Решение Городского Собрания Городского округа "Город Южно-Сахалинск"
от 28 июня 2006 г. N 324/18-06-3
"Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье -
южносахалинцам" на период до 2015 года"
25 октября 2006 г., 27 июня, 12 июля 2007 г.
Принято городским Собранием в соответствии со ст.ст. 16, 35 федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8, 26, 56 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" решение от 28 июня 2006 года N 324/ 18-06-3.
1. Принять муниципальную целевую программу "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" (прилагается).
2. Вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня".
Мэр города Южно-Сахалинска |
А.И. Лобкин |
от 5 июля 2006 г.
N 324/18-06-3
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 октября 2006 г. N 442/23-06-3 в настоящую муниципальную целевую Программу внесены изменения
Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье -
южносахалинцам" на период до 2015 года"
25 октября 2006 г.
Паспорт муниципальной целевой программы "Доступное и комфортное
жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года"
Наименование программы. Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" (далее - программа).
Дата принятия решения о разработке программы. Распоряжение администрации Сахалинской области от 30.12.2005 г. N 702-ра "О реализации в Сахалинской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Постановление мэра города Южно-Сахалинска от 6 февраля 2006 года N 183 "О реализации на территории города Южно-Сахалинска национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Заказчик программы. Администрация города Южно-Сахалинска.
Координатор-разработчик программы. Комитет экономики администрации города.
Основные разработчики программы. Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, департамент городского хозяйства администрации города, отдел капитального строительства администрации города, комитет по делам молодежи администрации города, управление жилищной политики администрации города.
Основная цель программы. Комплексное решение проблем по формированию рынка доступного жилья и обеспечению безопасных, комфортных условий проживания населения города Южно-Сахалинска.
Основные задачи программы.
- Создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов.
- Создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
- Обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в два этапа:
- 1-й этап - 2006-2008 годы;
- 2-й этап - 2009-2015 годы.
Перечень основных мероприятий Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" реализуется на основе следующих подпрограмм:
1. Подпрограмма "Обеспечение земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой".
2. Подпрограмма "Развитие ипотечного кредитования населения".
3. Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск" из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2015 годах".
4. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
5. Подпрограмма "Строительство социального жилья и формирование специализированного жилищного фонда".
6. Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и газификация городского округа".
Исполнители мероприятий программы
Комитет экономики администрации города, департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, департамент городского хозяйства администрации города, управление жилищной политики администрации города, отдел капитального строительства администрации города, комитет по делам молодежи администрации города, предприятия и организации города.
Объемы и источники финансирования программы.
Источниками финансирования являются:
- средства местного бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета;
- средства из внебюджетных источников (личные средства граждан, собственные и привлеченные средства предприятий, частные инвестиции, кредитные ресурсы).
Общий объем средств местного бюджета за период реализации программы в течение 2006-2015 годов составит 1500 млн. рублей.
В целом на реализацию мероприятий программы в течение 2006-2015 годов по всем источникам финансирования будет привлечено 12380,2 млн. рублей.
Контроль за исполнением программы.
Общий контроль за выполнением муниципальной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" осуществляет администрация города Южно-Сахалинска.
Общая координация хода выполнения муниципальной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" осуществляется советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации города Южно-Сахалинска.
Мониторинг выполнения программы, текущее управление и оперативный контроль реализации программы и входящих в ее состав подпрограмм обеспечиваются рабочей группой по разработке настоящей программы.
Отчетность в рамках подпрограмм предоставляется в установленные сроки.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Увеличение объема жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья за 2006 - 2015 годы до 1000 тыс. м2.
- Улучшение жилищных условий не менее 500 молодых семей работников бюджетной сферы.
- Улучшение кадровой ситуации, закрепление специалистов в бюджетной сфере, ежегодно не менее 30 человек.
- Ликвидация существующего в городе ветхого и аварийного жилищного фонда:
- 2006 г. - 1828,4 м2;
- 2007-2010 г.г. - 24500 м2;
- 2011-2015 г.г. - 31311 м2.
- Увеличение объемов ежегодно выдаваемых жилищных ипотечных кредитов до 3 млрд. рублей к 2015 году.
- Формирование рынка земельных участков для жилищного строительства.
- Формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития инженерной инфраструктуры.
- Повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилых домах за счет снижения уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60% до 45% к 2015 году.
- Повышение обеспеченности жилой площадью на 1 жителя с 19,9 м2 до 24,2 м2 к 2015 году.
- Повышение доступности приобретения жилья семьи из трех человек с 4,7 года до 2,7 года в 2015 году.
- Увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств, с 7% до 25% в 2015 году.
- Создание условий для улучшения демографической ситуации, рост населения к 2015 году до 190 тыс. человек.
