Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Патланя В.А, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 5 гарнизонного военного суда от 17 июля 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сержантом Степаняном Артуром Арюциковичем требований о признании незаконным утверждённого командиром войсковой части N решения жилищной комиссии войсковой части 2089, связанного с отказом в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административных ответчиков - Иванова Д.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Степанян А.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 23 апреля 2020 г. N 16), которым ему с членами семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства, обязав коллегиальный орган повторно рассмотреть его заявление о принятии на жилищный учёт.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований оказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Приведя в обоснование отдельные положения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих" автор жалобы указывает, что в законодательных актах не указано, что для получения предусмотренных социальных гарантий, общая продолжительность военнослужащего на военной службы в статусе гражданина Российской Федерации должна составлять 10 лет и более. Каждый нормативно-правовой акт касается определённой категории военнослужащих, имеющих статус гражданина соответствующего государства. Следовательно, применение судом части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, не допустимо.
Таким образом, вывод суда о том, что он не имеет права на обеспечение жильем от Российской Федерации ввиду того, его общая продолжительность военной службы в статусе гражданина Российской Федерации составляет менее 10лет не основан на положениях вышеприведенных актов, а кроме того не согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утверждённой Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г, согласно которой обеспечение жильём по избранному после увольнения с военной службы месту жительства является льготой, предоставляемой военнослужащим с учётом их особого правового статуса, и перечень категорий военнослужащих не может быть расширен произвольно, без внесения в законодательство соответствующих изменений.
По мнению автора жалобы, необходимости внесения в законодательство изменений, касающихся определения периода, подлежащего включению в расчёт выслуги лет, необходимой для признания военнослужащего, состоящего в гражданстве Российской Федерации, менее 10 лет нуждающимся в жилье не имеется, поскольку законодатель, руководствуясь статьями2, 17, 19 и 40 Конституции Российской Федерации определил, что военнослужащий, приобретая статус гражданина Российской Федерации, пользуется всеми правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих - граждан Российской Федерации.
В возражениях представитель административного ответчика - Кичигин Н.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В статье 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены внутригосударственным законодательством, то применяются правила международного договора.
Согласно статьям 1, 9 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории "адрес" ("адрес" ДД.ММ.ГГГГ г.), военная служба в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, засчитывается гражданам Республики Армения как военная служба в Вооруженных Силах Республики Армения с предоставлением им и членам их семей прав и льгот в соответствии с законодательством Республики Армения. Жилищное обеспечение граждан Республики Армения, проходящих военную службу по контракту в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Армения соответствующими органами Республики Армения.
Из пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что право на обеспечение жильем в избранном месте жительства имеют военнослужащие-граждане Российской Федерации, увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
По делу установлено, что Степанян А.А. с 1 июня 2005 г. проходит военную службу в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, при этом до 19 августа 2019 г. он являлся гражданином Республики Армения, а после указанной даты, на основании подпункта "б" п. 2 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" приобрёл гражданство Российской Федерации.
Общая продолжительность военной службы составляет более 15 лет, из которых в качестве гражданина Российской Федерации по состоянию на 23 июня 2020 г. - 1 год 1 месяц и 26 дней.
Согласно контракту Степаняна А.А. о прохождении военной службы, заключенному им 2 июня 2014 г. в качестве гражданина Республики Армения, усматривается, что срок контракта истекает по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе - 3 августа 2020 г.
28 января 2020 г. Степаняном А.А. по команде подан рапорт об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы и приобретением
гражданства России 7 февраля 2020 г. Степанян А.А. подал в жилищную комиссию войсковой части 2089 заявление о признании его с составом семьи пять человек (он, супруга, дети ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. р.) в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства.
Решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 23 апреля 2020 г. N 16) истцу отказано в принятии на указанный учёт, так как его общая продолжительность военной службы в статусе гражданина Российской Федерации составляет менее 10лет, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приняв во внимание вышеизложенные положения законодательства в совокупности в приведёнными выше обстоятельствами, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что до приобретения гражданства России, то есть более 14 лет военной службы Степаняна А.А. в Пограничных войсках Российской Федерации должны засчитываться как военная служба в Вооруженных Силах Республики Армении с предоставлением ему и членам его семьи прав и льгот, в том числе по обеспечению жильём в соответствии с законодательством и соответствующими органами Республики Армения, а поскольку общая продолжительность военной службы истца по контракту в статусе гражданина Российской Федерации составляет менее 10 лет, то права, предусмотренного пунктом 1 ст. 15 Федерального закона, у него не имеется.
Вопреки доводам истца такой вывод согласуется с правовой позицией приведенного в жалобе Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), из пункта 45 которого следует, что обеспечение жилым помещением но избранному месту жительства является льготой, предоставляемой определенным законом категориям военнослужащих с учётом их особого правового статуса, и перечень таких категорий не может быть расширен произвольно, без внесения соответствующих изменений в закон.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, поэтому они не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 17 июля 2020г. по административному исковому заявлению Степаняна Артура Арюциковича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи В.А. Патлань
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 ноября 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.