Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Фадееве Г.В, с участием представителя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (далее - Банк России) Мухина О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3144/2020 по апелляционной жалобе ответчика - Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N (далее - Полевое учреждение N N) на решение 26 гарнизонного военного суда от 15 мая 2020 г, которым удовлетворён иск военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N (далее - военный прокурор) в интересах Ковальчука Сергея Анатольевича к Полевому учреждению N N о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, объяснения представителя Банка России, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, военный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ковальчука, в котором просил взыскать с Полевого учреждения N N в его пользу 373 466, 63 руб, мотивировав требования тем, что Ковальчук с 1 августа 1998 г. по 2 февраля 2020 г. работал на должности водителя автомобиля 4 разряда Полевого учреждения N N, которое относится к воинским формированиям Российской Федерации, временно находящимся на территории Республики Казахстан. Однако вопреки положениям статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ), заработная плата выплачивалась Ковальчуку без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов, в связи с чем за период с 1 сентября 2019 г. по 2 февраля 2020 г. ему недоплачены денежные средства в названном размере.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
По мнению автора жалобы, суд необоснованно руководствовался статьями 1, 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г, а не статьёй 1 Федерального закона N 284-ФЗ, поскольку термин воинские формирования, предусмотренный названным соглашением, применяется только для целей данного международного договора.
Со ссылкой на статьи 83, 86 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отмечает, что полевые учреждения входят в единую централизованную систему Банка России и являются воинскими учреждениями, руководство которыми по вопросам банковской деятельности осуществляет Председатель Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России. Вопреки выводу суда, в структуру Вооружённых Сил РФ в качестве объединений, соединений, воинских частей и организаций, предусмотренных статьёй 1 Федерального закона N 284-ФЗ, полевые учреждения не входят, и, исходя из положений Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", к другим войскам и воинским формированиям не относятся.
Обращает внимание на то, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения Банка России не на воинские должности.
Ссылаясь на статью 5 Федерального закона N 284-ФЗ, статью 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 6 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а последний - по обязательствам государства, Банк России осуществляет свои расходы только за счёт собственных средств. В этой связи полагает, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
Отмечает, что в нарушение требований статьи 198 ГПК РФ суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам ответчика.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из копий трудовой книжки (л.д. 8-11), трудового договора от 29 апреля 2002 г. N N (л.д. 15-17) и дополнительных соглашений к нему (л.д. 18-51), работодатель - Банк России в лице начальника Полевого учреждения N N принял на себя обязательство по обеспечению Ковальчука, принятого на работу в Полевое учреждение N N, заработной платой и иными соответствующими доплатами, надбавками, поощрительными, стимулирующими и компенсационными выплатами в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
Согласно копий трудовой книжки (л.д. 8-11) и справке начальника Полевого учреждения N N от 18 декабря 2007 г. (л.д. 14), Ковальчук приказом названного должностного лица от 27 августа 1998 г. N N принят на работу в Полевое учреждение N N.
Из копии приказа начальника Полевого учреждения N N от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д. 13) усматривается, что Ковальчук со 2 февраля 2020 г. уволен с должности водителя автомобиля 4 разряда в связи с сокращением штата работников учреждения.
В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно статье 83 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
В соответствии со статьёй 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
Кроме того, в период работы Ковальчука в Полевом учреждении N N действовало Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённое в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" совместным приказом Председателя Центрального банка РФ и Министра обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ
В силу названного Положения "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Таким образом, исходя из правовых норм, действовавших в период спорных правоотношений, Полевое учреждении N N является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относитсяось к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нём, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом N 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.
В силу статьи 1 названного закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях настоящего Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 284-ФЗ лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из статей 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключённого 20 января 1995 г. в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что с 1 апреля 2020 г. было введено в действие новое Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённое Председателем Центрального банка РФ и Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-100), которое также предусматривает, что полевые учреждения "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Ковальчук в период с 1 сентября 2019 г. по 2 февраля 2020 г. имел право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку работал в Полевом учреждении N N, которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
Из расчёта заработной платы Ковальчука (л.д. 56) следует, что размер денежных средств, недоплаченных истцу за указанный в период в связи с тем, что заработная плата начислялась ему без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов, составил 373 466, 63 руб. С указанным размером согласился ответчик.
Таким образом, суд обоснованно взыскал с Полевого учреждения N в пользу Ковальчука названную денежную сумму, а соответствующие доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Утверждение автора жалобы и о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится, является безосновательным.
В силу статьи 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Действовавшее в спорный период Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривало, что "данные изъяты"
Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать Ковальчука заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
При таких данных оспариваемое судебное постановление по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 15 мая 2020 г. по иску военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N в интересах Ковальчука Сергея Анатольевича к Полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.