Количественные значения индикаторов оценки социально-экономической эффективности программы подлежат ежегодному уточнению при корректировке объемов бюджетного финансирования программы.
Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье -
южносахалинцам на период до 2015 года"
Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортно жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" - это программа, разработанная на муниципальном уровне по реализации целей национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с использованием структуры и механизма исполнения ФЦП "Жилище", а также концепций областной и городской программ "Развитие массового жилищного строительства на 2006-2010 годы и на период до 2015 года".
Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" разработана в целях:
- создания рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности населения;
- создания механизмов в поддержке развития и функционирования рынка жилья;
- обеспечения доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.
Улучшение жилищных условий граждан через развитие жилищного строительства на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" повысит благосостояние и уровень жизни населения, потребительские характеристики жилых зданий, их надежность, безопасность и комфортность, окажет положительное влияние на экономические процессы, обеспечит развитие смежных секторов экономики и рост занятости населения.
I. Характеристика проблемы
Проведенные в жилищной сфере реформы кардинальным образом изменили структуру жилищного Фонда по формам собственности. Общая площадь жилищного фонда за период с 1995 по 2005 год возросла на 12%. Вместе с тем за этот же период почти в два раза сократилась площадь муниципального жилья и соответственно возросла площадь частного жилищного фонда, доля которого возросла с 10,5% до 80%. В настоящее время продолжается процесс становления рынка жилья.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики, а также иностранные инвесторы. В связи с развитием шельфовых проектов иностранные компании направляют средства на строительство жилых домов для своих сотрудников. Сокращение бюджетного финансирования жилищного строительства способствовало значительному увеличению доли жилья, вводимого частными и индивидуальными застройщиками.
Реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек на предоставляемые услуги, позволило перейти на бездотационное функционирование жилищно-коммунального хозяйства и установить уровень платежей за услуги ЖКХ в размере 100% их стоимости. Однако наряду с указанными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Более трети жителей г. Южно-Сахалинска в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями. При этом каждая пятая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение и строительство жилья на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей. Основными причинами сложившейся ситуации является:
- недостаточные темпы жилищного строительства;
- ограниченность возможностей обеспечения земельных участков для жилищного строительства необходимой коммунальной инфраструктурой;
- отсутствие градостроительной нормативно-правовой базы;
- наличие административных барьеров в сфере жилищного строительства;
- высокий уровень износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, низкое качество и высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг;
- постоянный рост цен на рынке жилья;
- низкий уровень доходов большинства жителей областного центра, особенно работников социальной сферы и молодежи;
- неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, высокий уровень банковского процента.
1.1. Анализ состояния рынка жилья
В настоящее время на рынке недвижимости в продаже ежемесячно находится порядка 200 жилых помещений, при этом первичный рынок недвижимости занимает порядка 10% предлагаемых продаж. Даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложения на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен.
На рынке недвижимости областного центра преобладает сектор вторичного рынка жилья, объем которого на протяжении нескольких лет практически не увеличивается.
Средняя стоимость продаж 1 м2 общей площади квартир в 2005 - 2006 годах составила по категориям жилья:
- на первичном рынке жилья - от 28 тыс. рублей за типовые квартиры до 40 тыс. рублей за элитные квартиры;
- на вторичном рынке жилья - от 25 тыс. рублей за типовые квартиры до 35 тыс. рублей за элитные квартиры.
Удорожание строительства жилья обусловлено преобладанием в настоящее время точечной застройки жилья по индивидуальным проектам. Стоимость 1 м2 строящегося жилья повышает и существующая практика возложения на застройщиков жилых домов затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры. Доля расходов на строительство инженерных сетей составляет до 30% сметной стоимости жилого объекта.
1.2. Состояние жилищного фонда
Жилищный фонд городского округа "Город Южно-Сахалинск" по состоянию на 1 января 2006 года составляет 3,6 млн. м2 общей площади, из которых 3,5 млн. м2 сосредоточено в городской местности (97,2%) и 0,1 млн. м2 - в сельской местности (2,8%). Уровень обеспеченности жильем в расчете на душу населения составляет 19,7 м2 общей площади жилья.
Жилищный фонд города в основном включает здания, возведенные на основе технических и архитектурно-планировочных решений 60 - 80-х годов прошлого века. Полностью благоустроенными являются 70% жилищного фонда областного центра.
По времени постройки жилые здания распределяются следующим образом:
- 1921-1945 гг. - 505 домов общей площадью 26,1 тыс. м2
- 1946-1970 гг. - 2923 дома общей площадью 912,7 тыс. м2
- 1971-1995 гг. - 3109 домов общей площадью 2473,6 тыс. м2
- после 1995 г. - 462 дома общей площадью 115,8 тыс. м2 Степень износа жилья на текущий период составляет:
- 0 - 30% - 3645 домов общей площадью 2611,4 тыс. м2
- 30 - 65% - 2899 домов общей площадью 810,5 тыс. м2
- более 65% - 455 домов общей площадью 106,3 тыс. м2
Жилищная проблема усугубляется также процессом старения жилищного фонда, который напрямую зависит от качества и срока эксплуатации строений.
