяне Петровне, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Брянской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Брянской области", Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть - 32 Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации" о предоставлении технических средств реабилитации, взыскании морального вреда
по кассационной жалобе Михайлова Сергея Викторовича
на решение Володарского районного суда г. Брянска от 18 июля 2019 года по гражданскому делу N 2-896/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 ноября 2019 года по гражданскому делу N 33-3959/2019, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Михайлова С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Брянской области Щербаковой Е.В, действующей на основании доверенности, установила:
Михайлов С.В. обратился в суд с иском к Сагалакову Л.А, Шкуриндиной И.М, Черненок Т.П, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Брянской области (далее по тексту - УФСИН России по Брянской области), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Брянской области" (далее по тексту - ФКУ "ИК N 1 УФСИН России по Брянской области), Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть - 32 Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации" (далее по тексту - ФКУЗ "МСЧ-32 ФСИН России) о предоставлении технических средств реабилитации, взыскании морального вреда.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 18 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 ноября 2019 года, в удовлетворении исковых требований Михайлова С.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Михайлов С.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на нарушение его прав, как инвалида, признанного на территории Российской Федерации, не обеспеченного медицинской помощью и техническими средствами реабилитации, установленными индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное
применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.
Как установлено судом, Михайлов С.В. является гражданином Украины, что подтверждается паспортом гражданина Украины серия N, выданным Стахановским ГО ГУМВД Украины в Луганской области 6 февраля 2010 года.
15 июня 2000 года Михайлов С.В. в Украине признан инвалидом третей группы (бессрочно) с указанием причины инвалидности: "инвалид детства".
Из материалов дела следует, что 25 ноября 2015 года Михайлову С.В. выдано свидетельство N о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, сроком действия до 23 октября 2016 года.
Согласно материалам дела, 12 августа 2016 года Михайлов С.В. осужден Солнечногорским городским судом Московской области за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, наблюдается в филиале "Медицинская часть N1" ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России с 19 декабря 2016 года.
22 декабря 2016 года Отделением УФМС России по Брянской области в Володарском районе г. Брянска Михайлов С.В. поставлен на миграционный учет по адресу: "адрес" (ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области) сроком до 7 апреля 2024 года, что подтверждается уведомлением о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Как следует из материалов дела, 5 июня 2018 года осужденный Михайлов С.В. освидетельствован в ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области", ему установлена 3 группа инвалидности (бессрочно) на территории Российской Федерации с причиной инвалидности: "общее заболевание", выдана справка МСЭ, а также индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой указано о нуждаемости инвалида в медицинской реабилитации, протезировании и ортезировании, перечислены технические
средства реабилитации и услуги реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, в связи с нарушением функций нижних конечностей.
Обязанность по исполнению заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий в отношении Михайлова С.В. возложена на УФСИН по Брянской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Михайловым С.В. исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что под категорию граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Михайлов С.В. не подпадает и права на бесплатное протезирование за счет средств федерального бюджета в Российской Федерации не имеет, поскольку является гражданином Украины, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет, совершил преступление на территории Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации не имеет.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом суда первой инстанции, указав, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, и признанные инвалидами, вправе по своему месту жительства на территории Российской Федерации обратиться в уполномоченный орган за предоставлением им технических средств реабилитации, однако Михайлов С.В. вида на жительство в Российской Федерации не имеет, в связи с чем, права на бесплатное протезирование за счет средств федерального бюджета в Российской Федерации не имеет.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Согласно материалам дела, Михайлов С.В. в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствован в органах медико-социальной экспертизы, признан инвалидом третьей группы бессрочно.
Исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида, Михайлов С.В. с 4 июня 2018 года нуждается в медицинской реабилитации, протезировании и ортезировании, обязанность по исполнению которых возложена на УФСИН по Брянской области
Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 сентября 2015 года N 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.
Пунктами 2, 5 указанного Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Таким образом, законодатель, возлагая обязанность проведения осужденному, имеющему статус инвалида, реабилитационных мероприятий, установленных индивидуальной программой реабилитации инвалида, на администрацию исправительного учреждения, не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации, вида на жительство на территории Российской Федерации, наличия либо отсутствия у осужденного регистрации по месту жительства.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении требований Михайлова С.В. о предоставлении технических средств реабилитации не применили к спорным отношениям указанные нормативные акты, устанавливающие порядок и условия обеспечения осужденного средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 ноября 2019 года, оставившее решение суда первой инстанции без изменения, выводы которого произведены без учета требований законодательства о социальной защите инвалидов и предоставлении мер социальной поддержки осужденных, в данном случае не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает возможным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 ноября 2019 года - отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Брянский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.