Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, с участием прокурора
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Лифарь И.Ф. на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 6 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 марта
2020 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю к Лифарь И.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Межрайонная ИФНС России N5 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Лифарь Ирине Федоровне о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 29 512, 65 рублей и о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что Лифарь И.Ф. являлась индивидуальным предпринимателем в период с 12.11.2008 по 15.04.2014.
В связи со вступившим в законную силу Федеральным законом от 03.07.2016 года N243-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговый орган выявил у Лифарь И.Ф. сумму задолженности по страховым взносам и пене за период до 2017 года в размере 29512, 65 рублей, в связи с чем, плательщику были направлены требования, в которых ей предлагалось в установленные сроки оплатить задолженность. Указанные требования плательщиком до настоящего времени не исполнены. 26.03.2019 по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 134 Гулькевичского района Краснодарского края был вынесен судебный приказ о взыскании с Лифарь И.Ф. задолженности по страховым взносам в размере 77647, 52 рублей. Определением мирового судьи от 10.04.2019 судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском. Налоговый орган просил учесть, что срок подачи административного иска был пропущен в связи с тем, что Лифарь И.Ф. 06.08.2018 встала на учет в Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю, и налоговому органу необходимо было, запросить требования об уплате налога, сбора, пени в Межрайонной ИФНС России
N 19 по Пермскому краю.
Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 6 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2020 года решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 6 декабря 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10.09.2020, Лифарь И.Ф. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как усматривается из материалов дела, Лифарь И.Ф. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю. Она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, вид деятельности розничная торговля в палатках и на рынках, с 12.11.2008 по 15.04.2014.
С 01.01.2017 года, в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 года N243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа.
На основании пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по административному иску, подлежащая уплате Лифарь И.Ф, составляет 29512, 65 рублей, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года) 22 180, 32 рублей, и 2800, 74 рублей - пеня; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года - 4029, 69 рублей, и 501, 90 рублей - пеня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое в соответствии с частью 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Межрайонной ИФНС России N5 по Краснодарскому краю в адрес Лифарь И.Ф. посредством почтовой связи заказной корреспонденцией были направлены требования N03303112 ТН 0490199 от 28.11.2012, N06901013 ТН 0616131 от 18.03.2013, в которых должнику предлагалось в установленные сроки оплатить задолженность.
Вместе с тем, указанные требования административным ответчиком не исполнены.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
26.03.2019 по заявлению Межрайонной ИФНС России N5 по Краснодарскому краю мировым судьей судебного участка N 134 Гулькевичского района Краснодарского края вынесен судебный приказ о взыскании с Лифарь И.Ф. задолженности по страховым взносам за период до 2017 года в размере 77647, 52 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 134 Гулькевичского района Краснодарского края от 10.04.2019 вышеуказанный судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения в суд в порядке административного искового производства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю в Межрайонную ИФНС России N 19 по Пермскому краю был сделан запрос требований об уплате налога, сбора, пени N03303112 ТН 0490199 от 28.11.2012 года, N06901013 ТН 0616131 от 18.03.2013 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Принимая во внимание тот факт, что налоговым органом выполнялись предусмотренные законом обязанности по осуществлению взыскания задолженности по страховым взносам с плательщика, неоднократно направлялись требования о необходимости уплаты задолженности по налогу, в установленные законом сроки было подано заявление к мировому судье о вынесении судебного приказа, а также длительное неисполнение плательщиком своих обязанностей без представления доказательств уважительности причин их неисполнения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о восстановлении Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю срока на обращение в суд с настоящим административным иском.
Учитывая вышеизложенное, поскольку расчет взыскиваемой налоговым органом суммы страховых взносов судом проверен и сомнений не вызывает, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N5 по Краснодарскому краю к Лифарь И.Ф. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 6 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 марта
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.