Более трети зданий жилищного фонда города построены из недолговечных строительных материалов.
1.3. Ситуация на рынке строительства нового жилья
Анализ жилищного строительства за последние пять лет показывает, что динамика роста объемов незначительна и в большинстве своем вызвана ограниченностью финансовых средств у застройщиков. Практически прекращено строительство жилых домов за счет бюджетных средств, за исключением средств, имеющих целевой характер (федеральные целевые средства на строительство БКМ для жителей, пострадавших от землетрясений на севере Сахалина).
Динамика ввода в эксплуатацию жилых домов на территории г. Южно-
Сахалинска за период с 2001 по 2005 годы
Таблица 1
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
1. |
Ввод в эксплуатацию жилых домов всего: |
тыс. м2 |
18,3 |
20,8 |
31,9 |
2. |
Ввод в эксплуатацию жилых домов (2 - и более квартирных) |
тыс. м2 |
8,5 |
11,4 |
17,9 |
Количество домов |
ед. |
4 |
62 |
41 |
|
Количество квартир |
ед. |
86 |
162 |
174 |
|
3. |
Индивидуальная застройка |
тыс. м2 |
9,8 |
9,4 |
14,1 |
Количество домов |
ед. |
77 |
78 |
88 |
Из приведенных в таблице N 1 данных видно, что 50% вводимого в эксплуатацию жилья составляют дома индивидуальной застройки. Оставшиеся 40% домов представляют собой жилье по индивидуальным проектам и жилье, предназначенное для проживания работников иностранных компаний, задействованных на шельфовых разработках, и порядка 10% жилой площади предлагается на продажу, что составляет до 4 тыс. м2 в год.
Исходя из анализа жилищного строительства за период 2001 - 2005 годов можно сделать вывод, что первичный рынок жилья практически не создан Доля частных и индивидуальных застройщиков в общем объеме строительства увеличена до 90% в 2005 году. Причем опережающими темпами растет доля жилья, вводимого индивидуальными застройщиками, которая увеличилась с 2000 года в 1,5 раза. Основными причинами низких объемов массового жилищного строительства являются: отсутствие подготовленных строительных площадок для комплексной жилой застройки, высокая стоимость 1 м.2 строящегося жилья, отсутствие инженерной инфраструктуры, недоступность ипотечного кредитования для основной массы населения из-за высоких банковских ставок.
1.3. Состояние коммунальной инфраструктуры
В настоящее время обеспеченность жилищного фонда города водопроводом и канализацией составляет 93%, центральным отоплением 90%, горячим водоснабжением 79%. Уровень физического износа действующих систем коммунальной инфраструктуры составляет порядка 60-80%, характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия и большими потерями энергоносителей. Более 60% водопроводных сетей нуждаются в замене. Протяженность уличной водопроводной сети составляет 171,4 км, из них подлежит замене 117,1 км. Протяженность внутриквартальной сети составляет 140,7 км, из них подлежит замене 9 км. Подано воды в сеть за 2005 год 32718 тыс. куб. м, а утечки и неучтенный расход воды составляют 17607 тыс. куб. м. Потери водных ресурсов составляют более 50%. Только за 2005 год в городе произошло и было устранено более 600 аварий.
Канализационные сети более чем на 40% нуждаются в замене. Протяженность уличной канализационной сети составляет 75,6 км, из них подлежит замене 33,7 км. Протяженность внутриквартальной канализационной сети составляет 196 км, из них 33 км подлежат замене. Очистные сооружения перегружены, в связи с чем часть стоков города проходит без очистных мероприятий.
Тепловые сети более чем на 50% изношены, в связи с чем за 2005 год в городе устранено 236 повреждений. Протяженность тепловых сетей в 2- трубном исчислении составляет 244,7 км, из них ветхих - 122,7 км. Потери тепловой энергии составили более 20% направленной потребителю энергии.
Такое состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено недофинансированием отрасли за прошлый период, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения, очистки сточных вод и загрязнение окружающей среды, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей при подготовке строительных площадок под массовую жилую застройку. Отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию является одной из основных проблем в сфере жилищного строительства. Вместе с тем доля затрат на обустройство инженерных сетей в общей стоимости квартир в жилых домах достигает 30%. В настоящее время на территории города нет подготовленных строительных площадок для массового жилищного строительства, все имеющиеся площадки требуют значительных капитальных вложений на обустройство коммунальной инфраструктурой.
