Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Куликовой И.И, Воробьевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-343/2020 по иску прокурора Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности
по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И, выслушав представителя ОАО "РЖД" ФИО3, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора ФИО4 возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Приморский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" о возложении обязанности разработать планы обеспечения транспортной безопасности 181 транспортного средства, а именно: вагонов серий ЭР9ПК - 26 единиц, ЭР9МК - 50 единиц, ЭД9Т - 40 единиц, ЭД9МК - 30 единиц, ЭД9М - 35 единиц, находящиеся в ведении Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава - Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" на территории "адрес", указав о том, что прокуратурой проведана проверка в сфере обеспечения требований транспортной безопасности, по результатам которой установлено, что ответчик является собственником указанных транспортных средств, включенных в реестр категорированных объектов и расположенных в регионе деятельности Приморской транспортной прокуратуры. Дополнительная оценка уязвимости проведена 15 вагонам моторвагонного подвижного состава: головной, моторный и прицепной 5 серий ЭД9М, ЭД9МК, ЭД9Т, ЭР9МК, ЭР9ПК. Результаты дополнительной оценки уязвимости 5 серий электропоездов распространены на 15 групп идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств (вагоны серий ЭР9ПК - 26 единиц, ЭР9МК - 50 единиц, ЭД9Т - 40 единиц, ЭД9МК - 30 единиц, ЭД9М - 35 единиц).
В ходе судебного разбирательства, с учетом изменений, внесенных в законодательство в части обеспечения транспортной безопасности, прокурор просил возложить на ответчика обязанность разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 июля 2020 года решение суда отменено, принято новое, которым исковые требования прокурора удовлетворены.
На ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности 181 транспортного средства - вагоны серии ЭР9ПК - 26 единиц, ЭР9МК - 50 единиц, ЭД9Т - 40 единиц, ЭД9МК - 30 единиц, ЭД9М - 35 единиц), находящиеся в ведении Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава - Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" на территории Приморского края.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" ставится вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, ссылаясь на допущенные судом, по его мнению, нарушения норм права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав лиц, участвующих в деле, извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 ГПК РФ и статьи 165.1 ГК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее также - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности представляет собой реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным федеральным законом и иными федеральными законами (статья 4 Закона о транспортной безопасности).
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 8 указанного закона, веденной Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками.
Отказывая Приморскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что возложение обязанности на ОАО "РЖД" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать планы обеспечения транспортной безопасности будут являться неисполнимыми, поскольку нормативно-правовой акт Правительства РФ, устанавливающий требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств по видам транспорта, не принят, планируемый срок его внесения - июль 2020 года.
Проверяя законность и обоснованность решения суда по апелляционному представлению Приморского транспортного прокурора, судебная коллегия с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований не согласилась.
Действуя в пределах своей компетенции, оценив представленные по делу сторонами спора доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не соблюдаются установленные законодательством требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, незаконности возложения на ответчика обязанности по обеспечению требований транспортной безопасности, поскольку Правительством РФ до настоящего времени не утверждены и не вступили в силу требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств и типовые формы паспортов, предусмотренные действующим с ДД.ММ.ГГГГ правовым регулированием, в силу чего принятое по делу судом решение неисполнимо, основаны на неверном толковании подлежащих применению в деле правовых норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности в ранее действующей редакции до 30.01.2020, было предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" в статью 9 Закона о транспортной безопасности внесены изменения, которые вступили в силу 30.01.2020.
В соответствии с указанными изменениями в статью 9 введена часть 1.1, в соответствии с которым субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства (за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям), разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, типовые формы которых по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.3 статьи 9 паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, т.е. как правильно указывает заявитель жалобы, с момента вступления в силу утвержденных Правительством РФ соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности (части 1 и 1.1 статьи 8 Закона о транспорт ной безопасности).
Вместе с тем заявителем не учтено, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности N 16-ФЗ до дня вступления в силу Федерального закона N 270-ФЗ, применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 ФЗ N 16-ФЗ (в редакции ФЗ N 270-ФЗ), с учетом категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
Учитывая изложенное, до вступления в силу разрабатываемых Минтрансом России во исполнение положений ФЗ N 270-ФЗ новых требований по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств следует руководствоваться положениями требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 886, от ДД.ММ.ГГГГ N 924, от ДД.ММ.ГГГГ N 410, от ДД.ММ.ГГГГ N 495, от ДД.ММ.ГГГГ N 678.
Аналогичные разъяснения о порядке исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры размещены на официальной сайте Минтранса России www.mintrans.ru".
При таком положении, отсутствие нормативно-правового акта Правительства РФ, принятого во исполнение положений ФЗ N 270-ФЗ, устанавливающего новые требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств, не освобождает субъектов транспортной инфраструктуры от соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности.
Поскольку факт необеспечения требования транспортной безопасности для транспортных средств ответчиком не оспаривается, предъявленный прокурором иск об обеспечении требований безопасности на железнодорожном транспорте удовлетворен правомерно.
Возникающие в порядке исполнения решения суда вопросы подлежат рассмотрению в порядке ст. 202, 203 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что данных о нарушении прав и законных интересов заявителя судом не установлено и из доводов кассационной жалобы не усматривается, оснований к отмене или изменению судебных постановлений по доводам заявителя не имеется.
Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.