Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Ахеева Э.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Ахеева Э.А. к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Севастополя о признании незаконным и отмене решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Ахеев Э.А. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Севастополя (далее - ТИК) от 7 августа 2020 года N "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя "данные изъяты" Ахееву Э.А, выдвинутому в порядке самовыдвижения по "данные изъяты" N", возложении обязанности на ТИК зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя "данные изъяты" Ахеева Э.А.
В обоснование требований заявитель указал, что им как кандидатом в депутаты в ТИК были представлены подписные листы, содержащие 30 достоверных подписей, количества которых было достаточно для регистрации кандидата. Однако решением административного ответчика от 7 августа 2020 года Ахееву Э.А. отказано в регистрации в депутаты Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя "данные изъяты". Основанием для принятия решения об отказе административному истцу в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Ахеев Э.А. с выводами ТИК не согласен, считает указанное решение незаконным. Кроме того, ссылается на отсутствие подписи председателя и секретаря избирательной комиссии в обжалуемом решении от 7 августа 2020 года N.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 августа 2020 года в удовлетворении административного иска Ахееву Э.В. отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общее число подписей, признанных административным ответчиком недостоверными и недействительными, составляет 6, и, следовательно, достоверных и действительных подписей - 26, что недостаточно для регистрации Ахеева Э.А. в качестве кандидата. Также суд указал, что в судебном заседании исследован оригинал решения ТИК от 7 августа 2020 года N, в котором имеются подписи как председателя комиссии, так и секретаря.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 сентября 2020 года, Ахеев Э.А. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2020 года. По мнению заявителя, справка УМВД России по г. Севастополю не может гарантировать достоверность представленных в ней сведений. Считает, что дополнительные данные об избирателях ФИО1 и ФИО2 неправильно расценены рабочей группой избиркома и судом как предоставление недостоверных данных об избирателе. Полагает, что предоставление дополнительных данных (помимо основных) об адресе не может быть расценено как предоставление недостоверных сведений. Выражает несогласие с отказом суда в допросе свидетелей. Ссылается на то, что сокращение отчества "Александрович" до "Александр" не препятствует однозначному восприятию сведений об отчестве избирателя, что, по мнению административного истца, не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной. Указывает на отсутствие в материалах рабочей комиссии письменного заключения эксперта-почерковеда, признавшего недействительной подпись избирателя ФИО3 Также ссылается на то, что выданное на руки кандидату Ахееву Э.А. оспариваемое решение ТИК от 7 августа 2020 года не содержало подписи председателя и секретаря избирательной комиссии.
Определением судьи от 5 октября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы ТИК выражает несогласие с доводами жалобы, отмечая, что по имеющимся в материалах дела сведениям из УМВД России по г. Севастополю, копиям паспортов избирателей в подписных листах в нарушение пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) указаны сведения, не соответствующие действительности. Считает, что судами дана надлежащая оценка подписи избирателя ФИО4, и сделан обоснованный вывод о недопустимости сокращений в фамилии, имени и отчестве избирателя. Ссылается на исправления в подписном листе в сведениях об избирателе, которые специально не оговорены, что также является основанием для признания подписи недействительной.
Ахеев Э.А, представитель Севастопольской городской избирательной комиссии в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя ТИК Басовой Л.А, участвующей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора Костюка А.И, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту "д" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные основания содержатся в пункте 18 статьи 47 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 года N 20-ЗС "О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя" (далее - Закон N 20-ЗС).
На основании пунктов 3, 4, 7 части 12 статьи 47 Закона N 20-ЗС недействительными признаются:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 указанной статьи;
- подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Законом N 67-ФЗ, ЗакономN 20-ЗС, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Как следует из материалов дела, на основании решения ТИК от 4 июля 2020 года N назначены досрочные выборы депутатов Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя "данные изъяты" внутригородского муниципального образования г. Севастополя Ленинский муниципальный округ.
Данным решением избирательной комиссии установлено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, необходимое для регистрации кандидата. В частности, по "данные изъяты" минимальное количество подписей - 28, максимальное - 32.
16 и 30 июля 2020 года административный истец подал документы на регистрацию кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя "данные изъяты", в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей Ахеев Э.А. представил в комиссию 32 подписи избирателей на 7 листах в одной папке.
Решением ТИК от 7 августа 2020 года N административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя "данные изъяты", выдвинутому в порядке самовыдвижения по "данные изъяты" на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Из итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки рабочей группой установлено, что по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 12 статьи 47 Закона N 20-ЗС, на основании сведений, представленных Управлением по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю от 3 августа 2020 года N, действительными признаны 5 подписей избирателей.
По основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 12 статьи 47 Закона N 20-ЗС, признана недействительной 1 подпись избирателя. По основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 12 статьи 47 Закона N 20-ЗС, с учетом заключения эксперта, привлеченного к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона N 67-ФЗ и частью 7 статьи 47 Закона N 20-ЗС, была признана недействительной 1 подпись избирателя. По основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 12 статьи 47 Закона N 20-ЗС была признана недействительной 1 подпись избирателя. Всего проверено 32 подписи, количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 7, количество достоверных подписей - 25.
Из представленных на обозрение судов первой и апелляционной инстанций оригиналов подписных листов суды установили, что следующие сведения о подписях избирателей:
- ФИО1. и ФИО2. (лист 1, строки 2, 4) не соответствуют информации, представленной УМВД России по г. Севастополю от 3 августа 2020 года, а также копиям паспортов в части указания адреса места жительства;
- ФИО4 - указаны не в полном объеме (отсутствует отчество);
- ФИО3 - обнаружены неоговоренные исправления.
Однако суд не изложил свои выводы об отсутствии оснований для признания противоправного поведения в качестве смягчающего обстоятельства и применения отсрочки исполнения приговора.
7 августа 2020 года Ахеев Э.А. представил паспорт избирателя ФИО5 с данными, подтверждающими сведения в подписном листе, в связи с чем из представленных 32 подписей комиссией установлено 6 недостоверных и (или) недействительных подписей, количество достоверных подписей - 26.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Ахеева Э.А. кандидатом в депутаты ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является законным и не подлежащим отмене.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом судов обеих инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и повторяют позицию подателя жалобы, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. По существу, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахеева Э.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.