Решение данных проблем необходимо для обеспечения роста объемов жилищного строительства и технической оснащенности коммунальной инфраструктуры.
1.4. Монополизм на рынке жилищно-коммунального хозяйства
Отсутствие в сфере жилищно-коммунального хозяйства конкурентной среды влечет за собой незаинтересованность в развитии коммунальной инфраструктуры и вложение необходимых собственных средств предприятиями- монополистами. При выдаче технических условий на застройщиков перекладывается развитие основных фондов предприятий-монополистов, которые диктуют кабальные условия, зачастую превышающие экономическую эффективность строительства. В конечном итоге все затраты входят в стоимость 1 м.2 жилой площади. Чтобы развивать рынок жилья и, соответственно, коммунальную инфраструктуру, администрации города необходимо разработать генеральный план развития территории, в соответствии с которым рассмотреть совместно с предприятиями-монополистами их инвестиционные программы, которые должны соответствовать комплексному развитию территории города.
2. Анализ экономических процессов и социальной сферы города
2.1. Демографическая ситуация
В городе Южно-Сахалинске проживает более 30% общей численности жителей Сахалинской области. Численность постоянного населения областного центра по состоянию на 1 января 2006 года составляет 180,9 тыс. человек (на 01.01.2005 г. - 181,2 тыс. человек).
В городском округе продолжается процесс естественной убыли населения, уровень которой к 2004 году возрос в 1,6 раза. За 2005 год смертность превысила рождаемость на 480 человек. Количество родившихся составило 1996 человек (2004 г. - 2050 человек), а умерших - 2476 человек (2004 г. - 2348 человек).
Миграционное сальдо в анализируемом периоде сложилось положительным и составило 239 человек. В 2005 году в областной центр прибыло 2901 человек, в основном из районов Сахалинской области, выбыло 2662 человека в другие регионы РФ.
В 2005 году зарегистрировано 1813 вновь созданных семей (2004 г. - 1629 семей). Число разводов сократилось и составило 914 против 987 в 2004 году. Структура населения города представлена следующими категориями:
- моложе трудоспособного возраста (от 0 до 16 лет) - 17%, или 30,7 тыс. человек;
- в трудоспособном возрасте (от 17 до 59 лет) - 69%, или 124,8 тыс. человек,
- старше трудоспособного возраста (от 60 лет и старше) - 14%, или 25,4 тыс. человек.
Таким образом, возрастной состав населения города показывает, что основная категория - это граждане в трудоспособном возрасте, которые трудятся в реальном секторе экономики и в социальной сфере. Кроме того, за счет миграции происходит увеличение численности трудоспособного населения, прибывающего из районов Сахалинской области в поисках работы и постоянного места жительства.
2.2. Доходы населения
Заработная плата является основным источником дохода граждан, стимулирует потребительский спрос и влияет на развитие основных направлений потребительского рынка. За период 2000 - 2005 годов отмечается положительная динамика роста заработной платы. Если в 2000 году средняя заработная плата по городу составляла 4183 рубля, то в 2005 году - 16727 рублей. Рост заработной платы наблюдается практически по всем видам экономической и социальной деятельности. Однако отмечается диспропорция в размерах заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников социальной сферы в 2005 году составила около 8 тыс. рублей. Тем не менее население откладывает средства на покупку недвижимости и на другие цели. По состоянию на 1 апреля 2006 года вклады и депозиты физических лиц в кредитных учреждениях города составляют 9578 млн. рублей -это отложенный спрос, который в настоящее время не востребован. Позитивные перемены на рынке частных вкладов связаны не только с ростом денежных доходов населения, но и с общей стабилизацией в экономике. Однако в городе достаточно велика еще доля населения (порядка 20%), имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, в городе часть трудоспособного населения при благоприятных условиях сможет воспользоваться ипотечным кредитованием для улучшения жилищных условий. Но есть категория населения, которая нуждается в финансовой поддержке, так как на собственные средства свои жилищные проблемы решить не сможет. К такой категории можно отнести работников бюджетной сферы.
2.3. Рынок труда
В экономике и социальной сфере города официально занято более 86 тыс. человек, из них численность работников социальной сферы составляет порядка 17 тыс. человек.
Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,3% к численности экономически активного населения. За 2005 год по вопросам занятости обратилось 12649 человек, из них 2094 человека (17%) - из числа молодежи. Доля безработных граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 64%, имеющих начальное профессиональное образование - 16%, имеющих среднее общее образование и не имеющих среднего общего образования - 11,7 и 8,3% соответственно.
