Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Яковлевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-465/2020 по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 30 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление Медведева Леонида Игоревича о признании не действующими в части приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" и приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя административного истца Михайлюк И.В, представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.Л, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год).
В пункт 1841 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение с кадастровым N, расположенное по адресу: "адрес".
Указанное помещение также включено в пункт 1794 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н (далее Перечень на 2020 год).
Медведев Л.И. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими пункт 1841 Перечня на 2019 год и пункт 1794 Перечня на 2020 год, указав, что принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым номером N не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Административный истец ссылался на то, что включение данного помещения в Перечни неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Вологодского областного суда от 30 сентября 2020 года административный иск удовлетворен: признаны не действующими со дня принятия пункт 1841 Перечня на 2019 год и пункт 1794 Перечня на 2020 год; с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Медведева Л.И. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, в городе федерального значения Санкт-Петербурге устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанного субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанного субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации (подпункт 2 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц" на территории муниципального образования "Город Вологда" введен налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" Департамент имущественных отношений области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав вышеуказанные положения, а так же положения статьи 60 Устава Вологодской области, статьи 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", пункта 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Согласно статье 2 Решения Вологодской городской Думы "О налоге на имущество физических лиц" установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: жилой дом; квартира, комната; гараж, машина-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе признаваемых объектами налогообложения нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в оспариваемые пункты Перечней включён принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым N N, площадью 176, 2 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", имеющий наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое помещение".
Согласно техническому паспорту и экспликации к нему части нежилого помещения имеют наименования: "кабинет", "коридор", "санузел", "кладовая", "тамбур" и "подсобное".
При таких данных, принимая во внимание, что наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", суд сделал верное заключение о том, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учёта, не позволяют прийти к выводу о том, что назначение, разрешённое использование или наименование помещения предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, помещение, принадлежащее административному истцу, могло быть включено в Перечни только при условии фактического его использования в приведённых целях.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение приведенной федеральной нормы правительством Вологодской области разработан и постановлением от 7 декабря 2015 года N1046 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее Порядок).
Порядком предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании информации о назначении объектов, о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также результатов осмотра объектов.
Осмотр объекта проводится в случае, если не удалось однозначно установить, что: назначение объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Указанным порядком установлены обязательные требования к проведению осмотров, в том числе их отнесение к полномочиям комиссий, создаваемых уполномоченным органом, члены которой осуществляют выезд и визуальный осмотр по местонахождению объектов в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов, о чем собственник объекта недвижимого имущества уведомляется не позднее 5 рабочих дней до проведения осмотра. По результатам осмотра составляется справка об осмотре, форма которой определяется уполномоченным органом, ее копия в течение 10 календарных дней со дня подписания членами комиссии направляется собственнику объекта почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В приведённом порядке определение вида фактического использования спорного объекта недвижимости не производилось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению о несоответствии спорного помещения критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, незаконности включения его в Перечни и наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помещение фактически используется для оказания услуг по обслуживанию оргтехники, розничной и мелкооптовой торговли, вышеизложенные выводы не опровергают, потому как не свидетельствуют об определении соответствующего вида фактического использования помещения в приведённом порядке.
Решение Вологодского областного суда от 30 сентября 2020 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.