Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Гречкань Н.И, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2679/2019 по иску администрации г. Новый Уренгой к Алимирзоеву Пирахмеду Гульоглановичу, Алимирзоевой Наиде Маллаахмедовне, Алимирзоевой Рахиле Кюроглыевне, Алимирзоеву Мураду Пирахмедовичу о признании прекратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, по кассационной жалобе администрации г. Новый Уренгой на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июня 2020 года, Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора седьмого отдела (кассационного) управления обеспечения участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Новый Уренгой обратилась в суд к Алимирзоеву П.Г, Алимирзоевой Н.М, Алимирзоевой Р.К, Алимирзоеву М.П. о расторжении договора найма жилого помещения в общежитии, расположенного по адресу: "данные изъяты", признании прекратившими право пользования указанным жильем, снятии с регистрационного учета и выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указала, что указанное жилое помещение было предоставлено в 2010 году Алимирзоеву П.Г. и членам его семьи на период прохождения его службы в УВД по г. Новый Уренгой. С марта 2019 года трудовые отношения с ним прекращены, следовательно, оснований для дальнейшего проживания ответчиков в спорном жилом помещении не имеется.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2019 года иск удовлетворен частично. Договор найма жилого помещения в общежитии признан расторгнутым. Ответчики признаны прекратившими право пользования указанным жилым помещением. Алимирзоев П.Г, Алимирзоева Р.К, Алимирзоев М.П. сняты с регистрационного учета по указанному адресу. Алимирзоев П.Г. и Алимирзоева Р.К. выселены из жилого помещения без предоставления другого благоустроенного жилого помещения. В удовлетворении требований о снятии с регистрационного учета Алимирзоевой Н.М. и выселении ее и Алимирзоева М.П. из указанного жилого помещения - отказано.
Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июня 2020 года указанное решение суда отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе администрация г. Новый Уренгой ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Администрация г. Новый Уренгой своего представителя в суд не направил, а ответчики в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления в кассационном порядке.
Установлено, что предметом спора является муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты".
Распоряжением главы города Новый Уренгой от 19 февраля 2010 года указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и распределено Управлению внутренних дел по ЯНАО.
21 апреля 2010 года между Департаментом городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой и Алимирзоевым П.Г. заключен договор N98 найма жилого помещения в общежитии на период работы в ОМВД России по г. Новый Уренгой.
По учетным данным Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Алимирзоев П.Г. с 20 сентября 2013 года в составе семьи из трех человек состоит в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
19 марта 2019 года Алимирзоев П.Г. уволен из органов внутренних дел, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 24 года 6 месяцев 5 дней, в льготном исчислении- 37 лет 5 месяцев 5 дней (л.д.120).
В связи с прекращением службы в органах внутренних дел в адрес ответчиков было направлено требование об освобождении жилого помещения, однако ответчиками данное требование оставлено без удовлетворения.
По данным справки о зарегистрированных лицах в спорном жилом помещении по состоянию на 27 сентября 2019 года в данном жилом помещении зарегистрированы Алимирзоев П.Г. (наниматель), Алимирзоев М.П. (сын), Алимирзоева Р.К. (жена).
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, было предоставлено Алимирзоеву П.Г. на период трудовых отношений, которые в настоящее время прекращены.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции не согласился, отменяя решение суда первой инстанции исходила из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных администрации требований о выселении бывшего сотрудника полиции, имеющего выслугу лет в органах МВД более 10 лет и состоящего на учете нуждающихся для получения социальной выплаты.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 этого кодекса и частью 2 названной статьи.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 105 ЖК РФ, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
К категории граждан, определенных статьей 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения, ответчики не относятся.
Вместе с тем, служба в органах внутренних дел по смыслу части 4 статьи 32, пункта "б" части 1 статьи 72 и пункта "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Суд апелляционной инстанции, установив, что Алимирзоев П.Г. проходил службу в органах внутренних дел, в том числе в ОМВД России по г. Новый Уренгой, имеет стаж службы в органах внутренних дел свыше 10 календарных лет, состоит с 20 сентября 2013 года в списках нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N247 от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в улучшении жилищных условий по месту службы..", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе, о выселении Алимирзоева П.Г. и членов его семьи ответчиков без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчики к категории граждан, указанных в ч.2 ст. 103 ЖК РФ не относятся, поскольку не приняты на соответствующий учет, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше в определении мотивам.
Ссылка на то, что в настоящее время решения спорное жилое помещение освобождено ответчиками, основанием для отмены апелляционного определения не является, более того, прав заявителя жалобы не нарушает.
Учитывая изложенное, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Новый Уренгой - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.