На рынке труда продолжает оставаться профессиональный дисбаланс спроса и предложений рабочей силы. Число вакансий в 7,4 раза превышает численность официально зарегистрированных безработных по областному центру и составляет более 2,5 тысячи свободных рабочих мест и должностей. Особенно остро данная проблема стоит в социальной сфере, где доля заявленных вакансий составляет порядка 22% от общего количества. В учреждениях социальной сферы недостаток врачей, учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений.
Таким образом, низкая заработная плата в социальной сфере не стимулирует специалистов работать в этой отрасли. Для решения кадровой проблемы и притока специалистов необходимо строить специальный жилой фонд или оказывать финансовую поддержку для решения жилищных вопросов.
2.4. Развитие отраслей экономики
В целом экономическое положение города Южно-Сахалинска по результатам деятельности за период 2000 - 2005 годов характеризуется положительной динамикой. Достигнут рост показателей практически по всем основным видам экономической деятельности. Прогноз на среднесрочную до 2015 года перспективу предполагает дальнейшее развитие отраслей экономики и социальной сферы, увеличение количества рабочих мест и, как следствие, приток рабочей силы на территорию города.
2.5. Потребность населения в жилье
Потребность в строительстве нового жилья на территории города рассчитана с учетом:
- состояния жилищного фонда, наличия ветхого и аварийного жилья, обеспеченности жилищного фонда инженерной инфраструктурой;
- наличия очереди граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях;
- демографической обстановки в городе;
- состояния рынка труда и наличия невостребованных вакансий, в том числе и в социальной сфере;
- перспективного развития отраслей реального сектора экономики и социальной сферы областного центра
В ветхом и аварийном жилье проживает 7,6 тыс. человек, или более 4% жителей областного центра. Потребность в переселенческом фонде для граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, по состоянию на 1 февраля 2006 года составляет 57,6 тыс. м2. Отсутствие должного финансового обеспечения своевременного ремонта, модернизации, реконструкции и реновации жилых зданий приводит к снижению качества жилищного фонда и увеличению количества ветхих и аварийных жилых домов и, следовательно, к снижению качества жизни населения. По оценке специалистов, потребность в новом жилье для переселения граждан составит порядка 100 тыс. м2.
Численность граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, на 1 января 2006 г. составляет 28,4 тыс. человек, или 9,6 тыс. семей, в том числе проживающих в ветхом жилье - 7,6 тыс. человек, молодых специалистов - 1,3 тыс. человек, работников бюджетной сферы - более 3 тыс. человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 16,5 тыс. человек, то есть каждый 9-й житель областного центра. Для решения этой задачи требуется строительство 297 тыс. м2 жилой площади. Вместе с тем период ожидания в очереди на улучшение жилищных условий составляет 15- 25 лет, количество семей, состоящих на учете 10 лет и более, составляет 86%.
На протяжении последних лет демографическая обстановка в городе продолжает оставаться напряженной, так как естественная убыль населения имеет тенденцию к увеличению Немаловажную роль в изменении демографической ситуации может сыграть существенная помощь молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Нежелание молодых семей иметь детей в подавляющем большинстве объясняется отсутствием перспектив улучшения жилищных условий, ухудшением качества жизни населения, в том числе условий проживания. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние не только на репродуктивное поведение молодежи, но и на увеличение количества разводов среди молодых семей. Ежегодно на территории городского округа регистрируется порядка 2 тыс. браков, 80%, или 1,6 тыс. вновь созданных молодых семей, не имеют своего жилья. Для удовлетворения жилищных потребностей молодых семей по социальным нормам требуется более 57,6 тыс. м2 жилья в год.
Следует учесть рост численности населения города за счет прибывающих из других районов Сахалинской области, среднегодовая численность которых составляет 3,5 тыс. человек. Учитывая, что ежегодная миграция населения предполагает и выбытие в количестве 2,5 тыс. человек, в расчет принимается только величина прироста населения за счет миграции, т.е. 1 тыс. человек. Для обеспечения жильем этой категории граждан, исходя из установленного норматива общей площади жилья, потребуется более 30 тыс. м2.
По состоянию на 1 января 2006 года заявленная предприятиями и организациями в службу занятости населения потребность в работниках составляет более 2,5 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе в социальной сфере - 550 вакантных мест.
Численность молодых специалистов, ежегодно выпускаемых высшими и средними учебными заведениями города Южно-Сахалинска, составляет порядка 3,5 - 4 тыс. человек, в том числе доля выпускников для социальной сферы экономики составляет 20 - 25% от общей численности подготовленных специалистов. Не имея возможности купить или построить жилье, молодые специалисты вынуждены перепрофилироваться или выезжать в другие регионы РФ.
Для заполнения имеющихся вакансий только в социальной сфере требуется 16,5 тыс. м2 жилья (550 вакансий х 30 м2), а с учетом реального сектора экономики - 32,4 тыс. м2.
