Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Ковалевской В.В.
судей: Уфимцевой Н.А, Попова А.А.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-271-20 (УИД N) по иску прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов Яр Надежды Валерьевны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края об обязании обеспечить жилым помещением путем заключения договора найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 19 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, установила:
Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, действуя в интересах Яр Н.В, обратился с исковыми требованиями к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о предоставлении изолированного, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование требований указано, что Яр Н.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от 24 июня 2014 г. включена в краевой список для получения жилья на территории г. Дудинки Красноярского края, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Ссылаясь на положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N12-961 "О защите прав ребенка", прокурор просил возложить на ответчика обязанность предоставить Яр Н.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 19 мая 2020 г. постановлено: исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов Яр Надежды Валерьевны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности по обеспечению Яр Надежды Валерьевны жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить Яр Надежде Валерьевне, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, уроженки "адрес" края, проживающей по адресу: "адрес", благоустроенное, применительно к условиям г. Дудинка, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв. метра с допусками, установленными частью 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N12-961 "О защите прав ребенка".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 г. постановлено: решение Дудинского районного суда Красноярского края от 19 мая 2020 г. изменить, уточнив мотивировочную и резолютивную части решения ссылкой на п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N12-961 "О защите прав ребенка" вместо ч. 14 ст. 17 указанного Закона.
В кассационной жалобе представитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края Панов А.А. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Красноярского края представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Статья 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N12-961 "О защите прав ребёнка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Согласно ст.17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 24 указанной статьи жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (в ред. Закона Красноярского края от 24 декабря 2015 г. N9-4103).
Судами установлено и из материалов дела следует, что Яр (до заключения брака 2 апреля 2016 г. - Тоги) Н.В, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец Тоги В.Н. умер 14 апреля 2012 г, мать Тоги В.Ф. умерла 27 ноября 2012 г.
Постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 16 января 2013 г. Яр (Тоги) Н.В. помещена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 26 февраля 2013 г. над Яр (Тоги) Н.В. установлено попечительство, попечителем назначена Тоги А.В.
Решением комиссии Министерства образования Красноярского края от 24 июня 2014 г. Яр (Тоги) Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории г. Дудинки Красноярского края.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и уведомлению Управления Росреестра по Красноярскому краю за Яр (Тоги) объектов недвижимости на праве собственности или ином вещном праве не зарегистрировано.
Установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда основан на том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку до достижения возраста 23 лет заявила о своём намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Министерстве образования Красноярского края, на момент подачи иска достигла установленного законом возраста. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и правильно примененных судом, основаны на представленных суду доказательствах, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства образования Красноярского края, в качестве третьего лица Правительство Красноярского края, на законность принятого решения не влияют, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления. Указанный довод был ранее предметом исследования судов обеих инстанций, соответствующие суждения судов основаны на правильном толковании норм материального права
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дудинского районного суда Красноярского края от 19 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.