Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Чуфистова И.В, Есениной Т.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2020 года административное дело N2а-2428/2020 по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 июля 2020 года, по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителя административного ответчика - Муштаева Д.В. (по доверенности), возражения представителя административного истца - Морозовой А.И. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействительным и отменить пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N01/326-Р от 26 февраля 2020 года.
В обоснование требований ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" указало, что распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года N01/326-Р назначена внеплановая документарная проверка ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", предмет проверки: выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензионные меры лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, период проверки: с 25 февраля 2020 года по 24 марта 2020 года. Актом проверки N01-326-Р от 26 февраля 2020 года зафиксированы нарушения, выявленные в ходе проведения проверки.
По итогам проведения проверки вынесено предписание N01/326-Р от 26 февраля 2020 года, в соответствии с пунктом 1 которого, установлено нарушение ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" пункта 9 Протокола от 30 ноября 2019 года N1/2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с 01 января 2020 года жителям многоквартирного дома плата по виду платежа "ХВ (содержание общего имущества") осуществляется по нормативу, плата по виду платежа "ГВ (содержание общего имущества") осуществляется по нормативу, плата по виду платежа "отведение сточных вод (содержание общего имущества") определена как сумма видов платежей "ГВ (содержание общего имущества") по нормативу и "ХВ (содержание общего имущества") по нормативу, то есть нарушен часть 8 и подпункт 2 части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. В предписание установлено устранить нарушение до 20 апреля 2020 года (включительно) путём приведения платы по видам платежей "ХВ (содержание общего имущества"), "ГВ (содержание общего имущества") с 01.01.2020 в соответствии с пунктом 9 Протокола от 30 ноября 2019 года N1/2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определив размер расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам установленным органами государственной власти субъектов РФ, плату по виду платежа "отведение сточных вод (содержание общего имущества") определить как сумму платежей "ГВ (содержание общего имущества") и "ХВ (содержание общего имущества"). Административный истец указал, что оспариваемый пункт предписания является неисполнимым.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 июля 2020 года, административное исковое заявление ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" удовлетворено, признан незаконным и отменен пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N01/326-Р от 26 февраля 2020 года, с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июля 2020 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. В обоснование требований апелляционной жалобы Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга указывает, что судом неверно установлены обстоятельства по делу относительно неисполнимости оспариваемого предписания.
Представитель административного ответчика - Муштаев Д.В, действующий на основании доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель административного истца - Морозова А.И, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованные лица, ГУП "Водоканал" и ПАО "ТГК N1", в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, выслушав мнение явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга 26 февраля 2020 года проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года N01/326-Р.
В ходе проверки выявлено, что среди прочего в нарушение пункта 9 Протокола от 30 ноября 2019 года N1/2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с 01 января 2020 года жителям многоквартирного дома плата по виду платежа "ХВ (содержание общего имущества") осуществляется по нормативу, плата по виду платежа "ГВ (содержание общего имущества") осуществляется по нормативу, плата по виду платежа "отведение сточных вод (содержание общего имущества") определена как сумма видов платежей "ГВ (содержание общего имущества") по нормативу и "ХВ (содержание общего имущества") по нормативу, то есть, нарушена часть 8 и подпункт 2 части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга выдано предписание N01/326-Р от 26 февраля 2020 года, в котором на ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" возложена обязанность устранения выявленных нарушения в срок до 20 апреля 2020 года включительно.
Также материалами дела подтверждено, что ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" является управляющей организацией в доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, переулок Пирогова, дом 4, литер А.
28 октября 2019 года по инициативе ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" было проведено внеочередное общее собрание собственником помещений в указанном доме, решения которого оформлены протоколом N1/2019 от 30 ноября 2019 года.
На указанном собрании было принято решение об определении размера расходов собственников помещений за содержание жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного (общедомого) прибора учета, по тарифам установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований, указал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, переулок Пирогова, дом 4, литер А, не оснащён автоматизированной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, в связи с чем, установленный порядок начислений платежей не может быть реализован управляющей организацией, поскольку имеющиеся в доме приборы учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг не оснащены системой, при которой возможно одномоментное снятие показаний.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются верными, в силу следующего.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма, регламентирующая расчет по нормативу потребления коммунального ресурса, закреплена в пункте 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Одновременно, согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Исходя из законодательства, в случае оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, переулок Пирогова, дом 4, литер А, не оборудован автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, что не оспаривалось сторонами.
Судом первой инстанции, с учетом приведенных положений закона, сделан вывод о том, что административный истец обоснованно определяет плату исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада;6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
В силу пункта 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Таким образом, для установления автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг необходимо проведение общего собрания собственников и принятие соответствующего решения.
В настоящем случае ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" не имеет возможности по начислению платы исходя из принятого решения собственников многоквартирного дома.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 июля 2020 года по административному делу N2а-2428/2020, оставить без изменений, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.