На сегодняшний день каждый пятый работник бюджетной сферы, т.е. более 3 тыс. человек, нуждается в улучшении своих жилищных условий. Кроме того, в очереди на получение жилья стоит 1,3 тыс. человек молодых специалистов. Потребность в жилье данной категории работников составляет более 39 тыс. м2.
С учетом проведенного анализа в целом потребность в строительстве нового жилищного фонда на 1 января 2006 года составляет 540 тыс. м2. В жилье нуждаются порядка 11,3 тыс. семей, или 21,9 тыс. человек, в том числе:
- 7,6 тыс. человек, проживающих в ветхом и аварийном жилье, или 2,3 тыс. семей (100 тыс. м2);
- 6,5 тыс. человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или 5,2 тыс. семей (297 тыс. м2);
- 1,6 тыс. молодых семей, или 3,2 тыс. человек (57,6 тыс. м2 - расчет произведен исходя из 80% среднегодового количества регистрируемых браков);
- прирост населения за счет вновь прибывших из других районов области в количестве 1 тыс. человек, или порядка 0,3 тыс. семей, расчет произведен за минусом выбывающего населения (30 тыс. м2);
- 1,3 тыс. молодых специалистов, или 1,3 тыс. семей (39 тыс. м2 - из расчета 1,3x30 м2);
- 550 человек для заполнения вакансий в отраслях социальной сферы (16,5 тыс. м2 - из расчета 550x30 м2).
Таким образом, остро встает вопрос о необходимости создания условий для кардинального роста в сфере жилищного строительства. Потребность в строительстве нового жилья оценивается в размере 540 тыс. м2, из них для решения социальных вопросов - 213 тыс. м2 (снос ветхого и аварийного жилья, молодые семьи, молодые специалисты, кадровые проблемы в социальной сфере). При развитии более благоприятных тенденций рынок жилья к 2015 году может составить около 1 млн. м2, или порядка 100 тыс. м2 жилья в год.
2.6. Характеристика строительного комплекса
Строительный комплекс в настоящее время остается одной из ведущих отраслей экономики города, сохранивших в основном свой кадровый и материально-технический потенциал. Наблюдается положительная динамика за период 2001 - 2005 годов.
Основные показатели деятельности крупных и средних строительных
организаций городского округа "Город Южно-Сахалинск" за 2001 - 2005 гг.
Таблица 2
N п/п |
Основные показатели |
ед. измер. |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
1. |
Количество действующих организаций на конец года |
ед. |
214 |
144 |
201 |
115 |
100 |
2. |
Численность работающих |
тыс. чел. |
2,9 |
2,8 |
5,8 |
6,7 |
6,5 |
3. |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
8029 |
10143 |
16997 |
20975 |
21607 |
4. |
Объем строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами |
млн. руб. |
3043,6 |
4843,9 |
8635,9 |
8743,7 |
10454,4 |
5. |
Финансовый результат деятельности строительных организаций |
млн. руб. |
-19,4 |
+ 101,9 |
+293,2 |
+67,0 |
+66,6 |
6. |
Объем налоговых поступлений во все уровни бюджетов от строительной отрасли |
млн. руб. |
314,9 |
415,6 |
760,8 |
978,4 |
1428,4 |
На территории города осуществляют свою деятельность порядка 90 предприятий, выпускающих строительную продукцию.
Деятельность данных предприятий показывает, что в среднем в 2005 году освоение мощностей составило не более 30%. Фактический выпуск строительной продукции в 2005 году позволил ввести в эксплуатацию около 100 тыс. м2 (приведенной площади) реконструируемого и нового строительства, в том числе около 30 тыс. м2 жилья.
В настоящее время на территории областного центра выпускается порядка 12 укрупненных видов строительной продукции. Анализ существующих мощностей предприятий промышленности, объема и видов выпускаемой продукции свидетельствует о возможности обеспечения капитального строительства жилья уже на первом этапе реализации проекта и покрытия расчетной потребности в строительных материалах.
Однако стоимость единицы выпускаемых местными предприятиями строительных материалов значительно превышает стоимость аналогичной продукции, завозимой с материка или из-за границы. Кроме того, ассортимент и качество отдельных видов строительных материалов не удовлетворяют потребностей современного строительства, а высокая степень физического и морального износа основных фондов большинства предприятий негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции.
Решение проблем рационального использования местных природных ресурсов, сокращение транспортных и других издержек в производстве строительных материалов являются одним из приоритетных направлений развития строительного комплекса.
II. Цель и задачи программы
Целью муниципальной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" является комплексное решение проблем по формированию рынка доступного жилья и обеспечению безопасных, комфортных условий проживания населения города Южно-Сахалинска. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой инфраструктурой, развитие финансово-кредитных инструментов;
- создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания,
- обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Решение задач будет обеспечено путем реализации комплекса мер и мероприятий по следующим основным направлениям:
- обустройство земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства;
- модернизация основных производственных фондов жилищно- коммунального хозяйства;
- переход к системе передачи застройщикам сформированных земельных участков, включая технические условия на строительство;
- разработка и утверждение строительных регламентов, относящихся к местным нормативно-правовым документам: генеральный план, правила землепользования и застройки и т.д.;
- обеспечение мер по введению градостроительного регулирования застройки территории города, направленных на снижение административных барьеров;
- создание и введение информационной муниципальной системы на базе данных информационной системы градостроительной деятельности (геокад- систем-интерпрайз);
- создание равных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности жилищного строительного рынка;
- развитие системы ипотечного кредитования населения;
- решение жилищной проблемы для части молодых семей и работников бюджетной сферы в целях реализации кадровой политики.
III. Сроки и этапы реализации программы
Программа предусматривает реализацию в два этапа:
- 1-й этап: 2006 - 2008 годы
- 2-й этап: 2009 - 2015 годы
В рамках каждого из этапов будут осуществляться:
- корректировка перечня реализуемых мероприятий;
- уточнение объемов финансирования;
- уточнение социально-экономических показателей, позволяющих оценить ход реализации программы.
IV. Перечень программных мероприятий
Система программных мероприятий в муниципальной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" представлена в виде перечня подпрограмм (прилагаются):
1. Подпрограмма "Обеспечение земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой".
2. Подпрограмма "Развитие ипотечного кредитования населения".
3. Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск", из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006 - 2015 годах".
4. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
5. Подпрограмма "Строительство социального жилья и формирование специализированного жилищного фонда".
6. Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и газификация городского округа".
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и содержат организационные, нормативно-правовые и финансовые мероприятия.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25 октября 2006 г. N 442/23-06-3 в Программу к настоящему решению внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение программы
Источниками финансирования программы являются:
- средства местного бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета;
- средства из внебюджетных источников (личные средства граждан, собственные и привлеченные средства предприятий, частные инвестиции, кредитные ресурсы).
Общий объем расходов местного бюджета за период реализации программы в течение 2006 - 2015 гг. составит:
- 2006-2008 годы - 569,4 млн. рублей,
- 2009-2015 годы - 930,6 млн. рублей.
Ежегодное финансирование мероприятий программы за счет средств местного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год, и может корректироваться.
Общий объем привлечения средств из областного бюджета определяется на основании областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" и подлежит ежегодному уточнению.
Объем возможного привлечения средств из федерального бюджета определяется на основе нормативов софинансирования ФЦП "Жилище" на период 2002 - 2010 годы" и подлежит ежегодному уточнению.
Оценка объемов средств из внебюджетных источников определяется в зависимости от планируемого ежегодно объема жилищного строительства.
В целом на реализацию мероприятий программы в течение 2006-2015 годов по всем источникам финансирования будет привлечено 12380,2 млн. рублей. Основные источники финансирования и объем затрат на реализацию программы представлены в приложении N 7.
VI. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Главным организационно-финансовым механизмом реализации Программы является входящие в ее состав подпрограммы, каждая из которых имеет свой механизм реализации.
Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Меры, предусмотренные в рамках каждой подпрограммы, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки, расширение спроса и предложения на рынке жилья.
Общий контроль за выполнением программы осуществляет администрация города Южно-Сахалинска (уполномоченный орган).
Общая координация хода выполнения программы в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города осуществляется советом по реализации приоритетных национальных проектов при администрации города Южно-Сахалинска.
Мониторинг, текущее управление и оперативный контроль реализации программы и входящих в ее состав подпрограмм обеспечиваются рабочей группой по разработке муниципальной целевой программы.
Структурные подразделения администрации города Южно-Сахалинска представляют отчеты о ходе реализации подпрограмм (по установленной форме) в следующие сроки:
- месячную отчетность - до 1-го числа месяца, следующего за отчетным;
- квартальную отчетность - до 2-го числа следующего за отчетным кварталом месяца;
- полугодовую отчетность - до 6 июля текущего года;
- годовую отчетность - до 12 января года, следующего за отчетным.
Уполномоченный орган администрации города обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводные отчеты о выполнении мероприятий (по установленной форме) в адрес совета по реализации приоритетных национальных проектов при администрации города Южно- Сахалинска и в администрацию Сахалинской области в следующие сроки:
- месячную отчетность - 2-го числа месяца, следующего за отчетным;
- квартальную отчетность - до 4-го числа следующего за отчетным кварталом месяца,
- полугодовую отчетность - до 10 июля текущего года;
- годовую отчетность - до 15 января года, следующего за отчетным.
Уполномоченный орган совместно с другими структурными подразделениями администрации города Южно-Сахалинска ежегодно готовит и представляет в срок до 28 января года, следующего за отчетным, в Совет по реализации приоритетных национальных проектов при администрации города Южно-Сахалинска и мэру города Южно-Сахалинска доклад о ходе реализации программы с внесением предложений по повышению эффективности ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Мэр города Южно-Сахалинска (администрация города Южно-Сахалинска) представляет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в городское Собрание города Южно-Сахалинска информацию о ходе реализации всех подпрограмм муниципальной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года" с внесением предложений по их необходимой корректировке.
Информационно-разъяснительная работа, связанная с реализацией программы, организуется разработчиками подпрограмм через печатные и электронные средства массовой информации (с участием отдела по работе со СМИ), а также путем проведения выставок, конференций, семинаров, общественных слушаний.
VII. Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы должна обеспечить достижение к 2015 году следующих показателей:
- увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья за 2006 - 2015 годы до 1000 тыс. м2;
- улучшение жилищных условий не менее 500 молодых семей;
- ликвидация существующего в городе по состоянию на 1 февраля 2006 года ветхого и аварийного жилищного фонда: в 2006 году - 1828,4 м2, в 2007 - 2010 годах - 24500 м2, в 2011 - 2015 годах - 31311 м2;
- увеличение объемов ежегодно выдаваемых жилищных ипотечных кредитов до 3 млрд. рублей к 2015 году;
- формирование рынка земельных участков;
- формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития инженерной инфраструктуры;
- снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60% до 45% к 2015 году;
- повышение обеспеченности жилой площадью на 1 жителя с 19,9 м2 до 24,2 м2 к 2015 году;
- повышение доступности приобретения жилья семьи из трех человек с 4,7 года до 2,7 года в 2015 году;
- увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств, с 7% до 25% в 2015 году;
- создание условий для улучшения демографической ситуации, рост населения к 2015 году до 190 тыс. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28 июня 2006 г. N 324/18-06-3 "Муниципальная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года"
Настоящее решение вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня"
Текст решения опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 22 августа 2006 г. N 65 (295) (без приложения N 3)
Текст решения опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 29 августа 2006 г. N 67 (297)
Текст решения опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 5 сентября 2006 г. N 69 (299)
Текст решения опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 7 сентября 2006 г. N 70 (300)
Решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 февраля 2013 г. N 765/45-13-4 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 ноября 2012 г. N 703/42-12-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 4 октября 2012 г. N 681/40-12-4
Изменения вступают в силу после опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 26 сентября 2012 г.
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 10 сентября 2012 г. N 653/39-12-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 27 апреля 2011 г. N 341/23-11-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 декабря 2010 г. N 294/18-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 21 января 2011 г. N 310/20-11-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 22 декабря 2010 г.
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 21 января 2011 г. N 309/20-11-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 22 декабря 2010 г.
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 декабря 2010 г. N 294/18-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 декабря 2010 г. N 295/18-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского собрания города Южно-Сахалинска от 24 ноября 2010 г. N 267/16-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 24 ноября 2010 г. N 268/16-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 27 октября 2010 г. N 245/15-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 23 сентября 2010 г. N 221/14-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 23 сентября 2010 г. N 224/14-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 23 сентября 2010 г. N 220/14-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 июля 2010 г. N 192/13-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 9 августа 2010 г. N 191/13-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 23 июня 2010 г. N 166/12-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 2 июня 2010 г. N 163/11-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 2 июня 2010 г. N 152/11-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 апреля 2010 г. N 140/10-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа от 24 марта 2010 г. N 103/8-10-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа от 27 ноября 2009 г. N 19/2-09-4
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа от 16 сентября 2009 г. N 1596/65-09-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа от 22 июля 2009 г. N 1552/64-09-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа от 22 июля 2009 г. N 1550/64-09-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27 мая 2009 г. N 1506/63-09-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29 апреля 2009 г. N 1463/62-09-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29 апреля 2009 г. N 1464/62-09-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 10 декабря 2008 г. N 1327/57-08-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 10 декабря 2008 г. N 1326/57-08-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 10 декабря 2008 г. N 1325/57-08-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 30 июля 2008 г. N 1178/53-08-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 31 июля 2008 г. N 1206/53-08-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28 мая 2008 г. N 1098/51-08-3
Изменения вступают в силу после опубликования в газете названного решения
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 7 мая 2008 г. N 1060/50-08-3
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 7 мая 2008 г. N 1058/50-08-3
Решение Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 11 декабря 2007 г. N 891/40-07-3
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27 сентября 2007 г. N 833/37-07-3
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 12 июля 2007 г. N 784/36-07-3
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 3 ноября 2006 г. N 442/23-06-3
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27 июня 2006 г. N 731/35-07-3